|
|
Обзор
Телеком 2009Обозрение подготовлено
Один из стабильных сегментов телекома – рынок дальней связи - в России испытывает ощутимое влияние кризиса. Снижение деловой активности в корпоративном секторе и замедлившийся рост трафика от частных пользователей ставят под сомнения прежде оптимистичные прогнозы операторов на 2009 год.
Общий объем рынка дальней связи в России по состоянию на конец 2008 года оценивался J'son and Partners в 92 млрд рублей, что на 14,2% больше показателя годом ранее. Другие аналитики (в частности, "Рустелеком") приводят более скромные цифры –примерно 2,3-2,4 млрд долларов и рост всего лишь 5%. Подобное расхождение в оценке связано с закрытостью статистических данных самих операторов связи – в сводных отчетах крайне редко указывается доля МГ/МН услуг относительно общего оборота компаний. Тем не менее, именно они являются одним из драйверов роста, поскольку объем этого типа трафика в 2008 году значительно вырос. Еще одна проблема оценки - в том, что к дальней связи относится IP-телефония, на которую по оценкам iKS-Consulting приходится до 15% всего рынка (в основном – частных пользователей).
По итогам 4 квартала 2008 года в РФ работало 8 операторов, предоставляющих услуги дальней связи для корпоративных и частных пользователей. Доход самого крупного из них, "Ростелекома", превышал 50% от общего объема рынка, а на массовом рынке его доля достигает 83-84%. Ближайшие конкуренты "Ростелекома" в частном секторе - МТТ, в корпоративном - "Вымпелком" (ТМ "Билайн"). Кроме того, лицензии на предоставление услуг МГ/МН выданы еще 30 операторам, в том числе и сотовым (так, например, МТС вышла на этот рынок в январе 2009 года).
Доли операторов дальней связи на российском рынке, 2008
Источник: J'Son and Partners, 2008
Достаточно большую долю рынка (около 12-14%) занимают другие схемы осуществления звонков по МГ/МН связи (например, IP-телефония или звонки с сотовых телефонов). Это связано с усилением конкуренции, с одной стороны, со стороны сотовых операторов (тарифные предложения сотовых операторов на звонки в другие регионы или по России стали приравниваться к тарифам фиксированных операторов), а, с другой стороны, благодаря распространению ШПД, что позволяет совершать МГ/МН-звонки при помощи интернет-телефонов (Skype, SIP-телефоны и тому подобное).
Выход на рынок дальней связи для оператора предполагает не только получение лицензии, ее подтверждение и получение кодов доступа, но и организацию присоединения ко всем зоновым операторам во всех субъектах РФ и построение сети для пропуска трафика. Именно последнее определяет конечные затраты на проект: оператор может выбрать стратегию построения собственной сети, рассчитанной на пропуск больших объемов трафика, или арендовать существующие каналы связи. В любом случае, предоставление услуг МГ/МН-телефонии оборачивается необходимостью крупных инвестиций в развертывание сетей и поддержание их в рабочем состоянии до того момента, пока оператор еще не может ввести ее в коммерческую эксплуатацию.
Сергей Приданцев, президент "Комстар-ОТС" оценивает объем вложений в построение сети на базе NGN-технологий в 12-15 млн долларов в зависимости от выбранной конфигурации, а ежемесячные расходы на поддержание построенной сети в минимальной конфигурации у альтернативного оператора МГ/МН, по его расчетам, составляют 1 млн долларов. В Orange Business Services инвестиции в проект выхода на рынок дальней связи оценили в 200 млн долларов. Аналитики называют пороговую сумму входа на рынок дальней связи в России - около 50 млн долларов при работе по агентским соглашениям между операторами (то есть услуга МГ/МН связи оказывается в качестве агента другого оператора, обладающего лицензией) и не менее 200 млн долларов в случае создания полноценной самостоятельной сети.
Виктория Тихонова, директор СПб филиала "Вестколл", считает, что минимальная стоимость "входного билета" на рынок дальней связи для альтернативного оператора составляет не менее 100 млн рублей: она складывается из стоимости лицензии (1,5 млн рублей), организации МГ/МН узлов в каждом из 83 субъектов РФ (не менее 350 тыс руб на 1 узел), присоединения со всеми зоновыми операторами на территории страны (8-10 млн рублей), стоимости аренды магистралей (различается в зависимости от региона), а также других затрат (аренда помещений под узлы; зарплата обслуживающего персонала; расходы на проектирование, экспертизу, сдачу сети в эксплуатацию). По ее словам, сейчас операторы преимущественно арендуют канальную емкость, а не строят собственные магистрали.
Доли операторов на рынке дальней связи по лицензии (без учета IP-телефонии)
Источник: iKS-Consulting, 2008
"Самый большой тормоз развития этого рынка – наличие агентской схемы при взаимодействии местных операторов с операторами дальней связи. Это доставляет серьезные неудобства не только операторам, но и клиентам, а также ограничивает возможности новых операторов по выходу на рынок дальней связи", - рассказала CNews Виктория Тихонова. С ее мнением согласны и другие игроки, отмечая, что у выходящих сейчас на рынок новых операторов относительно мало шансов окупить вложенные затраты и занять сколько-нибудь значительную долю на рынке. "На рынок целесообразно выходить только тем операторам, которые не локализованы географически и позиционируют себя как операторы, оказывающие полный спектр услуг связи. При этом необходимо иметь весомый задействованный номерной ресурс в данном регионе. Соответственно, таким операторам выход на рынок дальней связи просто необходим", - считает Сергей Приданцев. "Приобретения местных операторов связи могут быть актуальны тем МГ/МН-операторам, которые не имеют собственной местной сети, и которые помимо бизнеса по продаже услуг операторам хотят развивать продажи конечным клиентам", - объясняет эту ситуацию источник в "Вымпелкоме", называя в числе таких операторов связи "Ростелеком", МТТ и ТТК.
