|
|
Телекомщики лидируют в затратах на связьНа отечественные телекоммуникационные предприятия приходится более четверти всех расходов на связь в экономике. Российские связисты тратят на телеком примерно в 2,2 раза больше, чем звонят друг другу и обмениваются информацией между собой все органы госвласти. В ближайшем будущем расходы телекомщиков на связь вырастут еще больше. Телекоммуникационный сектор интересен с точки зрения своей собственной деловой активности, встроенности в информационные сети принадлежащих ему предприятий. Российские связисты показывают в этом отношении неплохие результаты, по крайней мере, у себя на родине. На отечественные предприятия связи приходится более четверти всех расходов на связь в экономике. Существенное увеличение расходов предприятий связи на свои собственные услуги имело место в 2005 году, когда они выросли почти в 2,5 раза — с 6 до 15 млрд руб. Таким образом, если верить Росстату, доля предприятий связи в общих расходах на связь в экономике разом выросла с 15% до 25%. В 2006 году расходы предприятий на телекоммуникационные услуги составили оценочно 21,5 млрд руб. Для сравнения, российские связисты расходуют на телекоммуникационные услуги примерно в 2,2 раза больше, чем все органы госвласти, и где-то в 1,8 раза больше, чем тратят на связь предприятия всех отраслей российской промышленности вместе взятые. Динамика расходов предприятий связи на связь, 2002-2006 гг. Взлеты и падения в расходах на связь При всем этом, однако, динамика расходов на связь, как в самом секторе телекоммуникаций, так и в экономике в целом, достаточно неопределенна и не выдерживает никакой четкой тенденции. Темпы роста расходов на связь — в телекоме и в экономике в целом Согласно Росстату, на фоне отсутствия роста в 2003-2004 гг. (+8,6% и +6,1%, соответственно), 2005 год показал чудеса взлета расходов предприятий связи на телекоммуникационные услуги (+149%). Но при этом ситуация, имевшая место в 2003 и 2004 гг., довольно-таки трудно объяснима, так как рост даже не перекрывал инфляцию и, значит, объемы информационного объема de facto сокращались. Еще сложнее объяснить взрыв использования услуг связи в 2005 году. Нормальной выглядит только ситуация 2006 года, где рост оценочно составил +40,7%, что типично для интенсивно развивающейся индустрии с высокой деловой активностью. Такое поведение предприятий связи укладывается в общую канву происходящего в экономике. Судя по расходам на связь, 2005 год характеризовался подъемом деловой активности всех предприятий, которые в том же году потратили на связь в 1,5 раза больше (+53,1%), чем годом ранее. А в 2004-м году затраты связь в целом по экономике, напротив, упали (-7,7% по данным Росстата). Заметим, что на общий подъем деловой активности в экономике сектор телекоммуникаций реагирует сильнее, чем остальные отрасли (темпами в 2-3 раза более высокими), а на спад — более плавно (когда экономика "уходит в минус", деловая активность связистов притормаживается, но не идет вспять). Таким образом, в 2003-2006 гг. российская экономика прошла некий цикл спада-подъема деловой активности предприятий, что отразилось в их расходах на телекоммуникационные услуги. Четкие тенденции развития пока указать сложно — никакой определенной динамики наблюдать не приходится: последует ли в 2007 году новый спад, будет ли, напротив, подъём, или же рынок связи стабилизируется — пока не ясно. Владимир Карачаровский / CNews Analytics Михаил Решетов: Неудовлетворенный спрос на телефонию и доступ в интернет остается огромнымНа вопросы CNews отвечал Михаил Решетов, генеральный директор компании «ВестКолл». CNews: Как изменилась за прошедший год ситуация в отечественном телекоме, по вашим наблюдениям? Михаил Решетов: Как компания, работающая на двух столичных рынках, мы обладаем информацией о ситуации в Москве и Санкт-Петербурге. Вопреки мнению о насыщенности московского и петербургского рынков связи, на самом деле неудовлетворенный спрос на телефонию и доступ в интернет продолжает оставаться огромным. Как бы ни менялось законодательство, какие бы новые факторы ни вмешивались в развитие рынка телекоммуникаций, услуги связи продолжают оставаться актуальными и для корпоративных, и для частных клиентов. А развитие современных технологий предоставляет все новые и новые возможности, делающие потенциал рынка практически неограниченным. CNews: Как развивалась ситуация на рынке домашних сетей в 2006 году? Какие основные тенденции можно выделить в этом сегменте? Михаил Решетов: Динамика развития рынка телекоммуникаций вообще очень высокая, в том числе и в сегменте домашних сетей. В освоении современных технологий мы, в принципе, не отстаем от наших западных соседей. Однако в Европе гораздо выше уровень проникновения новых телеком-технологий, чем у нас. Например, почти в каждом европейском доме есть услуга Triple Play и другие современные сервисы, у нас же эти услуги развиваются в первую очередь в мегаполисах. В регионах пока такого бурного развития нет, но я уверен, это вопрос ближайших двух-трех лет. Все новые идеи и новые решения, которые появляются в мире, так или иначе тестируются и применяются в нашей стране, но их распространение пока несколько сдерживают более низкий уровень жизни населения и недостаточное развитие общей инфраструктуры. Тем не менее, мы считаем этот рынок интересным и рассчитываем занять на нем определенное место. |