|
|
Обзор
Телеком 2009Обозрение подготовлено
На фоне усиливающейся конкуренции на российском рынке хостинга крупнейшие игроки активизируют консолидационные процессы. Усиление их позиций в секторе наметит курс на монополизацию, однако средние и самые малые игроки, вероятно, в ближайшем будущем не будут вытеснены отсюда окончательно.
Российский рынок хостинга к моменту начала кризиса уже демонстрировал некоторые признаки "взросления". Его темпы роста начали несколько замедляться – до 60-70%, по разным оценкам, по сравнению со 100% и более в 2005 г. Этот рынок растет параллельно с сегментом регистрации доменов, хотя и начинает уступать ему по динамике. На начало лета 2009 г. в зоне .RU было зарегистрировано уже более 2 млн доменов, отмечают в "Хостинг-Центре". Более 900 тыс. доменов размещено у хостинг-провайдеров.
От стадии бурного роста отечественный рынок хостинга постепенно перешел к активизации процессов консолидации. Точно так же к M&A приходили и крупные провайдеры из других стран – растущий бизнес на каком-то этапе начинает усложняться, требовать расширения спектра оказываемых услуг. Как правило, консолидация охватывает крупных игроков, которые за счет объединений заметно увеличивают свою долю рынка, но при этом не вытесняет полностью средний и малый бизнес. В настоящий момент на долю провайдеров СМБ приходится до 20% этого рынка. Более трети участников рынка, по данным "Хостинг-Центра", сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге.
Рост количества доменов в зоне RU
Источник: "Хостинг-Центр", 2009
Постепенная глобализация на рынке этих услуг началась в декабре 2005 года, когда "Хостинг-Центр" объединился с "Голден-Гейт". В 2006 году произошло слияние с компанией "Ранет.Ру" и в ноябре 2007 года - с "Арбатек". В начале 2009 года было принято решение о создании единого бренда HostingCommunity, объединяющего крупнейшие компании Санкт-Петербурга и Москвы. Это два регистратора доменов - "Гарант-Парк-Телеком" и "Центрохост", а также три хостинговые компании - "Хостинг-Центр", "Спейсвэб" и "Петерхост". Создание единого бренда объясняют рядом причин - в первую очередь, необходимостью укрупнения бизнеса для более широкого охвата рынка, предоставления максимально насыщенного спектра услуг и для оперативного обмена новейшими технологиями. После объединения компаний рыночная доля регистраций доменов в зоне .ru составила почти 19%, доля на рынке хостинга - около 20%.
Прирост количества доменов помесячно
Источник: Хостинг-Центр, 2009
Интересно, что кризис, похоже, пока сильно не затронул этот рынок. По данным "Хостинг-Центра", показатели первых месяцев проблемного 2009 года почти не отстают от начала "сытого" 2008. Резкое снижение количества делегированных доменов вызвано большим количеством освобождающихся доменов в мае. Прирост с начала года (нарастающий итог) чуть меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Топ 15 хостеров по количеству поддерживаемых доменов в зоне .RU
Хостинг-провайдеры | Домены на 1 мая 2009г | Домены на 1 июня 2009г | Изменение количества доменов | Доля рынка на 1 мая 2009г | Доля рынка на 1 июня 2009г | Изменение доли рынка | |
1 | masterhost.ru | 108 725 | 111 155 | 2 430 | 12,04 | 11,90 | -0,14 |
2 | hc.ru | 97 461 | 98 563 | 1 102 | 10,79 | 10,55 | -0,24 |
3 | nic.ru | 59 433 | 61 127 | 1 694 | 6,58 | 6,54 | -0,04 |
4 | spaceweb.ru | 44 843 | 46 030 | 1 187 | 4,97 | 4,93 | -0,04 |
5 | majordomo.ru | 38 139 | 40 059 | 1 920 | 4,22 | 4,29 | 0,06 |
6 | 1gb.ru | 33 461 | 35 053 | 1 592 | 3,71 | 3,75 | 0,05 |
7 | infobox.ru | 29 655 | 30 434 | 799 | 3,28 | 3,26 | -0,03 |
8 | agava.ru | 29 801 | 30 288 | 487 | 3,30 | 3,24 | -0,06 |
9 | valuehost.ru | 23 688 | 23 510 | -178 | 2,62 | 2,52 | -0,11 |
10 | firstvds.ru | 21 657 | 23 219 | 1 562 | 2,40 | 2,49 | 0,09 |
11 | jino.ru | 19 862 | 22 120 | 2 258 | 2,20 | 2,37 | 0,17 |
12 | peterhost.ru | 21 115 | 21 390 | 275 | 2,34 | 2,29 | -0,05 |
13 | zenon.ru | 19 228 | 19 445 | 217 | 2,13 | 2,08 | -0,05 |
14 | mchost.ru | 17 799 | 18 147 | 348 | 1,97 | 1,94 | -0,03 |
15 | mtw.ru | 17 886 | 17 312 | -574 | 1,98 | 1,85 | -0,13 |
Источник: 1stat.ru, июнь 2009
Важным показателем для определения места хостера на рынке является количество обслуживаемых доменов. Этот показатель позволяет в некоторой мере оценить размеры клиенской базы. Основная масса хостеров имеет показатель на уровне 1,6-2,0 доменов на клиента. Высокие показатели MTW и Firstvds обусловлены особенностями хостинговых систем, привлекающих людей, поддерживающих несколько сайтов на одном хостинговом аккаунте. Это и мелкие студии, и оптимизаторы, и домейнеры.
Количество новых зарегистрированных доменов характеризует работу маркетинга. На рост регистраций также влияет известность бренда, количество рекламы и новостей о хостере на популярных сетевых ресурсах. Другой источник клиентов – конкуренты. Переход доменов от конкурентов в значительной степени характеризует уникальность предложения, имидж хостера, привлекательность ценовой политики и качество предоставляемых услуг. При этом стоит отметить, что главным источником распространения информации является сарафанное радио, а не маркетинговые кампании. Иными словами решение о смене хостера, как правило, происходит не под влиянием рекламы, а в процессе обмена опытом с друзьями, коллегами и членами различных сообществ.
Динамика изменения доли рынка
Источник: "Хостинг-Центр", 2009
Несмотря на значительный количественный рост, у большинства хостеров произошло снижение относительных темпов. Поскольку доменные базы увеличиваются, становится все труднее удерживать темп по их пропорциональному наращиванию. В этих условиях прирост новых доменов на уровне 3,5% в мае 2009 г. является нормальным показателемv для хостера. Более 3,5% - очень хороший показатель, менее 3,5% - индикатор отставания хостера от общего тренда. Средний прирост ТОП15 игроков в мае составлял 4,4%, 4,3%, 3,9% и 4,2% в 2006- 2009 гг. соответственно.
Одним из возможных вариантов удержания рыночной доли может стать объединение небольших хостинговых компаний с крупными игроками на рынке хостинга и регистрации доменов. Благодаря обмену технологиями и объединению информационного пространства нескольких компаний, предоставляющих услуги в разных нишах, можно создавать более профессиональные службы по работе с клиентами, создавать единое пространство по их обслуживанию. Кроме того, ситуация на рынке хостинга такова, что новые разработки находятся на стадии стагнации, что связано с ограниченностью финансирования в сфере хостинговых услуг. Консолидация компаний приведет к сокращению расходов на внедрение новейших технологий, разработку новых услуг, сократит издержки на приобретение оборудования. Подобная организация бизнеса также позволит выделять больше средств на строительство собственных дата-центров. Кроме того, унификации правил и норм позволит игрокам выйти на мировой рынок.
Ангелина Повод