С 2006 года после внесения поправок в закон "О связи" (Постановление правительства от 19 октября 2005 года № 627 "О государственном регулировании цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования") на рынке дальней связи было отменено государственное регулирование тарифной сетки.
По оценкам Сергея Иванова, аналитика "Рустелекома", снижение предельных тарифов, проведенное в 2008 году Федеральной службой по тарифам (ФСТ), привело к удешевлению МГ/МН-связи примерно на 10-12% по стране и около 30% для госструктур. Тем не менее, тарифы "Ростелекома" по-прежнему регулируются государством по причине того, что этот оператор до сих пор числится в реестре естественных монополий. ""Ростелеком неоднократно обращался в ФСТ с просьбой вывести его из списка монополий, но это до сих пор не произошло, поскольку в некоторых регионах России по-прежнему доступ к услугам дальней связи других операторов (МТТ, ТТК, Арктел и других) имеет некоторые ограничения", - комментирует ситуацию Станислав Стариков, консультант департамента фиксированной связи и ШД J'son and Partners. Сергей Приданцев в числе причин, препятствующих альтернативному оператору создавать конкурентоспособные тарифы, называет стоимость услуг оператора зоновой связи и тарифы на зоновое завершение вызова.
На данный момент на рынок МГ/МН связи выходят сотовые операторы, которые могут составить достаточно серьезную конкуренцию традиционным операторам дальней связи. Это связано, прежде всего, с широким распространением мобильной связи, а также с заинтересованностью самих МРК в пропуске трафика через свои узлы.
По состоянию на конец 2008 года в большинстве регионов России традиционные операторы (за исключением Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана, Башкирии, Якутии, Пскова, Костромы и регионах присутствия СЗТ) еще не переключили своих абонентов на схему "hot choice" (режим выбора при каждом вызове), и, как следствие, большая часть пользователей осуществляет вызовы через "исторического" оператора связи, что затрудняет процесс демонополизации рынка. В компании J'Son and Partners оценили соотношение между pre-select и hot-choice в России 2 к 1.
Говоря о перспективах этого направления, в ГК "Вымпелком" (ТМ "Билайн) полагают, что hot-choice может показаться слишком сложным для клиента, поэтому корпоративным пользователям проще получить тарифы на нужные направления у своего оператора в режиме предварительного выбора оператора (pre-select), а частные пользователи с существенным объемом МГ/МН-трафика предпочтут карты предоплатной телефонии. Виктория Тихонова полагает, что этот выбор будет связан с желанием абонента сравнивать тарифные предложения операторов. В "Комстар-ОТС" также уверены, что технология pre-select имеет большие перспективы в России и называют 3 основных причины: сложившийся традиционный порядок набора междугороднего номера, нераспространенность hot-choice на МРК в регионах, и разницу по стоимости между pre-select и hot-choice в пользу более высокой стоимости последней. Это вызвано тем, что пользование услуги в режиме hot-choice предусматривает в общем случае работу по договору публичной оферты и отсутствие периодичности в использовании, что в свою очередь приводит к дополнительным накладным расходам.
Опрошенные CNews операторы и аналитики не могут однозначно оценить потенциал рынка дальней связи в России на ближайший 1-2 года. Общее настроение можно охарактеризовать как "сдержанное": объемы трафика в 2009 году из-за некоторого снижения цен вследствие возрастающей конкуренции будут расти, но незначительно, ввиду общей экономической ситуации рынок будет стагнировать.
Так, компания "Ростелеком" прогнозирует снижение своей доли присутствия на рынке в ближайшие 3-5 лет на 20-25% до 60%. Станислав Стариков полагает, что наибольшее влияние окажут корпоративные пользователи, который будет сокращать свои затраты на звонки по межгороду и дополнительные платные сервисы. "Под влиянием этих факторов рынок МГ/МН-связи может сократить темпы роста по итогам 2009 года до 7-8%", - отмечает аналитик. "МГ/МН-трафик корпоративных пользователей является драйвером общего роста в момент развития общего рынка, но он также быстро меняется в момент кризиса, при этом некоторые компании не сокращают, а, наоборот, увеличивают объемы переговоров по телефону, компенсируя тем самым дорогостоящие командировки и поездки", - говорит Сергей Приданцев. "Частные пользователи достаточно активно общаются во время кризисных моментов, обретая в разговорах поддержку близких людей, оставшихся в другом городе". Такого же мнения придерживается и Екатерина Цвилева, руководитель отдела маркетинговых коммуникаций, Orange Business Services в России и СНГ, которая считает, что фиксированная связь остается востребованной услугой в кризис: "Компании стали сокращать расходы на командировки, при этом необходимость оперативно решать текущие бизнес-задачи осталась".
С мнением игроков рынка не соглашаются опрошенные аналитики, поскольку полагают, что рынок дальней связи может вырасти за счет операторов сотовой связи из-за низкой маржинальности этого направления. Однако массовый рост рынка маловероятен, поскольку число новых компаний сокращается по сравнению с докризисными годами. Кроме того, на рынке дальней связи традиционным операторам сложно конкурировать с провайдерами IP-телефонии, на долю которых может приходиться около 10% рынка фиксированной дальней связи в корпоративном сегменте, из-за неснижаемых издержек, в частности, по расчетам с внутризоновыми операторами.
Михаил Демидов