|
|
Сотовые дилеры отдают салоны «под нож»?Основные источники доходов розничных цифровых сетей России — продажи сотовых телефонов и контрактов – иссякают. Крупнейшие ритейлеры готовы закрывать магазины с плохими показателями. Ожидаемая стагнация В 2006 году российский рынок сотовой связи показал давно ожидаемые признаки насыщения: число подключений новых абонентов резко упало, что повлекло за собой первое в истории цифровой розницы количественное снижение продаж мобильников (на 6-14% по данным различных источников). Правда, в денежном выражении рынок все равно вырос, хотя и незначительно (на 3% по данным «Евросети») — благодаря ориентации россиян на более дорогие модели. Сотовые дилеры готовились к стагнации рынка заранее: диверсифицировали свой бизнес путем расширения ассортимента товаров и услуг, проводили ребрендинг, совершали региональную экспансию, в том числе в ближнее зарубежье и пр. Это помогло им увеличить свои обороты и на этот раз, правда, не столь существенно, как ранее. Тем не менее, часть неэффективных магазинов им, по всей видимости, придется закрыть. Российский рынок розничных продаж сотовых телефонов, 2001-2006 Основные показатели По итогам 2006 года «Евросеть» осталась абсолютным лидером по количеству торговых точек в России и за ее пределами, обороту, количеству проданных телефонов и SIM-карт. Число салонов компании в России, СНГ и Прибалтике увеличилось на 63,5% и достигло 5 087, а оборот компании вырос на 79% до $4,62 млрд. Количество проданных сотовых телефонов и SIM-карт составило соответственно 12,117 млн и 14,68 млн штук — на 33% и 9% больше продаж 2005 года. Группой компаний «Связной» в прошедшем году реализовано 4,29 млн телефонов и 4,53 млн SIM-карт – соответственно на 37% и на 15% больше, чем в 2005 году. На 1 января 2007 года количество центров мобильной связи «Связной» составило 1200, что на 40,5% больше показателя предыдущего года. Оборот группы, включающий в себя выручку от реализации товаров и услуг и платежи за мобильную связь, составил $1,83 млрд ($1,78 млрд – в рознице), увеличившись на 74,3%. По собственным оценкам, рыночная доля «Связного» по количеству проданных в России телефонов увеличилась в 2006 году с 9,8% до 14,6%. Обороты крупнейших розничных сетей сотовой связи России, 2005-2006 Второй по количеству торговых точек «Цифроград» расширил в 2006 году свою франчайзинговую сеть на 37% — до 1300 салонов. Его оборот, по предварительным данным, вырос на 60,5% до $722,4 млн. «Диксис» увеличил выручку на 83% до $701,5 млн, а число салонов более чем вдвое — до 1515. Соответствующие показатели у «Беталинк» – $690 млн (рост на 81,6%) и 645 торговых точек. Розничная сеть «Телефон.Ру» насчитывала на конец 2006 года более 300 собственных салонов-магазинов, а оборот компании составил более $180 млн. Крупнейшие игроки на рынке сотовой розницы России: основные показатели 2006
По данным MRG, в 2006 году по числу салонов «Евросеть» занимала 42% рынка, «Связной» — 15%, «Цифроград» — 10%, «Беталинк» — 9,5%, «Диксис» — 8,5%. Рынок продолжает укрупняться – по данным MForum Analytics, совокупная доля 5 лидирующих федеральных дилерских компаний в России («Дивизион», «Диксис», «Евросеть», «Связной», «Цифроград») на рынке мобильной розницы на конец 2005 года составляла 45%, а по итогам третьего квартала 2006 года данный показатель вырос до 55%. В зависимости от федерального округа, рост совокупной доли рынка пятерки лидеров за первые три квартала 2006 года составил от 8% в Дальневосточном ФО до 13% в Уральском ФО. Совокупная доля рынка Топ5 по итогам третьего квартала 2006 года составляла от 40% в Дальневосточном ФО до 72% в московском регионе. Доли крупнейших розничных сетей сотовой связи России по количеству торговых точек в 2006 году За эффективность Общее число салонов и объем выручки – важные показатели деятельности компаний, однако они практически не характеризуют эффективность их работы. Поэтому лидеры рынка, оставаясь крупнейшими по абсолютным показателям — количеству торговых точек и объемам продаж, могут отставать по относительным показателям. Так, «Связной» имел более высокие, чем у «Евросети», показатели в расчете на одну торговую точку: оборот, количественные продажи телефонов и SIM-карт. По этим показателям он обошел ближайшего конкурента, соответственно, на 53,2%, 41,5% и 23,2%. Кроме того, показатель рентабельности по EBITDA у «Евросети» снизился 4,6% в 2003 году до 3,9% в 2006-м. Основные показатели компаний «Связной» и «Евросеть» в 2006 году в расчете на одну торговую точку в месяц
