|
|
Обзор
Телеком 2009Обозрение подготовлено
Рынок платежных терминалов, объем которого составляет более половины триллиона рублей, спасен: российский парламент согласовал вариант законопроекта, который регулирует данный бизнес. При этом представителям банковской сферы удалось сохранить за собой право установки фискальных аппаратов, что обеспечит дополнительный доход в 200 млн долл.
Расхожая фраза "положи мне деньги" появилась в лексиконе россиян сравнительно недавно: изначально оплату услуг сотовой связи можно было производить лишь в банках (ожидая прихода денег в течение трех рабочих дней), либо салонах самих операторов (на каждого приходилось всего по нескольку точек). В начале века получили распространения скретч-карты, которые продавались не только у сотовых дилеров, но и в обычных продовольственных магазинах или ларьках. Популярность такого способа оплаты продержалась недолго: на смену ему в 2002-2003 гг. пришло прямое пополнение счета у оператора, которое могло осуществляться как в салонах его дилеров, так и в крупных розничных сетях. Основное преимущество такого способа оплаты по сравнению со скретч-картами, имевшими вполне определенный номинал, заключалось в том, что появилась возможность переводить на счет абонента любую сумма денег без ограничений (если их не предполагает сама платежная система).
Эволюция систем оплаты на этом не закончилась: в 2004-2005 гг. широкое распространение приобретают платежные терминалы. Несмотря на целый ряд недостатков: терминал не выдает сдачи, не берет помятые купюры, при работе с ним происходят незначительные проблемы – их количество возрастает. К концу 2008 года в России насчитывается 350 тыс. купюроприемников, они становятся наиболее популярным способом оплаты услуг мобильной связи, интернета и т.д. Основная причина заключается в простоте установки терминалов: они появились повсеместно: в магазинах (не только в сетях супермаркетов, но и в обычных булочных), офисах, на остановках. Довольно быстро рынок платежных терминалов стал показывать внушительные результаты роста: если в 2006 году его оборот оценивался в 280 млрд руб., то в 2008 г. – уже в 536 млрд.
Появление нового быстрорастущего рынка не могло оставить равнодушным банковское сообщество, тем более, что возможности терминалов стали выходить за пределы телекоммуникационных услуг, позволяя оплачивать счета ЖКХ, погашать потребительские кредиты и т.д. Наступление на терминалы платежных систем началось в 2007 году: тогда выяснилось, что ставший уже повсеместно распространенным сервис работает без юридически установленных процедур. "Гром среди ясного неба" для представителей платежного бизнеса грянул с принятием в июне того же года инструкции Банка России, обязавшей их иметь договор с банком. В принципе, для платежной системы стать агентом банка не проблема, лидеры рынка – Cyberplat, "Объединенная система мобильных платежей" (ОСМП), E-port - так и сделали. Однако неприятность заключалась в том, что входящие в эти сети терминалы принадлежали не самим системам, а их агентам – владельцам торговых точек, офисов и другим. Необходимость для каждого из них заключить соглашение с банком грозила обернуться параличом работы терминалов.
Как ни странно, одна из платежных систем - "Элекснет", наоборот, ратовала за такой поворот событий. Компания объясняла свою позицию беспокойством относительно того, что терминалы превращаются в неконтролируемое средство для обналичивания денежных средств. Самой "Элекснет" инструкция Банка России ничем не грозила: она изначально работала по агентскому договору с банком, причем все терминалы принадлежали самой компании. "Элекснет" тут же стали обвинять в попытке вытеснить конкурентов путем введения жестких правил игры, но компания такие утверждения опровергала.
Споры относительно терминалов дошли до правительства. С просьбой защитить данный рынок обратилась Ассоциация региональных сотовых операторов: дело в том, что планировавшиеся нововведения особенно сильно ударили бы по сельской местности, где альтернативы терминалам просто нет. Сформированная межведомственная комиссия, состоявшая из представителей Мининформсвязи, ФАС, МЭРТ, Банка России, МВД, договорилась отложить вступление в силу инструкции о деятельности платежных систем и вместо нее разработать соответствующий законопроект.
