|
|
Герман Мызовский: Надежды, что абонентская база будет конвертироваться в самоподдерживающее себя сообщество, не оправдалисьНа вопросы CNews ответил руководитель проекта SIPNET Герман Мызовский, ведущий специалист компании Tario Communications. CNews: Что с вашей точки зрения, произошло интересного в сегменте IP-телефонии в прошедшем году? Говорят, что «карточная» IP-телефония «стремится к нулю», но в подземном переходе буквально сегодня удалось обнаружить не меньше десятка карт… Герман Мызовский: При анализе важно не забывать и другие сегменты. Многие последние события в нашей отрасли, так или иначе, привели к подъему цен и прибыли операторов при стабильном росте потребления. Реализация принципа «платит звонящий» в сотовых сетях сопровождалась повышением ставок по всему спектру услуг, от интерконнекта до взвинчивания внутреннего курса рубля. Это позволило мобильным операторам вновь показать рекордный рост прибыли. Изменение тарифов МГТС и других фиксированных сетей тоже воспринимается потребителями как банальное повышение цен. И все равно, половина абонентов выбирает подросший вдвое безлимитный тариф. Как ни парадоксально, подорожание не обошло стороной и операторский рынок IP-телефонии. За полгода стоимость VoIP-терминации в некоторых российских регионах выросла на 20-70%. Общая тенденция неизменна: оборот растет и в денежной массе, и в минутном исчислении. «Карточная» IP-телефония «стремится к нулю» не по предложению, а по спросу и по отдаче. По крайней мере, в Московском регионе рентабельность этого бизнеса за последние пару лет серьезно снизилась и уж тем более не выдерживает сравнения с уровнем 2000 года. Раньше у частных лиц и компаний была единственная возможность сэкономить на дальней связи — купить карточку. А теперь корпоративный заказчик вполне может получить те же самые тарифы у своего оператора. «Вставки по IP» с целью оптимизации затрат теперь широко применяются телефонистами всех уровней. В этом легко убедиться: на дальней связи реальный номер вызывающего определяется всё реже. CNews: У корпоративных пользователей смысл пользоваться карточками пропадает. А как, к примеру, насчет иммигрантов? Герман Мызовский: Это и есть та самая ниша, в которой карточки должны были находиться с самого начала. В течение многих лет они не совсем правильно позиционировались, но теперь всё встало на свои места. Карточные услуги предназначены для совершенно конкретного узкого круга лиц — для экономических иммигрантов и переселенцев. Об этом, в частности, свидетельствует серьезное изменение структуры спроса на те направления, которые мы обеспечиваем на своей карточной платформе (а она по-прежнему существует и собирает деньги). Например, страны СНГ по объему трафика вышли на первое место, в то время как российские регионы не поднимаются выше 4-5 строки. Новый «Закон о связи» не вызвал резких изменений на рынке. Карточная платформа «стремится к нулю» не потому, что ее зарегулировали, просто система подверглась фрагментации. Был момент, когда не было рекламы карточек. Но это — из видимой части. В целом рынок IP-телефонии плавно видоизменяется и активно растет. Пришло время молодых менеджеров, готовых модернизировать сети ради оптимизации затрат. Поэтому IP-телефония будет развиваться во всех формах — в виде карточек, корпоративных контрактов, проникновения в домохозяйства, подключения коттеджных поселков и т.д. Российский рынок вряд ли чем-то особо примечателен, за исключением того, что индивидуальный широкополосный интернет пока еще слабо развит. CNews: Какое влияние оказывает на IP-телефонию дефицит широкополосного доступа в стране? Герман Мызовский: Отсутствие качественного интернета в домах восполняется публичными серверами доступа к традиционной телефонии. В нашем проекте SIPNET 95% IP-вызовов доставляются на городские стационарные или мобильные номера. В случае Skype даже два года назад все было наоборот — 96% звонков совершались с компьютера на компьютер. Причина очевидна: наша целевая аудитория не может похвастать наличием пригодных для IP-телефонии каналов у всех, кому это необходимо. Нет ничего плохого в том, что абоненты качественных сетей пользуются телефонными шлюзами: это услуга будет востребована всегда, и мы готовы ее предоставлять. По мере проникновения широкополосного доступа в регионы надо стремиться к повышению доли внутрисетевых вызовов, хотя такие соединения не тарифицируются. Лояльными можно считать только тех абонентов, которым для общения достаточно получить регистрацию у нас и у поставщика интернет. Собственная аудитория — огромный капитал. CNews: Насколько высок «отклик» российских разработчиков на «вызов» Skype? Герман Мызовский: Skype — это знамя. Это явление в телекоме, которое заставило задуматься многих, в том числе тех, кто никогда не слышал об IP-телефонии. Поскольку сеть Skype дает возможность голосового общения, ее ошибочно причисляют к коммуникационным системам. Хотя на самом деле Skype — это своеобразный медийный проект, собравший огромную лояльную аудиторию. По поводу телефонной составляющей Skype можно сказать только одно — как минимум, европейские операторы связи имеют на нее «зуб». Потому что этот проект действительно оказался настолько удачным, красивым и продвинутым, что оказал серьезное воздействие на бизнес традиционных операторов. Особенностью Skype является закрытый несовместимый протокол взаимодействия, сделаный совершенно не по правилам. Технические решения принимались исходя из реалий интернета без оглядки на стандарты. Получилась «вещь в себе», но очень качественная и стабильная. Мы, напротив, получаем преимущества за счет максимального следования стандартам. Сеть SIPNET поддерживает программные и аппаратные системы от пяти сотен компаний-разработчиков. Никто из нас не претендует на эксклюзивность, но все вместе мы создаем потребителю простор для выбора. CNews: Выбор абонентских устройств для альтернативной телефонии впечатляет — SIP-телефоны, USB-телефоны, SIP-адаптеры, гарнитуры. Имеются ли какие-то принципиальные различия в функциональности терминалов в каждой из этих групп? Герман Мызовский: Пользователи столкнулись с очень большим предложением, а мы, в свою очередь, не стали делать предпочтений. Из общего ряда выделяется только наша собственная программа SIPpoint. Она постоянно дорабатывается и ненавязчиво рекомендуется к применению. Вообще программные продукты лидируют. Область применения — от штучных экспериментов со звуком до организации рабочих мест в call-центрах. В основном это бесплатные приложения, способные работать с USB-трубками. Хотя большинству достаточно гарнитуры или просто наушников с микрофоном. Работа программы зависит от драйверов звуковой платы на компьютере, поэтому иногда случаются неустранимые сбои. Зато подключенный к сети компьютер может за считанные минуты превратиться в средство голосового общения. Как ни странно, по-прежнему существует спрос на платные программы. Две следующие группы включают в себя наиболее гибкие, удобные и функциональные решения, которых нет и не предвидится в голосовых сетях Skype, Yahoo и Google. Очевидно, что специализированные аппаратные SIP-устройства гораздо качественнее и удобнее. Но они не бесплатны, и требуют наличия минимальной сетевой инфраструктуры. У вас ADSL модем с USB-портом? Значит SIP-адаптер пока некуда включать. И, наконец, начальная конфигурация часто вызывает затруднения из-за обилия новых терминов. IP-телефоны пользуются популярностью у тех, кто много общается, но не согласен весь день проводить в наушниках. IP-адаптеры также пригодны для подключения факс-аппаратов. Есть еще одна особая категория — это программные телефонные станции на базе IP. Сейчас их зарегистрировано около четырехсот. Сколько оконечных терминалов скрывается за этим числом, можно только догадываться. IP-станции устанавливают предприятия малого и среднего бизнеса, зачастую вместе с традиционными офисными АТС. Хотя некоторые энтузиасты явно изучают продукт дома. Мы непосредственно работаем со многими производителями оборудования, а также занимаемся продвижением любых консистентных устройств. На сайте pchome.ru есть большой раздел VoIP-оборудования, протестированного и пригодного для работы в сети. Салоны связи тоже предлагают линейки продуктов, на фабричной упаковке которых совместимость с SIPNET давно отпечатана типографским способом. CNews: Как много среди этих устройств смартфонов, поддерживающих SIPNET? Герман Мызовский: К сожалению, штучные образцы. Пока доступны только пять моделей Nokia E-серии. Смартфон с поддержкой Wi-Fi + VoIP — очень практичное устройство, и не только дома или в офисе. Если в гостинице предлагают беспроводной интернет (теперь уже практически во всех странах), доступ к голосовой IP-сети с успехом заменяет GSM-роуминг. С другой стороны, один менеджер Nokia в беседе признался, что не смог самостоятельно настроить необходимые интернет-профили. Все привыкли, что новый телефон работает сразу после установки в него аккумулятора и SIM-карты. Сейчас E-серия продаётся в салонах безо всякого намека на то, что аппараты поддерживают VoIP. Оно и понятно: базовые функции не