|
|
Обзор
Телеком 2009Обозрение подготовлено
Российскому рынку корпоративной телефонии не удалось избежать влияния кризиса. Поставки в конце прошедшего года заметно снизились, и большинство заказчиков теперь все чаще смотрят в сторону недорогих решений.
Российский рынок корпоративной телефонии остается крупнейшим рынком Центральной и Восточной Европы. По данным исследования CNews Analytics объем поставок учрежденческих автоматических телефонных станций (УАТС), учрежденческо-производственных автоматических телефонных станций (УПАТС) и офисных мини-АТС составил в 2008 году 1,5-1,7 млн внутренних линий (абонентских портов).
По данным Canalys в 3 квартале 2008 года в России было продано 477 тыс. портов – на 8,5% меньше по отношению к 3 кварталу 2007 года и на 19,5% больше по отношению ко 2 кварталу 2008 года. В последнем квартале 2008 года произошло резкое снижение поставок – они упали на 33% по отношению к показателю 2007 года и на 23,2% - по отношению к предыдущему кварталу.
Поставки УАТС в Россию, тыс. портов*
* - данные за I кв. 2008 г. отсутствуют
Источник: Canalys, 2009
В денежном выражении, по данным CNews Analytics, основанным на экспертных оценках, российский рынок УАТС вырос в 2007 году примерно на 10% - с $400-410 млн. до $430-450 млн. Экспертные оценки объема рынка по итогам 9 месяцев 2008 года расходятся от $350 до 500 млн. До последнего времени рынок сохранял положительную динамику, однако во втором полугодии 2008 года наступил перелом - зафиксирована тенденция сокращения поставок.
Объем российского рынка УАТС, (млн. долл)*, 2006-2008
* - по усредненным оценкам экспертов; оценки, различающиеся более чем на 50%, не учитывались
Источник: CNews Analytics, 2009
Российский рынок корпоративной телефонии достаточно сильно централизован. В Россию свою продукцию поставляют более 30 поставщиков УАТС, при этом пятерка лидеров контролирует почти 2/3 рынка по количеству поставленных абонентских линий (Panasonic, Avaya, Cisco, LG-Nortel, Alcatel-Lucent).
Достаточно сильные позиции у Siemens Enterprise Communications, Aastra/Ericsson, NEC и IskraTel. Среди российских производителей доминируют АГАТ-РТ, ГРПЗ, Информтехника и Телрос. Основные заказчики последних трех производителей – спецпотребители из силовых структур и других ведомств, где зарубежное оборудование вызывает сомнения в плане информационной безопасности. Как утверждают в АГАТ-РТ, основная часть станций этого производителя поставляется коммерческим заказчикам, успешно конкурируя с оборудованием ведущих зарубежных производителей как по цене, так и по функционалу.
По экспертным оценкам в сегменте малых УАТС лидируют компании Panasonic и LG (100% и 83% голосов, соответственно), в сегменте средних УАТС – компании Avaya и Nortel (по 83% голосов), в сегменте крупных УАТС – компании Avaya и Nortel (по 100% голосов), а также компания Cisco (60% голосов).
Основными заказчиками корпоративной телефонии являются предприятия топливно-энергетического комплекса (ТЭК), государственные учреждения, в том числе силовые структуры, промышленные предприятия; компании из финансового сектора (банки, страховые компании, инвестиционные компании и пр.); торговые и торгово-производственные компании, транспортные компании и пр. Наиболее крупные проекты, длящиеся по нескольку лет, насчитывают десятки тысяч абонентских портов; к проектам среднего масштаба можно отнести проекты с числом портов 1000 – 2000. К числу вендоров, оборудование которых (УАТС и УПАТС) было использовано в проектах с числом портов от 1000, относятся (в алфавитном порядке): Aastra (Ericsson), Alcatel-Lucent, Avaya, Cisco, Harris, IskraTel, Mitel, NEC, Nortel, Panasonic, Samsung, Siemens, Tadiran Telecom, Агат-РТ, ГРПЗ/СпецстройСвязь, Информтехника, Телрос и др.