Имея планы на IPO, лидер российского сотового ритейла намерен усилить борьбу за эффективность. В частности, в начале 2007 года на встрече с аналитиками была озвучена стратегия компании, направленная на повышение рентабельности. Для этого планируется прекратить экспансию в России и, возможно, даже закрыть часть своих магазинов. Благодаря закрытию убыточных торговых точек, компания надеется вернуть в этом году рентабельность по EBITDA на уровень трехлетней давности – увеличить этот показатель до 4,5-5%. На непопулярные меры «Евросеть» вынуждает не только ухудшившийся финансовый показатель рентабельности, но и страх перед антимонопольными органами, которые уже интересуются компанией как игроком, который занимает существенное положение на рынке. Напомним, что по итогам 2006 года доля «Евросети» на российском рынке мобильников составляет около 40%. Консолидация и экспансия продолжаются Консолидация на рынке российского сотового ритейла, начавшаяся еще несколько лет назад, продолжилась и в 2006 году. Крупные игроки вытесняли мелких, поглощая их или разоряя с помощью агрессивной ценовой политики. В результате рыночная доля игроков, не входящих в пятерку крупнейших, снизилась до 15%. Наибольшую M&A-активность традиционно проявляла в 2006 году «Евросеть». Первым делом она взялась за Северо-Западный регион, где завершила серию крупных сделок. Среди них, прежде всего, покупка главного конкурента в этом регионе – компании «Ультра», которая только в Петербурге и Ленобласти владела 83-мя салонами. Кроме того, «Евросеть» приобрела 21 салон питерской сети «Телеком поинт», которые до этого работали под маркой «Цифрограда» по франчайзингу. В начале сентября Северо-Западный филиал «Евросети» завершил сделку по приобретению 10 салонов торговой сети «Мобилэнд», работавших ранее по франчайзинговой схеме с «Диксис» в Архангельской области. Петербургом заинтересовался и «Дивизион» (торговая марка Divizion). Компания открыла в Северной столице первые 4 салона. «Евросеть» проявляла активность и в других регионах. Так, компания купила 52 салона связи красноярской сети «Позывной» и подписала договор о вхождении в свой холдинг новосибирской сети салонов связи «Мобильный Мир». В течение 2006 года «Евросеть» активно продвигалась и на постсоветском пространстве. Число стран СНГ, помимо России, где присутствовала компания, выросло с четырех в начале 2006 года до девяти в конце. В мае 2006 года 4 первых салона открылись в Ташкенте, Узбекистан. В декабре 2006 года «Евросеть» приобрела молдавскую розничную сеть салонов связи Eurotel, состоящую из 44 торговых точек. В 2007 году «Евросеть» продолжила освоение стран ближнего зарубежья. В январе компания вышла на розничные рынки Армении и Азербайджана. Таким образом, она присутствует уже в 12 странах, не включая Россию. Кроме того, она расширяла свою активность на уже давно занятых рынках СНГ. В 2007 году «Евросеть» планирует увеличить собственную сеть салонов сотовой связи в Украине до 1000 магазинов и занять здесь лидирующую позицию. Продолжили региональную экспансию и другие розничные сети. В январе 2006 года «Дивизион» заключил франчайзинговый договор с сетью салонов связи Брянской области «Арбат-Связь» (14 салонов). В феврале аналогичный договор был подписан с «Кент», владеющим сетью салонов сотовой связи в Краснодаре (9 салонов); в мае — с сетью салонов связи «Евротел» (20 салонов), работающей в двух регионах Южного ФО – Ставропольском крае и Карачаево-Черкесской республике. В начале июня «Дивизион» заключил франчайзинговый договор с сахалинской «Соткой» (7 салонов). В апреле компания открыла первые четыре салона цифровых технологий Divizion в Костроме. В начале 2006 года группа компаний «Диксис» (торговая марка Dixis) расширила сеть магазинов цифровой техники в Сочи — в состав сети включено 5 магазинов, работавших ранее под брендом «Сочителеком». В феврале «Диксис» заключил франчайзинговый договор с крупнейшей дальневосточной сетью салонов сотовой связи «Даль Телеком» (13 салонов). В марте аналогичное соглашение было подписано с казанской торговой компанией Domo (41 магазин в 25 городах Поволжья и Сибири), которая расторгла прежнее соглашение с «ЦифроМаркет Казань», представлявшем «Цифроград» в Татарстане. В том же месяце под бренд Dixis перешла крупнейшая саратовская сеть салонов связи «Маркони» (30 салонов). В мае «Диксис» подписал франчайзинговый договор с нижегородской R&SH (16 магазинов). До конца 2006 года компания