|
|
Обзор подготовлен |
При поддержке |
|
|
Олег Алленов: Российский телеком прошел стадию спонтанного развития
На вопросы CNews отвечает Олег Алленов, директор телекоммуникационного департамента АМТ Груп, к.т.н.
CNews: Какие ключевые тенденции на телекоммуникационном рынке России вы отмечаете по итогам 2005 года?
Олег Алленов: Наша компания более десяти лет работает с операторами связями. Собственно говоря, мы с самого начала были нацелены на телекоммуникационный рынок. В последнее время здесь произошли существенные изменения в инвестиционном климате. Достаточно много операторов стали планировать развитие своей инфраструктуры и вкладывать в это деньги. Следует отметить, что наметился комплексный подход к построению сетей. Если раньше финансировались какие-то выборочные компоненты сетевой инфраструктуры, то сейчас деньги вкладываются в комплексные решения: в развитие сетей нового поколения (NGN), в триединую услугу Triple Play. Рынок стал более зрелым, и его развитие стало более прогнозируемым.
CNews: Как изменилась за последнее время ситуация на рынке системной интеграции в сфере телекоммуникаций? Какие факторы оказывают наибольшее влияние на его развитие?
Олег Алленов: Некоторое время назад интеграторов можно было разделить на две категории: на тех, кто осуществлял системную интеграцию, то есть полный комплекс услуг, и тех, кто осуществлял сетевую интеграцию, то есть выполнял интеграцию только по сетевым услугам. Теперь же стал применяться комплексный подход. Сейчас практически все системные интеграторы переквалифицировались и занимаются построением полностью комплексных сетей под ключ, начиная с проектирования структурированных кабельных систем, систем электропитания, системы вентиляции, системы пожарной безопасности, систем ERP, и заканчивая такими высокотехнологичными решениями, как сети NGN. Осуществляя при этом весь спектр услуг от поставки оборудования, его интеграции, интеграции сетевых и программных продуктов, до предоставления сервисной поддержки и обучения специалистов заказчика.
CNews: Насколько ужесточается, по вашим наблюдениям, конкуренция между интеграторами на этом вертикальном рынке, в связи с намечающейся экспансией западных игроков?
Олег Алленов: Пока что мы не ощущаем присутствия серьезных западных системных интеграторов, приход которых мог бы спровоцировать какую-либо конкуренцию на отечественном рынке, но мы этого с нетерпением ждем. Видимо, их отсутствие связано с тем, что российский рынок пока не очень интересен и, возможно, не так велик. Но, безусловно, появление здесь этих игроков повлечет ряд существенный изменений. И, возможно, для многих российских интеграторов настанут не лучшие времена.
Я хотел бы подчеркнуть, что, во-первых, объемы российского рынка не так велики для западных игроков. Существует не так много крупных долгосрочных проектов, способных заинтересовать иностранных системных интеграторов. Во-вторых, российская система управления — скажем, в сфере project management — достаточно серьезно сейчас отличается от того, как работают на Западе. Поэтому западным интеграторам пока легче работать с компаниями, представляющими западных заказчиков в России. Работа с отечественными компаниями сопряжена с многочисленными сложностями, особенно если речь идет о бывших госструктурах. То есть требуется некое промежуточное звено в виде местного интегратора, который понимает всю специфику и готов адаптировать ее к соответствующим требованиям.
Однако о некоторых изменениях говорить все-таки можно. Стиль работы в России становится более европейским. Появляется современный европейский менеджмент. Все приводится к единым стандартам. Сейчас, действительно, почва достаточно подготовлена для появления иностранных корпораций на рынке системной интеграции в России. Как только у них появится финансовый интерес, мы ожидаем их выход на рынок в полном объеме.
CNews: Как бы вы оценили соотношение западных и российских программных продуктов в отечественном телекоме сегодня? Какова, по вашим оценкам, динамика этих долей?
