|
|
Широкополосный доступ: начало бумаВзрывному росту российского рынка широкополосного доступа способствуют как большой неудовлетворенный спрос, особенно в регионах, так и значительные инвестиции операторов в технологии широкополосного доступа. ШПД убивает dial-up Рынок широкополосного доступа (ШПД) в России вырос в 2006 году, по оценкам iKS-Consulting, на 42%, превысив отметку $1 млрд. Прогноз аналитиков на 2007 г. — $1,35 млрд. Таким образом, по итогам прошедшего года ШПД — это самый быстрорастущий сегмент российского телекома. В 2006 году широкополосный доступ обеспечил около 72% всех доходов на рынке услуг доступа к сети интернет, а к 2010 году его доля вырастет до 85%, считают в iKS-Consulting. Перспективы коммутируемого доступа неутешительны — в 2006 году dial-up стал «умирать» в Москве, и только в регионах продолжил рост на уровне 30-35%. Сворачиванию dial-up способствует новое регулирование, которое делает его более дорогим. Напомним, что с 1 июля 2006 г. в рамках принятого Федерального закона «О связи» и приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи от 19.06.2006 г. N51 «Об установлении предельных цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика» в России начала действовать принципиально новая система взаиморасчетов между операторами. Согласно новым правилам, провайдеры интернет-услуг обязаны оплачивать оператору местной телефонной связи (как правило, это МРК «Связьинвеста») услуги инициирования вызова от сети местного оператора связи. Суть услуги заключается в предоставлении телефонного соединения между модемом пользователя и модемным пулом провайдера. Услуга оплачивается провайдером услуг интернет повременно, за каждую минуту соединения. Вследствие увеличения себестоимости услуг интернет-провайдеры были вынуждены увеличить тарифы на коммутируемый доступ. Основным «двигателем» рынка широкополосного доступа является сектор «домашнего» широкополосного доступа. В 2006 году этот рынок, по оценке J’son & Partners, вырос на 90% по количеству абонентов и на 80% по доходам. К концу года число «домашних» абонентов достигло 2,6 млн, а к концу 2008 года, по прогнозам, составит 6 млн подключенных домохозяйств. Основной рост пришелся на регионы — в 2006 году количество региональных «домашних» абонентов выросло в 2,5 раза, а объем регионального рынка — в 2,6 раза. При этом в Москве и области рост рынка замедляется — в 2006 году он увеличился в 1,5 раза. Однако Москва еще долго будет оставаться крупнейшим рынком широкополосного доступа в России. Этому будет способствовать дешевый трафик, активность «Стрима» и инвестиции в кабельные сети. Все эти факторы обеспечили доминирование Москвы, на которую приходиться 45% всех домашних широкополосных подключений. К концу 2006 года, по оценкам J’son & Partners, широкополосный доступ интернет имела каждая четвертая московская квартира. По данным ComNews Research, объем столичного рынка ШПД в 2006 году составил $260 млн. По мнению российского регулятора, 2006 год явился переломным для российского рынка широкополосного доступа. Как считают в Мининформсвязи России, «точка перегиба» кривой экспоненциального роста этого рынка уже пройдена, и широкополосный доступ уже не является чем-то экстремальным и экзотическим для России, сейчас это необходимая и востребованная услуга. Особенно она важна, по мнению министерства, для успешной реализации национальных проектов в образовательной, социальной сферах, в государственном управлении, которые «завязаны» на широкополосный доступ. Все эти факторы гарантируют, что рынок будет и дальше активно развиваться, считает отечественный регулятор. Однако для более активного развития необходимо преодолеть ряд сдерживающих факторов. К ним, в частности, относится монополизация местных телекоммуникационных рынков. Поэтому регулятор планирует в первой половине 2007 года подготовить и принять законодательные акты, которые позволят значительно улучшить ситуацию — обеспечить доступ альтернативных операторов к инфраструктуре «последней мили», которой сейчас монопольно распоряжаются местные филиалы межрегиональных компаний «Связьинвеста». 