должны требовать дополнительной профессиональной помощи. Более того, первые версии имели серьезные ошибки в сигнализации, и для устойчивой работы VoIP требовалось обновление «прошивки» в сервисном центре или дома на свой страх и риск. Мне кажется, опции VoIP у Nokia ориентированы вовсе не на продвинутых пользователей, а на оптовые закупки для нужд предприятий, имеющих большую покрытую Wi-Fi территорию и подвижный персонал. Стационарные телефоны и радиостанции не годятся, сотовая связь не оправдывает затраты, зато локальный SIP сервер решает все вопросы: сотрудникам выдаются комбинированные GSM/VoIP телефоны, заранее настроенные для передачи голоса в конкретной офисной сети. Несмотря на все эти сложности, мы поддерживаем смартфоны Nokia, и они прекрасно работают в SIPNET. Будучи недавно на отдыхе в Индонезии, я лично убедился в том, что SIP роуминг в GSM телефоне — незаменимая вещь. Качество голоса в нашей сети оказалось лучше неразборчивой сотовой связи. Последняя, как показала практика роуминга, также была IP-телефонией, но только по $2,5 в минуту. Кстати, Skype там не работал. CNews: Недорогая и при этом качественная голосовая связь, очевидно, будет востребована всегда. Какие возможности существуют у абонентов SIPNET сегодня, чтобы получать этот сервис? Какова популярность сервиса, который позволяет пользователю самому выбирать качество связи и соответствующий тариф по определенному направлению? Герман Мызовский: Давно известно, что стабильное качество гораздо важнее, чем предельно низная цена. Действительно, каждый пользователь SIPNET может самостоятельно найти наиболее оптимальное соотношение параметров, не полагаясь на наши рекоменации. Как правило, этого не требуется. Установленная нами верхняя тарифная планка всегда находится на разумном уровне. Пользователи ее никогда не трогают, и вообще, обращаются к настройкам только если испытывают проблемы. Наша задача заключается в том, чтобы автоматическая система контроля сервиса была оптимальна для подавляющего большинства клиентов. К сожалению, автоматика не учитывает частные случаи, а именно плохое состояние каналов интернет у конкретных потребителей в регионах России и странах СНГ. Мы проводили лабораторное тестирование SIP-приложений, создавая неприемлемые условия передачи данных: вносили огромную задержку, эмулировали потери и др. Оказалось, что многие производители не берут в расчет эти факторы, и качество страдает там, где этого вполне можно избежать. Изредка проблема решается через персональные рекомендации по выбору маршрутов, но даже в этом случае проще и надежнее оптимизировать автоматику, чем советовать ручные настройки. CNews: Что представляет собой агент SIPpoint? Какие интересные возможности он обещает пользователю? Герман Мызовский: Запуская работу над собственным приложением мы планировали решить две задачи: оптимизировать конфигурацию для использования всех возможностей SIPNET и заложить возможность контентного наполнения в будущем. Мы часто встречаемся с «непроходимыми» конфигурациями, когда пользователь перебирает одну программу за другой, но не может справиться со своим сетевым окружением, особенностями настройки и т.д. В этом случае мы обязаны порекомендовать какое-то окончательное решение. Возможно, не совсем стандартное, но зато с автоматическим обновлением операционных параметров, идеальных для нашей сети. Реализовать это в «чужом» продукте решительно невозможно. Агент SIPpoint с большим отрывом лидирует по популярности среди всех агентов, как программных, так и аппаратных. Когда мы объявляем новую версию, в первый же день ее скачивают несколько тысяч или десятков тысяч человек. Это радует, и, не вдаваясь в технические или организационные подробности, на примере SIPpoint мы выяснили, что рекомендованные адекватно созданные продукты пользуются особым доверием и очень быстро набирают популярность. В связи с этим мы сейчас, честно говоря, проводим реконструкцию SIPpoint в пользу некоторой проприетарности. CNews: Другими словами в этом плане SIPNET становится ближе к Skype? Герман Мызовский: Да, потому что иначе нельзя. SIPpoint сделан на базе компонента MS Windows Messenger, поддержка которого прекращена в пользу MSN Messenger и других продуктов Microsoft. И хотя в Windows Messenger остался ряд достаточно тяжелых ошибок, с помощью этого модуля гораздо легче создавать новый продукт — все-таки очень большая часть уже готова. Это вся работа сигнализации, вся работа со звуком, работа с сетью — все это там есть. Мы уверены, что новое поколение SIPpoint 2.0 будет работать