|
|
Российские операторы не спешат искать потерянную выручкуМода на системы гарантирования доходов и борьбы с мошенничеством в российских телекоммуникационных сетях зародилась еще несколько лет назад. Однако случаев реальных внедрений подобных решений в России пока не так много. Телекоммуникационные компании работают в условиях постоянного усиления конкуренции. Снижение ARPU и невозможность оставить этот тренд путем увеличения тарифов заставляет операторов искать пути выживания. По большому счету вариантов только два — минимизировать свои потери, т.е. как можно полнее собирать всю биллинговую информацию, бороться с мошенничеством и пр., или развивать новые высокодоходные сервисы, предлагая их абонентам раньше, чем это сделают конкуренты. Потери на многочисленных участках процесса производства и продажи услуг телекоммуникационных компаний ежегодно складываются в общий недобор денег. Экспертные оценки доли потерь в доходах операторов сильно разнятся —от 3-4% до 25% в мире и до 4-15% в России. Сами операторы, по понятным причинам, скромничают, называя цифры в районе 1-5%. Но в любом случае утечка доходов объективно существует. А минимизировать убытки операторов призваны системы гарантирования доходов (Revenue Assurance Systems, RAS) и борьбы с мошенничеством (Fraud Management Systems, FMS). На развитых рынках использование таких программных комплексов —дело обыденное. В России же интерес к системам RAS и FMS только зарождается. Он выражается как в проведении первых конференций по соответствующей тематике, так и в реальных внедрениях. Интерес подогревает ряд факторов. Это расширение деятельности операторов как с точки зрения спектра предоставляемых услуг, так и с точки зрения географии присутствия. Это и усложнение принципов тарификации и самих сервисов, существенные изменения в законодательстве, демонополизация рынка дальней связи, увеличение случаев мошенничества и т.п. Кроме того, все чаще начинают интересоваться наличием реализованных систем гарантирования доходов и борьбы с мошенничеством инвесторы. И отсутствие таких решений может служить для них сигналом о неэффективном ведении бизнеса в компании. Источники потерь Источники потерь в телекоммуникационных компаниях, которые могут быть минимизированы с помощью систем RAS и FMC, самые разнообразные. Потери таятся в расчетах с партнерами по межоператорскому взаимодействию (интерконнект-партнерами), при сборе доходов за оказанные услуги и информации о состоявшихся соединениях. Нередки ошибки в тарифных планах, расхождения в клиентских данных, сбои на уровне коммутации и сигнализации и даже ошибки на этапе разработки услуг. Настоящим бичом операторов являются случаи мошенничества. Последнее может выражаться в банальном воровстве трафика, которое чаще всего возникает из-за подключения к распределительной коробке в здании. Могут открываться и подпольные переговорные пункты, использоваться ресурсы безлимитной связи для операторской деятельности, происходить «клонирование» карточек и т.д. В сотовой связи известны и более изощренные способы неуплаты денег за услуги. Так, в 2006 году в Рунете появились сайты, предлагающие абонентам подключиться к сервису, который «преобразует» все исходящие вызовы с мобильника в бесплатные входящие. Фактически системы гарантирования доходов можно рассматривать как логическое продолжение систем анализа контроля операционных рисков и их развитие до уровня эксплуатации. В основе таких решений лежит анализ информации об оказанных услугах, потерях в системах mediation, тарификации и биллинга. Поставщики и решения В России известны проекты несколько западных разработчиков подобных систем (ECTel, Hewlett-Packard и др.), а также одного российского —IBS. Последняя компания в качестве преимущества своего решения для российских операторов отмечает относительно невысокую стоимость и локальное сопровождение. FM-RAS (система обнаружения мошенничества и анализа потерь доходов оператора) для операторов транзитной, мобильной и фиксированной связи от IBS направлена на сохранение доходов оператора, и позволяет сократить как прямые, так и косвенные потери. Оно помогает решать как внутренние проблемы оператора (некорректная работа оборудования, ошибки в тарификации и биллинге), так и внешние, связанные с негативным поведением абонентов и присоединенных операторов (мошенничество, несанкционированный доступ в сеть, нелегитимный увод трафика и т.