10-ка крупнейших По данным CNews Analytics, на крупнейших 10 провайдеров ШПД в России приходилось по состоянию на конец 2006 года по 1,2 млн абонентов. Это примерно 45% рынка. Лидером по числу абонентов является компания «Комстар-Директ» (бывшая «МТУ-Интел»), предоставляющая услуги под брендом «Стрим» и входящая в состав «Комстар-ОТС». Выручка от подписчиков «Стрима» у «Комстар-ОТС» выросла в 2006 году на 54% до $76 млн, а число абонентов ШПД достигло почти 360 тыс. — на 44% больше, чем в конце 2005 года. «Корбина Телеком», поглощенная «Голден Телеком», обслуживала в начале 2007 года 115 тыс. абонентов — примерно столько же, сколько лидеры среди традиционных операторов — «Центртелеком» и «Уралсвязьинформ». Всего МРК «Связьинвеста» обслуживали 631,3 тыс. абонентов, что в 4,25 раз больше, чем годом ранее. Топ 10 крупнейших провайдеров широкополосного доступа в России, 2006
На московском рынке доминируют «Комстар-Директ», «Корбина Телеком», «Комкор-ТВ» и «Центел», на долю которых приходится 2/3 всех абонентов. Все эти игроки фигурируют в десятке крупнейших российских провайдеров ШПД. Московский рынок широкополосного интренет-доступа по количеству на 31 декабря 2006 г. Ценовые войны провайдеров ШПД привели к кардинальному снижению тарифов. Так, в Москве цены снизились с начала 2006 года примерно в 4 раза и достигли нижней границы. Операторы были вынуждены поменять стратегию — вместо снижения цен они стали повышать скорость доступа. В регионах настоящей конкуренции еще нет. Монопольное положение филиалов МРК «Связьинвеста» препятствует быстрому снижению цен, которые в среднем в 6-8 раз, выше, чем в столице. Альтернативные региональные операторы, как правило, предлагают более привлекательные условия на ADSL-доступ, чем традиционные операторы, однако они работают, как правило, на локальных городских территориях, где имеют номерную емкость. Российский рынок ШПД вырастет за год на 50% В последующие годы следует ожидать дальнейшего усиления конкуренции со всеми сопутствующими атрибутами — ценовые войны, консолидация игроков и пр. Свои амбициозные планы раскрыли несколько крупных игроков — холдинг «Ренова-Медиа», «Мостелеком» и др. «Связьинвест» планирует в 2007 году увеличить число абонентов, подключенных по ADSL, в 2,3 раза до 1,5 млн. При этом планируется, что доля доходов от интернет-услуг, оказанных МРК «Связьинвеста» в 2007 г. вырастет на 2% — до 10% от общей выручки. В целом, по прогнозам Мининформсвязи РФ, в 2007 году российский рынок ШПД вырастет на 50-70% и составит $1,5–1,7 млрд. Между тем, провайдерам услуг ШПД, испытывающим резкий рост абонентской базы, следует задуматься о расширении каналов и модернизации инфраструктуры. Трафик растет как по причине увеличения числа пользователей, так и вследствие роста популярности видеоконтента и других видов «тяжелого» трафика. Это может привести к тому, что операторы и абоненты столкнутся с дефицитом канальной емкости и возможными массовыми сбоями в работе Сети. Этой негативной тенденции будет способствовать падение цен на трафик, и связанное с ним нежелание провайдеров вкладывать деньги в расширение пропускной способности магистральных каналов. Первые отголоски новой угрозы прозвучали в начале 2007 года, когда входящий в состав «Синтерры» провайдер «РТКомм», выигравший в 2006 г. конкурс на подключение к интернету почти 53 000 российских школ, столкнулся с проблемой нехватки каналов. Как оказалось, школьники пользуются интернетом так активно, что «Синтерре» пришлось обратиться за помощью к другим операторам. В сентябре 2006 года суммарный объем трафика только со стороны подключенных к Сети российских школ достигал 87 Гбайт, в декабре — уже около 11 Тбайт (в 130 раз больше). В будущем «учебный» трафик станет расти еще быстрее - ведь к сентябрю 2007 года количество подключенных школ возрастет почти в 2,5 раза. Виталий Солонин / CNews Analytics |