существенно лучше. Эта версия будет взаимодействовать с сервером по внутреннему нестандартному протоколу. Совместимость с другими SIP терминалами сохраняется, но не напрямую, а за счет возможностей сервера. Исключительно для SIPNET мы разрабатываем еще несколько нестандартных решений, в частности ActiveX и COM модули для быстрого включения в любые приложения третьих разработчиков и размещения на Web-сайтах. CNews: Почему все-таки в целом бесплатная связь Р2Р «с устройства на устройство» в SIPNET оказалась не столь востребованной по сравнению с относительно недорогой связью «с устройства» на обычный сотовый или стационарный телефон? Только ли дело в том, что у одного абонента есть широкополосный доступ и агент SIPNET, а у другого — нет? Герман Мызовский: К сожалению, существует еще одна неприятность. Подключение пользовательского устройства IP-телефонии — загадка со многими неизвестными: сетевое окружение, тип приложения, особенности конфигурации и др. Исходящий вызов на городской номер всегда принимает единая серверная платформа, подконтрольная, отлаженная и не склонная к сюрпризам. Тем не менее даже мы не в состоянии снять некоторые барьеры, связанные с межсетевыми экранами и грубыми ошибками в сигнализации. В случае peer-to-peer контактируют уже два приложения, подключенные неизвестно где и неизвестно как. Вероятность отказа умножается на два. Или даже на три, потому что, в дополнение ко всему, требуется регистрация вызываемого SIP-устройства (для исходящих вызовов это не важно). Устойчивая регистрация — очень нетривиальная задача, мина замедленного действия, заложенная в стантарт SIP. Каждый производитель пытается найти собственное решение. Так вот, если вызов завершается на сервере SIPNET, две трети проблем мы вычеркиваем. Потому что у нас сделано лучше, чем у кого-либо. В свою очередь, многие ныне подключенные системы несовместимы настолько, что вообще не могут напрямую общаться друг с другом без корректировки сигнализации на сервере. Попытка решить 100% проблем, созданных десятками третьих производителей — неблагодарное дело: в любом случае найдется неограниченное количество пар устройств, принципиально не способных звонить друг другу. С другой стороны, если прошел один безупречный вызов, то в дальнейшем связь будет всегда. Таких случаев везения очень много. Но стабильный предсказуемый сервис не допускает проведения анализа по каждому подключению отдельно. Это очередной повод развивать SIPpoint как последний бастион. CNews: Какие бы вы отметили невостребованные на сегодня сервисы SIPNET? В чем причина их непопулярности, на ваш взгляд? Герман Мызовский: Пример невостребованного сервиса — это голосовой чат. За рубежом это популярно — в онлайн-радио заходят анонимные пользователи, которые как бы одновременно позвонили в эфир. Мы потратили достаточно серьезные усилия и большое количество времени, привели сторонних разработчиков, сделали тестовую версию подобного чата. И это не увенчалось успехом. Честно признаться, мы ожидали, что эта голосовая конференция соберет флешмоб — соберется нужное количество людей, которые сами или с нашей помощью смогут поддерживать беседы на разные темы. Люди любят поболтать, особенно в свободное время и анонимно. Но пока это не сработало. В 2006 году никакой революции не случилось: IP-телефония по-прежнему считается бюджетной дальней связью. Мы не видим особого интереса к другому контенту или интересным голосовыми функциям. Наши надежды, что абонентская база будет конвертироваться в некое самоподдерживающее себя сообщество, пока не оправдались. С другой стороны, у нас есть некоторые гипер-востребованные услуги, которые мы вообще не планировали, и не подозревали, что они будут работать. Там даже интерфейсы написаны на скорую руку, поскольку продукт готовился для внутренних нужд компании, а не в качестве публичного сервиса. Тем не менее, некоторые пользователи считают эти услуги смыслом существования сети SIPNET. CNews: Какие количественные и качественные успехи можно зафиксировать у сети SIPNET по итогам 2006 года? Каковы перспективы развития на 2007 год? Герман Мызовский: Сейчас мы высчитываем ARPU по 70 тыс. активных платных контрактов. Если предположить, что количество поздравляющих с Новым Годом и 8 Марта примерно совпадает, то в марте пиковая нагрузка превысила новогоднюю на 20%. Номинальная нагрузка растет теми же темпами. Статистика новых регистраций косвенно свидетельствует, что во многих регионах широкополосный интернет становится доступнее. Такая динамика нас полностью устраивает. CNews: Спасибо. |