|
|
Сергей Александров: Телеком-операторам сегодня необходимы нишевые ИТ-решения, которые напрямую влияют на прибыльность компанииО наиболее востребованных ИТ-решениях на рынке операторов фиксированной связи, о сложностях, с которыми сталкиваются ИТ-компании при взаимодействием с заказчиками данного сектора в интервью CNews рассказал Сергей Александров, директор Центра телекоммуникационных решений компании IBS. CNews: Насколько изменился российский телеком за прошедший год, по вашим наблюдениям? Сергей Александров: Поскольку мы в большей степени работаем с операторами фиксированной связи, то нам проще рассказывать о ситуации именно на этом рынке. Есть ощущение, что за последнее время «Связьинвест» и его дочки несколько снизили темпы в приобретении новых абонентов. Рынок фиксированной связи уже практически насыщен — это заметно по темпу прироста и очередям на номерные емкости. Новые абоненты все чаще выбирают мелких альтернативных операторов, и в этом сегменте как раз наблюдается существенный рост. С точки зрения ИТ у операторов фиксированной связи тоже наступило некоторое затишье, что может быть связано с реализацией двух мощных ИТ-проектов, которые требуют огромных материальных и человеческих ресурсов. В связи с этим ИТ-бюджеты компаний, входящих в «Связьинвест», ограничены: сегодня их вложения в ИТ направлены, в основном, на закупку нового коммутационного оборудования. CNews: Как изменилась ситуация на этом рынке для присутствующих здесь ИТ-компаний, по вашему опыту? Сергей Александров: Для ИТ-компаний — традиционных интеграторов ситуация изменилась не в лучшую сторону. Сейчас на телеком-рынке наступило время высокопрофессиональных консалтинговых компаний. Телеком-рынок очень сложный в плане высокотехнологичности и требований к консультантам, поэтому здесь требуются технологии и экспертиза очень высокого уровня. Какова традиционная модель работы интегратора на телеком-рынке? Чтобы начать работать с оператором, прежде всего, нужно выбрать какой-то сегмент, обучить людей, договориться с тем или иным вендором и работать вместе с ним. Но даже такой путь не всегда гарантирует желаемый результат. Во-первых, потому что до полной зрелости компания должна реализовать не менее 3-4 проектов (на это уйдет минимум 3-4 года), только тогда она по-настоящему становится носителем экспертизы по конкретному продукту. При этом нужно иметь в виду, что на тот же сегмент претендует и сам вендор! Сегодня продавать услуги хотят все, и конкуренция довольно жесткая. Получается, что за этот рынок борются и вендоры, и бывшие «классические» интеграторы. Именно поэтому я не испытываю особого оптимизма относительно востребованности компаний, которые занимаются «классической» системной интеграцией. Времена, когда в телеком-компаниях нужно было объединять компьютеры в сеть, давно прошли. Практически у всех операторов созданы мощные дата-центры. Вся необходимая техника куплена, проекты по созданию вычислительной инфраструктуры реализованы, каналы проложены. Шум вокруг OSS/BSS систем не утихает уже года четыре. Но при этом возникает вопрос — а где хотя бы один крупный успешный проект по внедрению этих решений в фиксированной связи? Компания IBS пошла по другому пути: мы не ограничиваем портфель наших решений для операторов классическим набором продуктов, включая OSS/BSS, — хотя он у нас тоже есть и хорошо отработан. Мы фокусируем усилия на наиболее перспективных — инновационных технологиях. Например, мы разработали решение FM-RAS (система обнаружения мошенничества и анализа потерь доходов оператора), то есть, фактически стали вендорами. Для работы нашей системы необходима интеграция с системами оператора, которую мы также осуществляем в рамках собственных проектов по внедрению таких решений. По сути, сегодня мы совмещаем три роли — вендора, интегратора и консультанта. И это, на мой взгляд, единственный перспективный подход к работе с операторами связи. CNews: Вы упомянули о том, что «классическая» интеграция в телекоме уже не востребована. Что представляет собой интеграция в телекоммуникационных компаниях сегодня, на ваш взгляд? Сергей Александров: Интеграцию в телекоме можно разбить на три большие составляющие. Первая — это все, что касается серверного оборудования и оборудования для построения сетей. Но емкость этого рынка постепенно сужается. Коммутаторы поставляют и инсталлируют сами вендоры, серверы в необходимом количестве уже у всех закуплены. Вторая составляющая — это внедрение всех тех бизнес-приложений, которые не связаны со спецификой телекома — ERP, СЭД и других систем, которые нужны любой компании вне зависимости от рода ее деятельности. Но этот рынок тоже сужается — опять-таки в силу определенного насыщения. Третья большая группа решений — это проекты OSS/BSS, которые составляют основу операционной деятельности оператора. Это те решения, которые позволяют ему зарабатывать на предоставлении услуг связи. Если операторам требуются крупные и сложные системы, то интегратор со стороны не сможет ничего сделать, пока не пройдет вместе с вендором путь из нескольких проектов, о котором я уже упомянул. Только после этого он будет иметь вес как интегратор, он будет хорошо знать и само решение, и особенности его внедрения, и специфику самого оператора, и возможные риски. Но я ни разу не слышал, чтобы одна и та же система OSS/BSS была внедрена хотя бы три раза. Нет таких проектов. Поэтому и возникает вопрос, а есть ли место интегратору в этой группе решений? CNews: По мере «взросления» российского