п.). Решение представляется как best-practice международного уровня. При разработке FM-RAS были использованы основные методологические материалы ТМ Форума в части анализа бизнес-процессов заказчика с применением карты eTOM (The enhanced Telecom Operation Map) и общих подходов и рекомендаций к гарантированию доходов оператора связи. Другой российский системный интегратор — «Квазар-Микро» — в составе OSS/BSS-систем предлагает решение для предотвращения финансовых потерь (Azure Certo 2) и решение для борьбы с мошенничеством (Azure Fraud Control Solution) от компании Azure. Часто у крупных вендоров системы RAS и FMS объединены с другими. Например, у Hewlett-Packard (НР) они входят в состав ISM (Integrated Service Management) — интегрированной системы управления предприятием связи. HP считает себя лидером по количеству установок у мобильных операторов решений по борьбе с мошенничеством в системах телекоммуникаций и гарантированию доходов оператора (минимизации убытков). Речь идет о программных комплексах FMS (Fraud Management system) и RA (Revenue Assurance). Израильская фирма ECTel (дочерняя компания ECI Telecom) позиционирует себя в качестве международного поставщика решений Integrated Revenue Management (IRM) для операторов проводной и беспроводной связи, а также конвергентных операторов и провайдеров услуг на базе сетей следующего поколения. На рынке решений для предотвращения мошенничества и гарантирования доходов компания работает свыше 15 лет. Компания Lucent Technologies (теперь Alcatel-Lucent) в 2006 году открыла в Москве лабораторию центра компетенций по системам поддержки эксплуатации систем связи (OSS). В лаборатории, помимо прочего, установлено программное обеспечение VitalSuite Lucent Technologies, применяемое, в том числе и в области гарантирования доходов. Проекты в России Одним из пионеров внедрения системы фрод-менеджмента (решение FraudView от компании ECTel) в России стала компания «Комстар-ОТС». Работа по этому проекту началась еще в 2002 г., а в июле 2003 г. решение начало функционировать в рабочем режиме. Основная доля мошеннических операций на сетях операторов была связана, как и сейчас, с незаконным доступом к офисным телефонным станциям клиентов, и задача «Комстар-ОТС» заключалась в обеспечении контроля за характером пользования каналами, линиями и номерами телефонной сети компании и отработке механизмов предотвращения мошенничества. В 2004 г. оператор объявил о результатах работы системы фрод-менеджмента за первый год с момента начала эксплуатации. Предотвращенный потенциальный ущерб компании оценивался в сумму свыше $1 млн. По словам директора по безопасности «Комстар-ОТС» Евгения Азеева, было выявлено и пресечено около 20 случаев мошенничества. По его мнению, в последнее время акцент с точки «зрения предпочтений&кaquo; мошенников сместился в сторону IP телефонии. Г-н Азеев выделяет следующие основные виды мошенничеств: в области межоператорских связей (подделка сигнализаций) и мошенничества, связанные с тарифами. Последние, отметил он, меняются операторами достаточно активно, поэтому существует возможность разного рода махинаций, основанных на разнице тарифов входящей и исходящей связи (так называемый call back). По мнению г-на Азеева, отечественные разработчики не успевают за рынком решений для предотвращения мошенничеств, и настоящих, грамотных специалистов в данной области очень мало. Поэтому в основном крупные российские предприятия пользуются услугами западных компаний для организации работы служб информационной безопасности. В том же 2004 году стало известно о том, что подобное решение FraudView планирует установить в своей сети «Ростелеком». Бывший монополист дальней связи заключил договор с компанией ECTel на расширение системы, позволяющей предотвращать утечку трафика. Кроме «Ростелекома» и «Комстар-ОТС» продуктами «дочки» ECI Telecom пользуются такие компании, как «МегаФон», «ПетерСтар», Equant и др. Пилотный проект IBS по внедрению системы FM-RAS состоялся в 2006 году на сети компании «Уралсвязьинформ». В качестве программной платформы для построения системы была выбрана линейка продуктов Microsoft. Для аппаратной части использованы решения IBM (серверы, дисковая подсистема для хранения большого объема данных и т.д.). Оператор тиражирует решение в своих филиалах, в том числе в GSM-сети Utel. В этом году запланировано расширение функциональности, которое позволит говорить о полноценной системе. IBS надеется на то, что ее заказчиками станут и другие операторы. В 2007 году проекты по внедрению системы начали филиал «Северо-Западного Телекома» — «Петербургская телефонная сеть» и «Башинформсвязь». Кроме того, планируется внедрение системы на сети альтернативного рязанского оператора связи «Сотком». Сервисное подразделение HP Services осуществило ряд крупных комплексных проектов, в том числе по внедрению системы консолидированного сбора и обработки данных HP IUM (mediation) для «Уралсвязьинформа». В рамках сотрудничества с департаментом консалтинга и интеграции HP, компания МТС выбрала решение по борьбе с мошенничеством и гарантированию доходов оператора для внедрения по всей сети оператора связи в московском и 8 макрорегионах России. Итак, число и масштабы проектов с использованием систем гарантирования доходов и борьбы с мошенничеством в российских телекоммуникационных сетях постепенно увеличиваются. Можно ожидать, что с развитием конкуренции, сложности тарифных предложений и услуг эта тенденция только усилится. Но главное, чтобы стоимость подобных решений с учетом всевозможных затрат (стоимость самого продукта и его поддержка, трудопотери, обучение персонала и пр.) не превышала сами потери. Иначе их внедрение теряет всякий смысл. Виталий Солонин / CNews Analytics |