|
|
Обзор
Телеком 2009Обозрение подготовлено
Быстрое проникновение цифровых конвергентных устройств стимулирует постоянное повышение требований к ним и к собственно услугам со стороны пользователей. В исследовании актуальных проблем конвергенции, проведенном KPMG, участвовали более 4000 респондентов из 19 стран мира, включая Россию.
Конвергенция – использование при помощи одного телефона различных мобильных сервисов, начиная от электронной почты и заканчивая электронными платежами. «Конвергенция предоставляет возможность пользователям увидеть целый мир на своей ладони и выбрать, каким именно они хотят увидеть этот мир - отмечает Андрей Швецов, партнер, руководитель направления по работе с телекоммуникационными компаниями, KPMG в России и СНГ. – Российская практика конвергенции услуг также является тому подтверждением. К сожалению, низкая насыщенность и однобокость рынка инфокоммуникационных услуг, а также недоверие пользователей к системе электронных платежей и средствам массовых коммуникаций по-прежнему тормозят распространение конвергентных услуг в России».
Аналитики KPMG отмечают снижение потребительских расходов на услуги, распространяемые при помощи мобильной связи: в 2008 году спад составил 39%, в 2007 году – 47%. Подобное снижение было зафиксировано почти по всем возрастным группам покупателей. Только в странах Латинской Америки по VAS был зафиксирован рост на 62% за 2008 год по сравнению с 56% в 2007 году.
Поставщики сопутствующих услуг фиксируют, что пользователь становится все более чувствительным к ценам, с одной стороны, и тяготеет к выбору продуктов у разных провайдеров, с другой. 84% опрошенных назвали наиболее значимым фактором при принятии решения о платной загрузке контента прозрачное ценообразование. 83% выберут, по их словам, те услуги, что будут подешевле.
Коммуникационные устройства во владении респондентов
Источник: KPMG, 2009
Хотя ПК пока остаются наиболее распространенным устройством для выхода в интернет, постоянно растет число подключений к Сети с мобильных телефонов. В первую очередь, этот рост стимулируют страны Азии. Подавляющее большинство таких пользователей относятся к возрастной группе до 65 лет, отмечают в KPMG. 34% скачивают на телефоны музыку, рингтоны, либо слушают радио (в 2007 г. их доля составляла 21%). 31% общаются через различные мессенджеры (19% в 2007 г.). Читают электронные книги или электронные версии СМИ 14% (4% в 2007 г.).
Как показало исследование, 21% респондентов из Северной Америки и 30% всех респондентов из других стран хотя бы единожды за последние 12 месяцев загрузили на мобильный телефон музыкальный контент. За этот же период примерно 11% американцев и 28% пользователей из других стран просматривали на своих телефонах видео.
Исследование KPMG показало, что 59% потребителям во всем мире важна возможность банковского обслуживания через мобильный телефон, однако они не стремятся оплачивать такие услуги. Вместе с тем, у банков имеется огромный потенциал для расширения рынка именно за счет пользователей мобильной связи – 53% опрошенных потребителей заявляют, что им нравится идея использования мобильного телефона для совершения финансовых операций. 54% говорят, что они вероятнее всего будут пользоваться мобильным банкингом в течение следующих 12 месяцев.
Несмотря на это, в настоящее время только 19% всех потребителей пользуются услугами банков через мобильный телефон. Это означает, что банки теряют огромное количество потенциальных клиентов, которых еще предстоит убедить не только в том, что банковское обслуживание доступно и удобно, но, что гораздо важней, за него тоже надо платить.
Лишь 51% респондентов ответили, что их банки предлагают мобильные услуги. Однако это, скорее, свидетельствует о том впечатлении, которое сложилось у потребителей о доступных услугах, чем о реальном положении дел.
Среди тех респондентов, кто не пользуется подобными услугами, 44% указали в качестве основной причины этого проблемы безопасности и конфиденциальности. Тот же фактор как наиболее важный указали и 32% тех, кто пользуются банковскими услугами в режиме онлайн хотя бы раз в неделю. Вторым по важности фактором – для 20% респондентов – оказалась простота пользования услугой.Наиболее актуальными проблемами в части безопасности и конфиденциальности для покупателей остаются неавторизованный доступ к их персональным данным (для 73%) и перехват информации с кредитных карт (для 69%).
По результатам опроса KPMG, весьма востребованными среди пользователей мобильной связи, определенно, являются музыка и видеоклипы. В масштабе всего опроса список факторов, влияющих на выбор музыкальных загрузок, возглавляет прозрачное ценообразование (84%), на втором месте идет стоимость услуг (83%).
Что касается рекламных рассылок при помощи мобильной связи, респонденты, скорее, демонстрируют нежелание получать рекламные файлы на свои мобильные телефоны и компьютеры. 63% готовы получать рекламные сообщения на свои мобильные (или компьютеры – 42%), но не хотят платить за информационные ресурсы. Почти половина респондентов фактически заявили о желании платить за онлайновый контент, лишь бы не получать рекламу. С другой стороны, другая половина обозначила готовность получать рекламу в обмен на возможность бесплатной загрузки контента – например, музыкального. Тем более что как раз к музыкальному контенту, как минимум, у 2/3 опрошенных нет никаких нареканий.
Готовность пользователей получать рекламные сообщения на мобильный телефон в обмен на бесплатный контент
Источник: KPMG, 2009
Напротив, больше всего нареканий и беспокойств вызывает вопрос обеспечения защиты – как от зловредного ПО, так и от кражи личных данных (60% и 50% респондентов соответственно).
Обеспокоенность безопасностью и сохранностью данных при пользовании мобильным телефоном
Источник: KPMG, 2009
На основании полученных данных эксперты KPMG рекомендуют ключевым игрокам – поставщикам услуг и контента – внимательнее относиться к смещению пользовательских приоритетов и аккуратнее проводить ценообразование новых продуктов/услуг. В будущем пользователи будут все больше интересоваться так называемыми сервисами по требованию. Очевидно, будет только расти спрос на музыкальный и видео контент. К самим устройствам сохранится требование удобства пользования и интуитивной понятности. Вероятно, со временем усилится фактор доверия бренду на этом рынке.
По материалам KPMG