|
|
Эрик Франке: 2006 год стал отправной точкой развития рынка беспроводного широкополосного доступа на базе PreWiMAX и WiMAXНа вопросы CNews отвечает Эрик Франке, президент «Комстар-Объединенные Телесистемы». CNews: Какие основные тенденции можно выделить в российской телекоммуникационной отрасли по итогам 2006 года? В чем вы видите принципиальные отличия от 2005 года? Эрик Франке: Принципиальное отличие от 2005 года в том, что полностью изменились рыночные механизмы, определяющие правила игры для операторов: новые правила оказания услуг междугородной и международной связи, введение СРР, новые правила присоединения и взаиморасчетов операторов. Стадия наращивания абонентской базы в корпоративном сегменте Москвы уже давно миновала. Объективно развитие рынка альтернативных операторов смещается в сторону массового потребителя. 2006 год прошел под флагом активного подключения абонентов широкополосного доступа в интернет. Тенденции начала года показывают, что такие темпы роста сохранятся и в этом году. Так, например, в прошлом году абонентская база широкополосного доступа в интернет Комстар-ОТС в Москве выросла на 44%, а уже в апреле этого года мы зарегистрировали подключение 400-тысячного абонента. Операторы активизируют работы в регионах, переходят к качественному развитию бизнеса — пакетированию услуг, повышению качества сервисного обслуживания, лояльности клиентов. Прошедший год стал отправной точкой на пути развития рынка беспроводного широкополосного доступа на базе PreWiMAX и WiMAX. В 2006 году продолжилась консолидация игроков. Картина приобретений, безусловно, сильно отличалась от 2005 года, когда конъюнктура позволяла покупать наиболее интересные региональные компании. Тем не менее, и в этом году следует ожидать укрупнения бизнеса за счет неорганического роста. CNews: Насколько остро сегодня ощущается давление на столичном рынке широкополосного доступа? За счет чего, по вашему мнению, игроки могут сохранять и усиливать здесь свои позиции? Эрик Франке: Проникновение услуг широкополосного доступа в столице колеблется в настоящий момент на уровне 30%. ШПД уже стал основным способом выхода активных пользователей интернета в сеть. Доля dial-up на рынке стремительно сокращается, и он переходит из массового сегмента в нишевой. Конкуренция высокая, но резерв роста бизнеса операторов существует как за счет относительно низкого уровня проникновения услуг, так и за счет роста самого рынка. Примечательно, что независимо от технологии организации услуг (ADSL, коаксиал, Ethernet), успех их продвижения на массовом рынке связан с эффективностью маркетинга, продаж, обслуживания. Это залог повышения доходности операторов. Если говорить о дальнейшем развитии этого сегмента, то 2007 год станет наиболее активным годом гонки за абонентами. Рынок уже перешел на оптимальные скорости и дальнейшее их повышение не будет определяющим. Операторы будут конкурировать за массовый рынок на уровне построения системы продаж. Поэтому, например, «Комстар-Директ» (торговая марка «Стрим»), входящая в группу «Комстар-ОТС», планирует открыть 7 территориальных центров клиентского обслуживания на базе телефонных узлов МГТС, где можно будет подключиться, оплатить, получить консультацию и сопутствующий сервис. К маю 2007 года call-центр компании будет расширен до 560 рабочих мест, за счет чего планируется улучшить качество обслуживания. Мы также работаем над значительным упрощением процедуры подключения и сокращением времени, требуемым для этого. CNews: Насколько высок спрос на услуги платного интерактивного телевидения — в Москве и в регионах? Какова стратегия продвижения услуги IP TV на локальных рынках? Эрик Франке: Интерес к этим услугам объясняется активным развитием широкополосного доступа, повышением доходов населения и относительной стабилизацией экономической ситуации в стране. Удивительно, но компании, предлагающие услуги кабельного телевидения, за счет модернизации собственных сетей и начала предоставления услуг доступа в интернет, платного телевидения, получили возможность вдохнуть новую жизнь в свой профильный бизнес. Интернет стал краеугольным камнем изменения существовавших бизнес-моделей. И хотя рынок платного телевидения пока значительно меньше рынка широкополосного доступа, тем не менее, спрос на эти услуги очевиден. По данным на конец 2006 года из 360 тыс. абонентов СТРИМ 83 тыс. подписались на услуги платного телевидения. CNews: С какими трудностями приходится сталкиваться московскому оператору в рамках региональной экспансии? Какова стратегия поглощения «Комстар-ОТС» местных игроков? Сколько средств планируется потратить на региональную экспансию в 2007 году по