|
|
Сценарии информатизации рынка услуг междугородней и международной телефонной связи: демонополизация как ключ к будущемуСценарии, по которым будет развиваться спрос на ИТ в секторе дальней связи, обуславливаются напрямую двумя уровнями причин. Во-первых, тем, состоится ли de facto демонополизация рынка и, во-вторых, если она состоится, то каким числом операторов будет представлена. Напомним, что к настоящему времени лицензии на предоставление услуг дальней связи выданы 17 новым операторам. Они ждут своей очереди допуска на рынок. Существуют определённые сомнения в том, что будут реализованы все выданные на сегодняшний день лицензии. По лицензионным условиям новые операторы должны построить собственные сети дальней связи, которые охватывали бы всю территорию РФ. Вряд ли все из них смогут это сделать. Однако это уже и есть первый фактор, который может определять текущий тренд спроса на ИТ в секторе дальней связи. Сценарии, по которым будет развиваться здесь спрос на ИТ, обуславливаются напрямую двумя уровнями причин: во-первых, тем, состоится ли de facto демонополизация рынка и, во-вторых, если она состоится, то каким числом операторов будет представлена. Монополия как фактор стагнации ИТ Мы говорим о демонополизации как о ещё не состоявшемся феномене, поскольку выход в сектор услуг дальней связи в прошлом году второго оператора — МТТ — пока совершенно не свидетельствует о том, что рынок перестал быть монопольным. Как известно, когда рынок контролируют 2-3-4 компании, он продолжает сохранять черты монопольного. А столь огромного «пирога», как российский, вполне хватит нескольким операторам — из которых один будет «основной» (видимо, им останется «Ростелеком»), а остальные займут места «младших братьев», которым достанется тоже довольно большой кусок. Его как раз хватит, чтобы получать хорошие доходы, живя и процветая без особых дополнительных усилий. Такая ситуация будет всех вполне устраивать, если только «младших братьев» не начнет захлестывать азарт и экспансисткие амбиции. Опыт с делением рынка между «Ростелекомом» и МТТ показывает, что пока всё так и происходит. Никаких новых видов услуг (по крайней мере, для конечных пользователей) ни один, ни другой оператор пока не запустили. Всё, как и прежде, просто вместо одной схемы выхода «на межгород», появилось две. Таким образом, существует большая вероятность, что если демонополизация рынка дальней связи ограничится вхождением ещё одного-двух «прирученных» операторов, то всё останется, как есть. Может быть, просто будет иметь место некоторое падение тарифов (так как для олигополий ценовые войны не характерны), потерю доходов ввиду которого операторы легко компенсируют просто за счет того, что люди явно станут меньше экономить на междугородних и международных разговоров. С точки зрения инвестиций в ИТ это означает скорее стагнацию, чем сколько-нибудь заметное увеличение интереса операторов к новым технологиям. Рост будет иметь место, пока новые операторы, как мы уже говорили, достраивают свои сети. Как только их телекоммуникационная инфраструктура станет достаточной (видимо, в основном по отношению к предъявляемым сегодня гостребованиям), интерес к ИТ, как к средству, дающему преимущество в обслуживании клиентов, в значительной мере будет утрачен и политика информатизация перейдет в режим текущих ИТ-затрат (по принципу «где-то что-то обновить, где-то что-то подлатать). Это сценарий «В». От бума конкуренции к буму информатизации Два других возможных сценария — А1 и А2 — возникают в случае «взрывной» демонополизации рынка, когда на него будут запущены от 5-7 до 15-20 новых операторов и начнётся борьба за клиента. В первом случае (сценарий А1) с высокой вероятностью возникнет полноценная олигополистическая конкуренция, которая будет непосредственно связана с предоставлением перспективных услуг, которые все так или иначе будут вращаться вокруг обогащения услуг различными функциональными и развлекательными возможностями. Последнее отнюдь не стоит сбрасывать со счетов. К слову сказать, успех одной из первых в Европе информационных сетей — сети Teletel, основанной на простейших видеотекст-системах, запущенной в начале 1980-х гг. французской телефонной компанией — был обеспечен именно за счет развлекательной компоненты. Сеть, содержанием которой изначально были всякого рода сводки деловой информации, погода, электронные телефонные справочники, транспортная информация, заказ билетов, рекламные объявления и т.д., длительное время не пользовалась популярностью у населения и заказывалась главным образом компаниями. Своему взрывному распространению (в результате чего видео-текстовые терминалы Minitel, которые питала сеть, появились практически в каждом французском доме, а сама сеть стала общенациональной) Teletel была обязана открывшимся «розовым линиям» — первой в истории, снабженной видео-текстовым монитором, услуге «секса по телефону», которая позже переросла в целую систему первых открытых для доступа «интим-чатов». Так вот конкуренция, которая будет вестись за счет обогащения операторами дальней связи своих услуг различными функциональными и развлекательными возможностями, и станет в случае реализации этого сценария фактором, весьма сильно подогревающим спрос и на новое оборудование, и на программное обеспечение и на услуги интеграции. Все эти процессы будут протекать вокруг развития под брендами конкурирующих операторов своеобразных «мультисервисных сетей», способных передавать с требуемым качеством и скоростью любой вид информации: голос, данные, видеоконференцсвязь, связывающую абонента с заграницей или, скажем, московскую штаб-кваритру управляющей компании с каким-нибудь засибирским металлургическим комбинатом и т.д. В эти процессы с высокой вероятностью или даже неизбежно будут вовлечены МРК — предприятия местной региональной связи. Конкуренция между операторами будет подогреваться и борьбой за глобальную связь, например, за право реализации проектов, наподобие пропуска через Россию транзитного трафика «Азия-Европа», что вообще будет требовать «дорогой» информатизации, выполненной по мировым стандартам. Наконец, сценарий развития спроса на ИТ А2 будет реализован, если на рынок будут запущены (или войдут сами) слишком много операторов (достаточно, чтобы их было от 15 до 20), которые поначалу, также как и в случае А1, будут очень инновационны в предложении своих услуг предприятиям и населению. Но при таком числе конкурирующих операторов, их технологическая активность быстро сойдет «на нет», поскольку очень скоро рынок дальней связи окажется сильно сегментированным, и перестанет напоминать олигополистический. Как только это произойдет, и сегодняшний ростелекомовский рынок окажется уменьшенным в 10-20 раз, завоевавшие его операторы окажутся в условиях близких к совершенной конкуренции, а это означает, что у каждого отдельного из них резко сократятся финансовые возможности для осуществления великолепных технологических инноваций. Исчезнут сверхдоходы, всегда позволявшие олигополиям быть в авангарде научно-технического прогресса и технологического развития. Ведь никакая, находящаяся в условиях совершенной конкуренции, фирма не обладает такой способностью, как олигополия, аккумулировать финансовые ресурсы, чтобы запускать фантастические по замыслу и размаху технологические проекты. Неценовая конкуренция начнет сворачиваться и довольно быстро выльется в войну тарифных планов, что дополнительно снизит доходы операторов и уменьшит их интерес к высокозатратным ИТ. Таким образом, наиболее оптимальным представляется компромиссный сценарий А1, который единственный из трёх возможных, ведёт к долгосрочному и устойчивому высокотехнологичному развитию телекоммуникационных услуг на рынке дальней связи. И, надо отметить, его реализация вполне в руках государства — достаточно ограничить на входе число операторов до 5-7, после чего оставить их в покое. Всё остальное сделает борьба между собой этих нескольких «одобренных сверху» олигополий. Владимир Карачаровский / CNews Analytics |