|
|
Дмитрий Тимерханов: С завершением экстенсивного роста рынка движущие силы конкуренции изменилисьНа вопросы CNews отвечает Дмитрий Тимерханов, руководитель группы стратегического анализа по странам СНГ компании Alcatel-Lucent. CNews:В чем вы видите сегодня специфику инфраструктуры телекоммуникационного рынка СНГ? Каковы основные различия, если сравнивать Россию с другими странами Содружества, а также с мировыми рынками? Дмитрий Тимерханов: Как и ожидалось, в 2006 году завершился длительный период роста российского рынка инфраструктуры связи. Причем сокращение на этом доминирующем рынке СНГ (Россия обеспечивает более 60% общего объема в макрорегионе), вкупе с практически остановившимся ростом на Украине, привело к незначительному уменьшению в денежном выражении и рынка Содружества в целом (~4.3млрд евро в 2006 г.). Основная причина, безусловно, состоит в насыщении сегмента решений для «традиционных» голосовых услуг (в первую очередь беспроводных), в то время как новые технологии пока не обеспечивают адекватной компенсации в объемах продаж. Тем не менее, в целом эволюция происходит существенно мягче, чем, скажем, в Западной Европе 5-6 лет назад, когда, в силу нескольких факторов, помимо собственно насыщения, инвестиции в мобильный сегмент буквально обрушились — в некоторых случаях уступив на короткое время пальму первенства проводным сетям. Следует отметить, что ситуация с потребляемыми физическими объемами ещё менее драматична. Их превышение над фактическими денежными затратами вызвано не только объективным снижением цен и внедрением более совершенных технологий, но и завершившейся (после выхода российских холдингов на рынки Армении, Киргизии, Молдавии и Грузии) консолидацией ключевых потребителей в СНГ вокруг четырех основных «центров принятия решений». Причем, в зависимости от исхода приватизации блокирующего пакета TeliaSonera, их число вполне может сократиться до трех. Подобная концентрация заказчиков вынуждает поставщиков использовать все более агрессивные схемы предложений, что, в конечном счете, существенно сокращает расходы операторов при развитии сетей. В то же время положительным для поставщиков результатом экспансии крупных операторов является более динамичное развитие услуг связи во всех без исключения странах Содружества по сравнению с изолированным вариантом. Специфика как России, так и стран СНГ позволяет ожидать «мягкого» сценария и в среднесрочной перспективе. Так, в сегменте мобильной связи ведущие операторы отмечают рост AMOU/ARPU при стабилизировавшейся абонентской базе — в частности, благодаря растущему покрытию сетей 2G, и потому по-прежнему планируют существенные инвестиции в их дальнейшее расширение. Адекватный процесс выдачи UMTS-лицензий в России, и, будем надеяться, на Украине, обеспечит дополнительные источники роста, — так же, как и технологическая конкуренция с сетями WiMAX, WiFi и CDMA EV-DO. В фиксированной связи, в отличие от начала десятилетия, операторы уже имеют возможность выбора из технически и коммерчески проверенных решений для NGN и широкополосных услуг, развитие которых, в свою очередь, стимулирует инвестиции в опорные сети, в первую очередь на основе IP. Следуя общеэкономическим тенденциям, активно растет и сегмент корпоративных сетей связи. CNews:Насколько обострилась конкуренция в этом секторе за последнее время? Отмечаете ли вы усиление давления со стороны китайских вендоров — Huawei Technologies и ZTE? Дмитрий Тимерханов: Хотя в целом высокий уровень конкуренции сохраняется, с завершением экстенсивного роста рынка её движущие силы существенно изменились. Поставщики с диверсифицированным портфелем решений и заказчиков, к которым относится и Huawei, в меньшей степени зависят от колебаний в том или ином узком сегменте. В то же время компании, чьи продажи почти целиком привязаны, прежде всего, к сокращающимся инвестициям в сети GSM, пытаются удержать позиции практически любой ценой. Некоторые методы такого «удержания» по своему долгосрочному негативному воздействию на рынок в целом, возможно, даже более разрушительны, чем демпинговое ценообразование. Тем не менее, консолидация в стане поставщиков и уход более слабых игроков уже дают свои первые плоды. Если 3-5 лет назад в тендерах, к примеру, на то же оборудование GSM активно участвовали девять компаний, то теперь в серьезных проектах рассматриваются предложения лишь четырех. К настоящему моменту рынок достаточно четко разделен — и поделен — по ряду признаков (в частности, географических, технологических, финансовых), и простое повторение рецепта предшественников не дает адекватного