Крупнейшие публичные проекты в области корпоративной/ведомственной телефонии, 2006-2008
Заказчик | Сегмент | Вендор | Кол-во портов |
РЖД | Транспорт | Avaya | 150 000 |
Газпром, МЦЗС | ТЭК | Siemens | 26 800 |
АвтоВАЗ | Производство | Nortel | 25 000 |
ГУВД Москвы | Госсектор | Avaya | 20 000 |
ММК | Производство | Avaya | 14 600 |
НМК | Производство | Avaya | 10 200 |
Правительство Москвы | Госсектор | Avaya | 10 000 |
Сургутнефтегаз | ТЭК | Alcatel-Lucent | 10 000 |
Башнефть | ТЭК | NEC | 10 000 |
Уралкалий | Производство | Alcatel-Lucent | 6 500 |
Илим Палп | Производство | Nortel | 6 000 |
ЗУБ СБ РФ | Банки | Alcatel-Lucent | 5 200 |
Газпром трансгаз Самара | ТЭК | Alcatel-Lucent | 5 153 |
Красноярский алюм. з-д | Производство | Avaya | 5 000 |
МОЭCК | ТЭК | Avaya | 5 000 |
ПФПГ, Ател | Производство, телекоммуникации | Alcatel-Lucent | 5 000 |
Администрация Волгоградской области | Госсектор | Alcatel-Lucent | 5 000 |
ПНЗ | Производство | Alcatel-Lucent | 5 000 |
Росгосстрах | Страхование | Cisco | 4 600 |
Сургутгазпром | ТЭК | Harris | 4 500 |
Источник: CNews Analytics, 2009
Руководитель отдела унифицированных коммуникаций Inline Technologies Павел Калист отмечает, что самая главная тенденция развития корпоративной телефонии на текущий момент – это унификация, стремление объединить множество сервисов в одном устройстве, как это сделано, например, в современном смартфоне или коммуникаторе. При этом он убежден, что с точки зрения интеграции с корпоративными приложениями альтернативы IP-телефонии нет. По мнению эксперта, традиционных решений на рынке уже практически не осталось – все производители оборудования телефонии производят конвергентные решения, которые все еще продолжают предоставлять возможность подключения традиционных абонентов, но все больше нацелены на IP-абонентов и на предоставление максимума сервисов для них. Он также отмечает, что доля рынка IP абонентов неуклонно растет из года в год. Стоимость IP-телефона покрывается стоимостью цифрового телефона и дополнительного порта СКС для него, считает Павел Калист. Он признает, что стоимость аналогового порта и телефона существенно меньше, но считает бессмысленным экономить на сотруднике 150-200 долларов (5-10% его месячного заработка), при этом лишив его соответствующего уровня сервиса и, соответственно, снизив производительность его труда.
В течение 2006-2008 гг. соотношение традиционных (аналоговых и цифровых) и IP внутренних (абонентских) портов вновь устанавливаемых УАТС росло в пользу IP-портов. По данным крупнейших дистрибьюторов, доля последних увеличилась примерно с 5% в 2006 году до 15-20% в 2008 году.
Соотношение традиционных (аналоговых и цифровых) и IP внутренних (абонентских) портов, 2006-2008
Источники: CNews Analytics, оценки экспертов, 2009
При этом доля «чистых» IP УАТС выросла за указанный период с 5% до 10%, а гибридных IP/TDM-решений – с 30% до 40%. Доля традиционных TDM станций составила по итогам 9 месяцев 2008 года примерно половину всей установленной базы УАТС в России.
Соотношение технологий УАТС (по количеству установленных станций), 2006-2008
Источники: CNews Analytics, Landata, 2009
Доля устанавливаемых аналоговых абонентских портов по-прежнему доминирует. По итогам 2007 года их доля в продажах у одного из крупнейших дистрибьюторов компании Landata составила 78%, в то время как доля абонентских IP, цифровых и SIP портов составила 15%, 5% и 2% соответственно.
Структура установленных (проданых) УАТС в зависимости от вида абонентских подключений, 2007
Источники: CNews Analytics, Landata, 2009
По мнению генерального директора компании «АГАТ-РТ» Юрия Анисимова, изменяется модельный ряд УАТС – этот процесс происходит сразу по нескольким направлениям: все большей "цифровизации" и миниатюризации оборудования, расширения его функциональных возможностей и повышения "гибкости". Так, поддержка VoIP стала нормой для подавляющего большинства УАТС, представленных на рынке. Ряд решений, в частности – Avaya IP Office, ipLDK100 от LG, отечественная IP-АТС «Агат-UX», содержат такие свойственные операторскому оборудованию опции, как встроенный SIP-proxy сервер, многочисленные гибкие алгоритмы автоматизированной обработки вызовов как для обычных, так и для VoIP звонков, и многое другое. Благодаря этому, компании могут пользоваться теми линиями связи, которые оптимальны с точки зрения ведения бизнеса, при этом сотрудникам и клиентам предоставляется весьма широкий набор автоматизированных услуг, считает эксперт.
