|
|
Рынок дальней связи делят «Связьинвест», новые и альтернативные операторыВ то время как новые операторы дальней связи, пришедшие на смену полулегальным карточным игрокам, начинают отвоевывать у бывшего монополиста «Ростелекома» все большую долю рынка, активно развиваются альтернативные IP-коммуникации. В России их деятельность еще мало заметна, между тем, как на развитых рынках они создали реальную угрозу традиционной телефонии. До недавнего времени российский рынок дальней связи развивался довольно вялыми темпами. В последние годы темпы его роста не превышали 10% в год, а в 2005 году объем доходов даже снизился. Но по итогам 9 месяцев 2006 года междугородняя, зоновая и международная телефонная связь принесла операторам на 16,8% больше, чем за аналогичный период 2005 года. Причем выручка традиционных операторов выросла больше, чем рынок в целом — на 21,3%. За счет этого доля традиционных операторов увеличилась до рекордных за последние 5 лет 77,4% (в 2002-2004 гг. она колебалась в диапазоне 72,9-75,3%). Российский рынок дальней связи (млн руб) Источники: Мининформсвязи РФ, CNews Analytics, 2006 В 2006 году «легальных» игроков на этом рынке было всего два — «Ростелеком» и «Межрегиональный ТранзитТелеком» (МТТ). Последнему, по собственным оценкам, удалось получить в прошедшем году около 4% рынка дальней связи. По неаудированным данным, в 2006 году выручка оператора выросла в 2,2 раза и составила $470 млн. Финансовые успехи нового оператора дальней связи связывают именно с его выходом на этот рынок. Однако наступивший 2007 год может оказаться для МТТ не таким легким — на рынке дальней связи появляются новые игроки — в частности, компания «Голден Телеком», которая раньше других получила коды. Оператор планирует установить тарифы на межгород в среднем на 10% ниже, чем у «Ростелекома», а на звонки за рубеж — ниже на 10-65%. Запаса для более существенного снижения цен на звонки по России фактически нет, поскольку уровень затрат у операторов примерно одинаков. Так, инициация и «приземление» вызова — его передача с зоновой сети на сеть оператора дальней связи или обратно — происходит по тарифам, утвержденным государством. Любопытно, что «Ростелекому», по некоторым оценкам, достается чуть ли не десятая часть от той суммы, которую потребители платят за дальнюю связь. Остальное забирают региональные операторы, которые таким образом стараются компенсировать убытки от местной связи. Возможно, что именно им новые правила регулирования пришлись более всего по душе. История с продолжением Итог неравной борьбы «Ростелекома» и других компаний «Связьинвеста» с альтернативными операторами, предоставляющими услуги при помощи предоплаченных карт IP-телефонии, был предрешен. Согласно новым правилам предоставления услуг дальней связи, вступившим в силу с 1 января 2006 года, всем участникам необходимо получить соответствующую лицензию. «Альтернативщикам» предписывалось либо построить соответствующую инфраструктуру во всех субъектах РФ, либо стать агентами других операторов, которые ее уже построили. В результате с рынка исчезли (ушли в подполье, занялись другим бизнесом и пр.) многочисленные игроки, и «карточный» рынок заметно просел. А самого крупного игрока «карточной» IP-телефонии — компанию «Зебра Телеком» — купил «Ростелеком». Но в принципе у бывших игроков карточного рынка осталась одна лазейка — они могут оказывать «услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации между двумя абонентскими терминалами сети передачи данных». Проще говоря, можно, например, предоставлять услуги для звонков с компьютера на компьютер при помощи специальных программ, но услуги телефонной связи с одного стандартного телефона на другой при помощи IP-телефонии по обычной телефонной линии предоставлять как бы нельзя. Однако всем известно, что карточки до сих пор продаются, а случаи «наезда» регулирующих органов неизвестны. Несмотря на обилие карточек, которые по-прежнему в большом количестве встречаются в людных торговых точках, этот рынок «стремится к нулю» в том плане, что рентабельность бизнеса сильно упала, и основными потребителями подобных услуг стали гастарбайтеры из стран СНГ, утверждает руководитель проекта SIPNET Герман Мызовский. А корпоративные заказчики, по его мнению, могут получать услуги телефонии у своего оператора за те же деньги, что и ранее по карточкам. «Карточная платформа «стремится к нулю» не потому, что ее зарегулировали, а потому что она подверглась фрагментации, — объясняет он. — В целом же, рынок IP-телефонии активно растет и развивается». Несмотря на снижение привлекательности бизнеса, карточки или услуги с кодом доступа к узлу IP-телефонии продают не только альтернативные операторы, но и традиционные. В том числе, как выяснилось, и те, которые не являются агентами «Ростелекома» и других операторов. По-видимому такая ситуация связана с бездействием самого регулятора, который оказался слишком неповоротлив даже для того, чтобы контролировать свои же собственные правила игры. Да и новое законодательство устарело еще до того момента, как его успели принять, и совершенно не отвечает текущей ситуации. Ошибочно разделяя голос и данные, регулятор ставит всех участников рынка в тупик — чем, извините, голосовая информация отличается от цифровых данных? IP-альтернатива К счастью, у потребителей есть и другие способы совершать междугородние звонки, гораздо более эффективные, чем традиционные — как с точки зрения цены, так и разнообразных дополнительных услуг — текстового и голосового чата, видео и пр. С развитием широкополосного доступа в стране набирает популярность «новая» некарточная IP-телефония — точнее IP-коммуникации. Интернет-пользователи могут без особых проблем звонить как с компьютера на компьютер при помощи специальных программ (Skype, Google Talk, SIPNET и многих других), так и с компьютера или другого IP-устройства на стационарный или мобильный телефон. А самым продвинутым пользователям удается использовать смартфоны с поддержкой Wi-Fi для недорогих VoIP-звонков из домашней беспроводной сети или публичного хот-спота. Как свидетельствует опыт других стран, альтернативные коммуникации в России, видимо, также будут активно развиваться. И возможно, недалек тот день, когда традиционная телефония в стране отомрет за ненадобностью, а голос станет лишь одним из многочисленных приложений. Тем временем в США операторы кабельного телевидения и такие компании, как Skype и Vonage, способствуют росту популярности технологии VoIP среди домашних абонентов. Согласно In-Stat в каждом из более чем 10,6 млн американских домохозяйств в настоящее время есть, по крайней мере, один активный пользователь IP-телефонии. Для сравнения: по состоянию на конец 3 квартала 2006 года этот показатель составлял около 9 млн. Цифры действительно впечатляют: более 61% активных пользователей VoIP в США отказались от услуг традиционной телефонии. Виталий Солонин / CNews Analytics |