сравнению с 2006 годом? Эрик Франке: Стратегия регионального развития «Комстар-ОТС» состоит в расширении присутствия компании на наиболее крупных региональных рынках. При этом мы не стремимся к полному географическому охвату всей территории России. Такой селективный подход обеспечивает нам эффективность инвестиций, хотя и замедляет темпы регионального развития в силу объективных причин — небольшого количества интересных для приобретения компаний и инфраструктурных проблем за пределами Москвы. CNews: Каковы итоги деятельности компании в 2006 году? Какие сегменты росли наиболее быстрыми темпами? Эрик Франке: В 2006 году «Комстар-ОТС» вышел на принципиально новый уровень — мы стали публичной компанией, провели реструктуризацию, совершили крупные приобретения в России и за ее пределами, существенно нарастили абонентскую базу широкополосного доступа в интернет и корпоративных пользователей. Все это позволило нам практически на четверть увеличить выручку — впервые она превысила миллиард долларов. В прошлом году абонентская база широкополосного доступа в интернет Комстар-ОТС в Москве выросла на 44%. В корпоративном секторе клиентская база «Комстар-ОТС» в регионах и за пределами России в прошлом году достигла почти 100 тыс.абонентов. CNews: Какие направления бизнеса «Комстара» вы считаете приоритетными? Эрик Франке: В качестве основных факторов роста в 2007 году «Комстар-ОТС» видит следующие. Во-первых, дальнейшее развитие услуг широкополосного доступа в интернет и передачи данных — повышение качества обслуживания, повышение лояльности клиентов, развитие дополнительных сервисов, стимулирование перехода пользователей с коммутируемого доступа на ШПД, развитие беспроводных технологий доступа. Во-вторых, модернизация компании МГТС — модернизация сети, интеграция NGN сетей с «Комстар-ОТС», повышение клиентоориентированности самой компании. В-третьих, активное расширение в новых для себя ключевых субъектах России. В-четвертых, реализация конвергентных проектовс компаниями АФК «Система». В-пятых, поиск путей взаимовыгодного сотрудничества со «Связьинвестом». CNews: Как развивался Wi-Fi проект у «Комстара» в прошедшем году? Планируете ли вы развивать услуги на базе WiMax или пока только присматриваетесь к этой технологии? Эрик Франке: Проект Wi-Fi «Комстар» развивался динамично. Речь идет не столько об увеличении количества публичных хот-спотов в местах концентрации бизнес-пользователей, сколько о существенном расширении возможностей для применения этой технологии пользователями. Мы запустили в коммерческую эксплуатацию сеть в московском метро, начали предоставление услуг телефонии на базе внутриофисных беспроводных сетей, подписали соглашение с МТТ о создании на базе их сети роуминга между Wi-Fi операторами и сотовыми компаниями. Технология Wi-Fi точечно используется при реализации отдельных крупных проектов - например, комплексного оснащения средствами связи Международного аэропорта «Шереметьево». В Московской и Саратовской областях запущены в тестовую эксплуатацию сети pre-WiMAX, ориентированные, прежде всего, на корпоративных пользователей. Таким образом, мы отрабатываем бизнес-модель на перспективу для внедрения в приоритетных регионах. Мы активно рассматриваем возможность построения полноценной Wi-Max сети в Москве. CNews: Какие препятствия, помимо финансовых, существуют для увеличения доли «Комстар-ОТС» в уставном капитале «Связьинвеста» и МГТС? Эрик Франке: Увеличение доли «Комстар-ОТС» в уставном капитале «Связьинвеста» будет зависеть от решения Правительства РФ о приватизации компании. То же относится и к МГТС. CNews: Как вы оцениваете перспективы традиционной телефонии на ближайшие несколько лет? Будет ли, по вашему мнению, повторяться в стране тенденция падения доходов в этом секторе как это происходит в развитых странах? Существует ли угроза оттока пользователей и трафика в мобильные сети и сети альтернативной IP-телефонии? Эрик Франке: В целом темпы роста традиционной связи действительно снижаются. Точки роста заключаются в повышении дохода с абонентской линии и запуске конвергентных проектов. Развитие IP-телефонии, безусловно, будет продолжаться, но пока связано с рядом регуляторных особенностей. В целом развитие технологии способствует увеличению рынка, т.к. большое количество потребителей имеют доступ к широкополосному каналу. Меняется структура рынка, происходит замещение голосовых услуг на услуги передачи данных. Активного движения трафика на мобильные сети не наблюдается, поскольку разница в цене на услуги остается довольно существенной. В ближайшее время мы ожидаем взрывного роста в сегменте беспроводного широкополосного доступа. CNews: Спасибо. |