Все большую популярность, по его мнению, приобретает интеграция корпоративной телефонии с системами автоматизации бизнеса – 1С, CRM, ERP. Однако предоставление подобного функционала для всех сотрудников предприятия влечет неоправданно высокие издержки, считает Анисимов. Поэтому данный процесс затрагивает в основном подразделения компаний, взаимодействующие с клиентами – отделы продаж, технической поддержки и др. Соответственно, увеличивается спрос на УАТС, позволяющие обеспечить интеграцию только части внутренних абонентов с системами автоматизации, считает эксперт.
Относительно изменений на рынке и его перспектив, в момент начала господства финансового кризиса, предсказывать что-либо сложно, считает Павел Калист. Как и в прочих отраслях, можно ожидать отсутствие роста рынка корпоративной телефонии и даже его спад, прогнозирует он.
Я не думаю, что в 2009 году можно ожидать какого-то значительного роста, соглашается технический директор компании Netcube Алексей Большаков. Достижением, по его мнению, можно считать сохранение объема рынка на прошлогоднем уровне - порядка $300-350 млн за год.
При этом на фоне кризисных явлений в экономике позиции корпоративной IP-телефонии имеют все шансы ухудшиться, считает эксперт. По его мнению, многие российские организации, как коммерческие, так и государственные, до недавнего времени развертывали у себя системы корпоративной IP-телефонии, следуя дани моды, не имея четкого представления, как максимально эффективно использовать все преимущества, предоставляемые технологиями IP. Зачастую внедренные системы эксплуатировались аналогично системам традиционной телефонии, и заказчики, по большому счету, не хотели разбираться в возможностях, предоставляемых корпоративной IP-телефонией. Сейчас в период кризиса все организации учатся или уже научились разумно тратить существующие финансовые ресурсы, поэтому миграция с традиционной на дорогостоящую по первоначальным вложениям систему корпоративной IP-телефонии вряд ли будет укладываться в схему экономии, считает он. Впрочем, Алексей Большаков не исключает, что корпоративную IP-телефонию будут внедрять те компании, у которых существуют реальные бизнес-потребности именно в этом решении.
Возможную задержку внедрения IP-решений не исключает и технический директор российского офиса Avaya Георгий Санадзе. По его мнению, при выборе и покупке станции заказчики будут делать акцент на быстром возврате инвестиций.
Сегмент IP коммуникаций будет иметь рост, если позволит общемировая финансовая ситуация, сложившаяся в данный момент, считает начальник отдела маркетинга российского офиса Aastra Technologies Денис Дубровин.
Павел Калист полагает, что некоторые проекты по замене АТС на новую могут быть пересмотрены в пользу модернизации существующей системы, что подразумевает рост продаж сервисных услуг.
Существенно увеличивается «вес» ценового фактора при принятии решений о закупке и внедрении тех или иных систем, убежден Юрий Анисимов. По его мнению, наблюдается усиление позиций "гибких" производителей, готовых создавать и дорабатывать решения "под клиента", а также оказывать комплексную поддержку на всех этапах внедрения и эксплуатации. В этой связи Юрий Анисимов прогнозирует рост спроса на системы отечественного производства, поскольку решения крупных иностранных вендоров весьма дороги (особенно в условиях девальвации рубля), и не всегда учитывают специфику бизнеса российских заказчиков и требования местного законодательства.
Малый бизнес смотрит в сторону аутсорсинга телефонных услуг и виртуальных АТС, считает заместитель генерального директора компании «Караван» Андрей Касьяненко. По его мнению, ИТ бюджеты не предусматривают инвестиции в модернизацию АТС и сконцентрированы на снижение эксплуатационных затрат и повышение эффективности обработки голосового трафика. В случаях, когда модернизация неизбежна, рассматриваются, как правило, более бюджетные АТС с поддержкой IP, считает эксперт.
Виталий Солонин / CNews Analytics