Олег Алленов: К сожалению, по прежнему подавляющее большинство продуктов производится зарубежными производителями. Для российского производства характерна технологическая ниша имеющая ряд специфических особенностей оставшихся еще от советских времен. Западные производители просто не знакомы с подобными технологиями. В таких нишевых сегментах преобладает российская продукция. Есть, например, военные организации, успешно выпускающие оптические усилители, некоторые из них по своим характеристикам, может быть, даже лучше западных разработок. Однако происходит это прежде всего потому, что они не соответствуют международным стандартам.
В целом на рынке аппаратных средств продукция зарубежных компаний заметно преобладает. Правда, у отечественных игроков уже есть некоторые успехи на рынке ПО — ряду российских программных продуктов удалось захватить достаточно серьезную долю рынка. Существует, например, компания «Мера», выпускающая программные коммутаторы Softswitch. Просто приятно наблюдать за ее развитием. Компания заняла серьезные позиции не только в России, но и на мировом рынке, выпуская качественную продукцию для сетей NGN.
Я думаю, российские программные продукты, именно сетевые, составляют не более 20% от общего объема сетевого ПО используемого в России. Очень часто наши компании осуществляют доработку зарубежных программных продуктов, адаптируя их к российским реалиям. Однако не уверен, что подобную продукцию можно назвать российской.
CNews: Какие сегменты рынка интеграции в сфере телекоммуникаций росли в 2005 году, по вашим наблюдениям, наиболее активно?
Олег Алленов: Пару лет назад отмечался большой интерес к сетям NGN и IP-телефонии. Сейчас рынок буквально переполнен подобными проектами. Примерно такая же ситуация сейчас будет возникать и с Triple Play. Сейчас к сетям NGN и IP-телефонии добавляется третий компонент в виде цифрового интерактивного IP-телевидения. Практически все операторы, для которых мы делали в свое время сети NGN, интересуются именно IP-телевидением. Пока что они только присматриваются, прицениваются. Интерес к подобным проектам велик, однако еще мало кто готов вкладывать в это деньги. Я думаю, через год-полтора эти решения ожидает такой же бум, как это происходит сейчас с IP-телефонией.
CNews: Какие ИT-продукты и услуги наиболее востребованы сегодня российскими телекоммуникационными компаниями, из вашей практики?
Олег Алленов: Сейчас отмечается некий уклон в сторону платформ, предоставляющих дополнительные услуги. Если несколько лет назад все операторы вкладывались в инфраструктуру, развивали транспортные сети, мультисервисные сети и скоростные каналы, то сейчас, поскольку все эти проекты уже реализованы, ощущается острая потребность в новых дополнительных услугах.
Каждый оператор стремится выйти с новым набором своих услуг, чтобы получить определенный сегмент рынка. Именно поэтому сейчас наиболее популярны так называемые content delivery platforms, IN (Intelligent Network) платформы, то есть платформы для предоставления дополнительных услуг. Это те же Triple Play, IP TV платформы.
Если говорить о системах биллинга, здесь ситуация также несколько изменилась. Раньше практически весь операторский биллинг был самописный, сейчас же многие операторы приходят к тому, что нужно вкладывать деньги в серьезные промышленные продукты.
CNews: Каковы предварительные итоги деятельности «АМТ Груп» в телекоммуникационном секторе в 2005 году?
Олег Алленов: У нас достаточно хорошие результаты работы в этом году. Мы cущественно увеличили наш штат, в связи с чем, переехали в новый офис. Мы открыли несколько новых подразделений и начали развивать новые направления, в том числе IP-телевидение и решения для операторов мобильной связи. В настоящее время мы предоставляем весь комплекс услуг для операторов, начиная с дизайна и проектирования, и заканчивая технической поддержкой и обучением.
Говоря более конкретно, на работу с операторами связи приходится более половины нашего оборота. Мы сотрудничаем с очень крупными операторами и осуществили в этом году ряд масштабных проектов, например, построена десятигигабитная мультисервисная сеть в Алматы для АО «Казахтелеком». Также есть несколько очень интересных завершенных проектов, но говорить о них пока преждевременно.
В направлении по работе с мобильными операторами связи речь идет не только о предоставлении им традиционных услуг передачи данных, но и о специфических услугах именно для мобильных операторов. Это, например, решения по content delivery и IN платформам, созданию виртуальных сетей для мобильных операторов или так называемые MVNO (Mobile virtual network operator) решения. Сейчас подобные продукты и услуги становятся очень популярным направлением. Многие, в том числе и ритейловые компании, серьезно подумывают о том, чтобы заняться бизнесом MVNO.