телекоммуникационного рынка, какие новые ИТ-решения становятся здесь востребованными? Сергей Александров: Появляются новые задачи, связанные с развитием сетей передачи данных. Возможно, там будут востребованы какие-то нишевые решения, которых раньше не было. Но такие проекты не будут массовыми. В целом, сегодня востребованы не столько традиционные OSS/BSS решения, сколько то, что связано с построением сетей, передачей данных, новыми услугами. Понятно, что в ближайшее время будет расти потребность операторов в оборудовании 3G. То есть, необходимым становится все то, что ближе к ресурсам, а не к управлению ими. Например, покупая новый коммутатор, генеральный директор понимает, что обретает возможность подключить, условно говоря, десять тысяч новых абонентов, и ему ясно, во что он вкладывает деньги. Но когда ему предлагают для получения большей прибыли приобрести решение Inventory для учета имеющихся ресурсов за $5 млн., то он всерьез начинает сомневаться в том, что это решение даст декларируемый экономический эффект, тем более что его внедрение может занять годы. Эта система, на его взгляд, не дает прямых выгод. Либо их очень трудно посчитать. CNews: Насколько интересны отечественными операторам решения в области контроля и увеличения доходов, мониторинга трафика и прочие нишевые продукты, осваиваемые сегодня «зрелыми» европейскими операторами? Сергей Александров: Эти решения нашим операторам очень интересны. Они знают, что теряют часть доходов, но не знают, на чем и сколько. Естественно, что операторов это не устраивает, поэтому они стремятся внедрить решения в области контроля и увеличения доходов. Но парадокс заключается в том, что после внедрения они зачастую не знают, что с этими системами делать дальше, как эффективно использовать полученные с их помощью данные. Вот здесь востребована консалтинговая составляющая экспертизы, как для оценки имеющихся рисков, так и для выработки предложений по снижению выявляемых потерь. При этом не факт, что каждой компании нужны системы по гарантированию доходов. Операторы могут быть организационно не готовы к применению такого рода систем. Всему свое время. На мой взгляд, сегодня в большей степени востребованы нишевые решения, которые напрямую влияют на прибыльность компании: оптимизация маршрутизации, гарантирование доходов. CNews: Какова специализация IBS в отношении реализации проектов в телекоме? Какие наиболее масштабные проекты были реализованы за прошедший год в отрасли связи? Сергей Александров: У нас есть нишевое решение, разработка которого ведется с 2004 года. Оно покрывает две предметные области в традиционном OSS/BSS — это fraud management, то есть, борьба с мошенничеством, и revenue assurance — гарантирование дохода. При разработке системы была собрана и структурирована информация о рисках и возможных потерях операторов, в результате чего была создана уникальная база знаний. Комплексная модель, используемая IBS, состоит из трех взаимосвязанных частей: многомерной модели рисков, модели жизненного цикла телеком-услуг и модели зрелости процессов гарантирования доходов. Ее практическое использование позволяет как выявлять риски, так и оценивать вероятность их реализации с точки зрения потерь. Модель прошла аудит в TeleManagament Forum, система FM-RAS вошла в список зарегистрированных этой ассоциацией продуктов. Также была подготовлена методологическая база для предложения услуг по построению целостной системы гарантирования доходов на базе этого программного продукта. В целом решение призвано сокращать потери операторов — как прямые, так и косвенные. Оно отслеживает как негативные действия со стороны внешних контрагентов, так и внутренние потери, которые могут возникать из-за несогласованности действий подразделений, из-за ошибок или сбоев в информационных системах, подсистемах передачи данных, из-за искажения информации. Сегодня система внедрена в «Уральсвязьинформе», там сейчас идет развитие проекта, ведется пилотный проект в «Северо-Западном Телекоме», также мы сотрудничаем в этой области с «Башинформсвязь». CNews: Какие технологии будут, по вашим ожиданиям, определять технологическое развитие операторов в обозримой перспективе? Сергей Александров: На мой взгляд, операторы постепенно осознают необходимость сокращения своих потерь. То есть, приходит понимание того, что этап экстенсивного роста заканчивается, и расти теперь нужно интенсивно. Сделать это можно двумя способами. Первый — это пытаться расширить спектр услуг. Но здесь есть определенные пределы, поскольку каждый абонент имеет свое представление о том, какую долю бюджета он готов тратить на услуги связи. Когда оператор доходит до этой точки — его доход дальше растет существенно медленней. И можно вкладывать непропорционально много денег, чтобы получить какую-то отдачу в виде увеличения прибыли с одного абонента. Поэтому более перспективным является второй путь — увеличивать прибыльность, не повышая свой доход. Сюда можно отнести все мероприятия, которые связаны с сокращением издержек на предоставление услуг. Здесь опять-таки, есть два пути. Первый — технологический: внедрение более производительного и современного оборудования, которое требует меньше ресурсов в плане управления и поддержки. Второй путь связан с оптимизацией бизнес-процессов. Это решение вопроса о том, как можно перестроить работу так, чтобы иметь меньшие издержки на предоставление одного и того же объема услуг. Вот это направление, мне кажется, будет наиболее востребовано в ближайшем будущем. CNews: Спасибо. |