Правда, борьба вокруг законопроекта развернулась нешуточная: банковское лобби имелось в обеих палатах парламента. Так, например, председателем комитета Совета Федерации по финансовым рынкам является совладелец "Промсвязьбанка" Дмитрий Ананьев, его заместителем до недавнего времени был учредитель "Моего банка" Глеб Фетисов. С другой стороны, у "терминальщиков" нашелся и свой крупный лоббист – летом 2008 года ОСМП и E-port объединились в компанию OE Invetments, блокирующий пакет акций которой приобрел фонд Digital Sky Technologies (DST). Блокирующим пакетом акций в DST, в свою очередь, владеет глава холдинга "Металлиинвест" Алишер Усманов (бизнес-партнер "Газпрома " и один из приближенных к российской власти предпринимателей).
Госдума приняла первый вариант законопроекта "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами " еще прошлой осенью. В нем присутствовал основной пункт, которого добивались владельцы платежных систем - подтверждение законности субагентской модели, при которой терминал является собственностью торговой точки. Кроме того, вместо первоначально запланированного максимального лимита платежа в размере 30 тыс. руб. в законопроект был внесен пункт, ограничивающий не сумму платежа, а перечень возможных платежей. Подобное ограничение потребовалось для того, чтобы поставить преграду на пути использования терминалов с целью отмывания денег. При этом лимит на размер операции не позволил бы продавать через терминалы дорогие услуги, например, авиабилеты. В дальнейшем, представители платежного бизнеса добились того, чтобы правительство установило не перечень разрешенных операций, а, наоборот, перечень запрещенных платежей. Это позволит без лишних бюрократических препятствий предоставлять возможность оплаты через терминалы новых услуг.
Банковскому лобби, со своей стороны, удалось добиться обязательной установки на терминалах контрольно-кассовой техники. Такого рода переоснащение, по подсчетам Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), может стоить рынку до 200 млн. долл. Правда, организаторы платежных систем попытались отыграться и добавили пункт, что контрольно-кассовой техникой должны быть оснащены и банкоматы (такое положение давно предусмотрено законом " О банках и банковской деятельности", но не работало из-за отсутствия соответствующих подзаконных актов). Совет Федерации в подобном виде законопроект утверждать отказался: ему не понравилось положение о банкоматах, к тому же сенаторы потребовали ввести обязательную регистрацию платежных агентов в Росфинмониторинге.
Госдума сначала решила преодолеть вето Верхней палаты парламента, но затем постановила вместе с Советом Федерации создать согласительную комиссию. Разработанный ей компромиссный вариант законопроекта призван обеспечить интересы обеих групп влияния. С одной стороны, сохранилась субагентская модель, а регистрацию в Росфинмониторинге должны проходить только платежные системы. С другой стороны, банкоматы при соблюдении ряда условий (принадлежность непосредственно банку, фискализация платежей в день их осуществления) не должны будут в обязательном порядке оснащаться контроль-кассовой техникой.
Как рассказал CNews председатель комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислав Резник, основной пункт достигнутого компромисса заключается в том, что банкоматы могут не оснащаться контрольно-кассовым оборудованием, если они принадлежат непосредственно самим банкам. Кроме того, законопроект предусматривает страхование платежной системы от неисполнения обязательств перед поставщиком услуг, но это, как подчеркнул Резник, будет лишь добровольной мерой.
Другое положение, которое пойдет на пользу платежным системам, касается отсутствия в законопроекте списка операций, разрешенных для проведения через терминалы. Поскольку число таких операций постоянно увеличивается (сейчас через терминалы можно приобрести транспортные билеты, программное обеспечение, погасить кредиты и т.д.), вместо этого правительство будет устанавливать список запрещенных операций. Дополнительные возможности получили и поставщики услуг (операторы сотовой связи, интернет-провайдеры и др.): теперь они смогут разрывать договоры с платежными системами.
В таком виде законопроект одобрили и Госдума, и Совет Федерации. Последнюю попытку помешать его принятию предприняла Ассоциация российских банков, написав письмо Дмитрию Медведеву с просьбой отклонить законопроект, не позволяющий, по мнению ассоциации, контролировать деятельность агентов. Но 4 июня президент поставил точку в этом в споре, подписав закон. Он вступает в силу с 1 января 2010 года, а рынок терминалов продолжает, тем временем, бурный рост: в 1 квартале 2009 г. его объем составил 140 млрд руб., а по итогам года этот показатель прогнозируется на уровне 630 млрд руб.
Игорь Королев