Помимо прочего, мы достаточно серьезно занимаемся IP-телевидением, развивая не просто IPTV как систему цифрового интерактивного телевидения по IP, позволяющую предоставлять услуги video on demand, биллинг и различные дополнительные сервисы, но именно Triple Play. Мы осуществляем интегральные решения Triple Play — то есть объединение IPTV и IP-телефонии на базе мультисервисных сетей. Для пользователя это выливается в удобстве использования и дополнительных возможностях — номер входящего звонка во время просмотра телевизора отображается на экране, с пульта телевизора можно принять или отклонить звонок, а используя беспроводную клавиатуру — отправить SMS другу, выйти в Интернет и, скажем, заказать пиццу в Интернет магазине.
Я хотел бы отметить, что мы по-прежнему ориентируемся в основном на рынок операторов. Мы достаточно плотно работаем не только в России, но и в других странах СНГ: в Украине, в Казахстане, Узбекистане, Белорусии. Мы ориентируемся на предоставление операторам законченных, что называется — «под ключ», решений по построению и обслуживанию сетей. АМТ Груп старается избавить оператора от головной боли, связанной с подбором производителей и технологических решений, тем самым экономим его время. Мы имеем оснащенный самым современным оборудованием технопарк, и в состоянии продемонстрировать клиенту любое предлагаемое нами решение и сделать полномасштабный пилот перед продажей. У нас есть учебный центр, и мы готовы обучить персонал заказчика. Мы проводим наши проекты через Связьэкспертизу. После того как проект сдан, мы осуществляем его поддержку: наши инженеры могут круглосуточно мониторить сеть заказчика.
CNews: Планируете ли вы расширение числа вендоров телекоммуникационного оборудования или в ближайшие годы продолжите позиционировать себя как моновендорную компанию?
Олег Алленов: На самом деле, мы уже давно не являемся моновендорной компанией. Решения, которые мы предоставляем, базируются на продукции разных производителей. Тем более, что на операторском рынке новых решений (типа IP-телефонии, NGN, Triple Play), как правило, передовые продукты предлагаются небольшими, часто новыми компаниями. Традиционные крупные вендоры достаточно медлительны и консервативны в своем развитии. На фоне такой медлительности возникают компании «стартапы», предлагающие новые интересные решения, которые мы стараемся отслеживать. У нас есть специальные отделы, занимающиеся мониторингом рынка новых продуктов. Мы связываемся с такими компаниями, берем их продукты и тестируем. Если продукт интересен, мы интегрируем его в свои решения и потом предлагаем клиентам. Правда, со временем подобные «стартапы», так или иначе, поглощаются крупными производителями.
Практически весь комплекс решений NGN у нас построен на продукции пяти или семи различных производителей. То есть существует набор компонентов, каждое из которых является лучшим в своем классе. Что касается IPTV, здесь тоже существует порядка десяти производителей. Мы стараемся интегрировать все лучшее, что есть на рынке в настоящий момент. Именно это выгодно отличает нас от моновендорных компаний интеграторов.
CNews: Как по вашим прогнозам будет развиваться рынок информатизации отечественного телекома в ближайшую пару лет?
Олег Алленов: Я думаю, что развитие российского телекоммуникационного рынка будет более стабильным и прогнозируемым. Российский телеком прошел стадию спонтанного развития. Рынок стал более понятным. Стало ясно, кто и что за ним стоит. Есть ряд крупных корпораций, владеющих определенным бизнесом и группой операторов. Понятно, во что они будут вкладывать деньги и как. Появилось достаточно новое для России направление — консалтинг в области операторской деятельности. Безотносительно к какому-либо технологическому направлению и производителю оператору предлагается концепция развития, стратегия дальнейшего продвижения. Консалтинг может быть самостоятельным, без привязки к конкретным продажам. Оператор, если возникнет необходимость, может выбрать для дальнейших работ и другого интегратора.
CNews: Спасибо.
|
|