планировала увеличить число собственных и франчайзинговых магазинов в нижегородском регионе с 31 до 70, а свою долю на нижегородском рынке сотовой розницы — с 12% до примерно 20%. В декабре «Диксис» купил 9 салонов Новокузнецкой сети «Средства связи» и открыл первые собственные магазины цифровой техники DIXIS в Рязани. С того момента бренд Dixis представлен в каждой из 18 областей Центрального ФО, где к концу года планировалось довести число магазинов до 170 собственных и 65 франчайзинговых. В апреле «Цифроград» расширил свою сеть в Чебоксарах. В мае стало известно, что салоны сотовой связи «Симфония» (Екатеринбург) сменят вывеску: региональный ритейлер заключил франчайзинговый договор с «Цифроградом». В начале июня открылся первый в Якутии центр мобильной электроники «Цифрограда» в г. Мирный. В том же месяце сотовая сеть открыла 8 салонов в Коломенском районе, 2 салона на Камчатке (по франчайзинговому соглашению с компанией «Петрофон») и 4 салона в Смоленске. В конце сентября «Цифроград» вышел на рынок Саратовской области, открыв в регионе 28 салонов в Саратовской области в рамках своей франчайзинговой программы (в том числе – 21 салон, ранее работавший под брендом «Маркони»). Тогда же открылись 13 авторизованных точек продаж Nokia в Иваново (партнером Nokia выступил «Цифроград») и 2 салона в Костроме. В начале октября федеральная сеть открыла 4 салона в Минеральных водах, а в конце того же месяца — завершила сделку по приобретению 6 салонов сети «Горбушка» (Красноярск). В результате «Цифроград» увеличил свою розничную сеть в регионе до 24 центров и занял около 10% местного рынка мобильной электроники. В декабре «Цифроград» появился на Сахалине: первые два центра сети открылись в Южно-Сахалинске. Несмотря на укрупнение рынка в 2006 году на рынке российской цифровой розницы появлялись новые игроки. Так, в октябре в Петербурге заработал первый салон «Питерфонъ». Однако, по всей видимости, этот и подобные проекты направлены на кратковременную раскрутку и последующую перепродажу крупным игрокам. Другая тенденция – выход на рынок мобильного ритейла широкопрофильных сетей-дискаутеров. Так, в конце января 2007 года «Утконос» вышел на новый для себя рынок, взявшись продавать мобильные телефоны. Наконец, собственные сети розничных продаж продолжают развивать сотовые операторы. В марте 2007 года МТС объявила о создании дочернего «ТС-Ритейл» для развития собственной сети розничных продаж. МТС будет продвигать через свои салоны услуги и продукты, разработанные совместно с другими операторами группы «Система Телеком». Сотовой розницей заинтересовались крупные отечественные финансовые инвесторы. В марте 2006 года финансовая корпорация «Уралсиб» приобрела за $50 млн 7,5% акций «Евросети», однако уже в декабре доля инвестора была продана обратно Евгению Чичваркину и Тимуру Артемьеву. В конце 2006 года инвестиционная группа «Русские Фонды» подписала соглашение о приобретении 50% в розничной сети магазинов мобильной связи «Телефон.Ру». Планировалось, что в первом полугодии 2007 года «Русские Фонды» осуществят инвестиции в компанию в объеме более $20 млн. Они пойдут на расширение регионального охвата сети, в том числе выход на московский рынок, и увеличение сети примерно в 3 раза — до 1000 собственных точек продаж. Не исключено, что в перспективе «Русские фонды» могут приобрести доли в других сотовых ритейлерах. Ожидается и появление на этом рынке и других инвесторов. Этому способствует увеличение прозрачности рынка, наступившее после серии арестов крупных партий товара и изменении схем работы компаний. Сотовые перспективы 2007 Что ждет российский рынок цифровой розницы в 2007 году? В «БетаЛинке» считают, что рынок сотового ритейла в России достиг насыщения, и в течение ближайших двух лет общее количество салонов связи сократится в 2-3 раза: с 25-30 тысяч до 10 -15 тысяч. При этом с уменьшением количества салонов будет расти качество оставшихся. Продолжится диверсификация бизнеса сотовых дилеров. В их обороте все более заметное место будут занимать дополнительные товары (скретч-карты, цифровая техника и пр.) и услуги. В 2007-2008 гг. продолжится дальнейший рост совокупной доли рынка лидирующих федеральных дилерских компаний. Однако ряд аналитиков считает, что при достижении совокупной доли рынка пятеркой лидеров уровня 70%, дальнейший рост будет затруднительным. Оправдаются ли эти прогнозы, покажет время, а пока доля, занимаемая «федералами» продолжает расти. Виталий Солонин / CNews Analytics |