результата. По этой причине, несмотря на все усилия, компании ZTE не удалось занять в СНГ сколько-нибудь заметной доли рынка. CNews:Компания Alcatel известна как один из трех крупнейших по объемам продаж иностранных вендоров на российском рынке и на рынке СНГ. Существуют ли предпосылки для укрепления рыночных позиций на этих рынках после завершения сделки с компанией Lucent Technologies и после приобретения бизнеса Nortel, связанного с технологией UMTS (UTRAN)? Дмитрий Тимерханов: В СНГ, как впрочем и в мире, слияние Alcatel и Lucent обеспечило, пожалуй, максимальный синергетический эффект в трех основных измерениях — технологий, географии и клиентской базы — который только можно ожидать в столь масштабной сделке на столь сложном рынке. Крупнейшие операторы в странах СНГ уже оценили передовые взаимодополняющие решения во всех перспективных сегментах, включая сети следующего поколения и приложения, IP технологии, а также комбинацию GSM и CDMA с возможностью эффективной миграции к сетям третьего поколения. При этом в отличие, например, от альянса Nokia и Siemens ключевые клиенты и/или проекты Alcatel и Lucent в СНГ практически не пересекались, что дает все предпосылки с оптимизмом смотреть в будущее объединенной компании. CNews:После завершения бурного строительства базовой инфраструктуры для сетей GSM российский рынок телекоммуникационного оборудования заметно «просел». Отразилось ли это на объеме продаж компании в России и СНГ? Какие крупные инфраструктурные проекты удалось реализовать компаниям Alcatel и Lucent на территории СНГ в 2006 году? Дмитрий Тимерханов: Благодаря уже упомянутым преимуществам диверсификации как портфеля решений, так и клиентской базы, даже несмотря на неизбежные издержки периода слияния, насыщение спроса в решениях для сетей стандарта GSM было нивелировано успехами в других быстрорастущих сегментах. Здесь можно отметить проекты, связанные с внедрением широкополосного доступа в России (прежде всего, компании холдинга «Связьинвест»), Казахстане, Грузии, Узбекистане; внедрение NGN/IP-сетей (Россия, Казахстан, Украина, Армения, Молдавия); масштабные поставки сетевых приложений для компаний «Мегафон» и «Ростелеком»; развитие сети стандарта CDMA компании «СкайЛинк» и многие другие. CNews:В случае получения лицензии на сети третьего поколения российские операторы готовы инвестировать значительные средства. Какие решения готова предложить ваша компания для эффективной миграции к сетям 3G? Дмитрий Тимерханов: По мере экстенсивного развития рынка услуг связи технологический компонент в предпочтениях операторов все более отодвигается на второй план, а первичное значение приобретает набор услуг, которые необходимы конечному пользователю. Поэтому при принятии инвестиционных решений телекоммуникационные компании рассматривают совокупность различных факторов, таких как реальная потребность в тех или иных скоростях доступа, наличие соответствующих терминалов, социально-географические особенности, доступность лицензий и частотного ресурса и т.п., и выбор совсем не обязательно оказывается на стороне именно 3G, и, более того, на UMTS как развитии наиболее популярного стандарта второго поколения, GSM. Так, компания МТС в ситуации неопределенности с лицензиями 3G на Украине приняла решение развивать беспроводной широкополосный доступ на базе стандарта CDMA. В других странах одновременно с GSM и Вымпелком, и МТС планируют развитие сетей WiMAX. И на данный момент Alcatel-Lucent — это единственная компания среди крупнейших поставщиков, предлагающая операторам полный спектр соответствующих решений, будь то UMTS, CDMA EV-DO или «мобильная» версия WiMAX. CNews:Какова стратегия Alcatel-Lucent на рынке телекоммуникационной инфраструктуры СНГ? Какие решения вы намерены здесь продвигать? Дмитрий Тимерханов: Как уже упоминалось, те или иные технологии в настоящее время являются лишь средством, которое обеспечивает конечных пользователей требуемым набором услуг и позволяет операторам максимизировать финансовый результат. В этом плане безусловным преимуществом Alcatel-Lucent является возможность предоставить эффективную комбинацию с использованием наиболее полного спектра самых современных решений. Среди основных акцентов можно отметить поддержку взрывного роста в сегменте широкополосного доступа, как проводного (где массовым подходом становится на данный момент xDSL) так и беспроводного (включая сети 3/3.5G); комплексы для миграции операторов к комбинации NGN/IP; приложения для конвергентных сетей; профессиональные услуги для операторов, а также продукты для корпоративного сектора. CNews: Спасибо. |