|
|
Обзор
Телеком 2009Обозрение подготовлено
В ответ на кризисные процессы в экономике три четверти телеком-компаний сократили свои инвестиционные программы. Некоторым пришлось отказаться от 60% запланированных ранее вложений. В исследовании КПМГ приняли участие основные игроки российского телеком-рынка, предоставляющие услуги как мобильной, так и фиксированной связи.
Приоритетные направления деятельности крупнейших российских телекоммуникационных компаний в период экономической нестабильности, очевидно, изменились. По словам партнера КПМГ Ильи Котлова, в период кризиса наметилась устойчивая тенденция падения капитализации компаний телекоммуникационного сектора. «Сейчас бытуют два полярных мнения о том, каковы перспективы этого рынка: от панических настроений до высказываний о том, что телекоммуникационной индустрии все нипочем и «кризис нас не коснется», - отметил он.
Основным фактором снижения капитализации большинство участников исследования КПМГ назвало установившуюся панику - как на российском, так и мировом рынке. На втором месте по степени негативного воздействия – существенный отток капитала из России. Среди других факторов – долговая нагрузка в иностранной валюте, девальвация рубля и необходимость закупок оборудования за рубежом. 42% респондентов поставили фактор снижения показателей эффективности компаний на последнее место по влиянию на капитализацию компании.
По результатам исследования, проведенного КПМГ, было установлено, что подходы компаний к переоценке собственных стратегий существенно разнятся в зависимости, во-первых, от участия государства в уставном капитале компании и, во-вторых, от наличия у них собственной федеральной сети. К пересмотру стратегии развития во время кризиса прибегли в основном компании с государственным участием и организации без собственной федеральной сети связи.
Влияние экономической ситуации на объемы инвестиционных проектов на 2009 год
(компании представлены в разделе предоставляемых услуг связи)
Источник: КПМГ, 2009
Главной мерой преодоления последствий и рисков кризиса стало сокращение инвестиционных программ. Большинство опрошенных (58%) сократили инвестиции на 30%, почти пятая часть респондентов (17%) констатировала их уменьшение в размере от 30 до 60%.
Влияние экономической ситуации на объемы инвестиционных проектов на 2009 год
Источник: КПМГ, 2009
В сложившихся условиях 34% опрошенных считают приоритетной задачей повышение доходов. По 25% респондентов во главу угла ставят снижение капитальных затрат и привлечение внешнего финансирования. По 8% высказали мнение, что первостепенными являются снижение операционных расходов и повышение кредитных рейтингов.
Повышать доходы российский телеком планирует за счет конвергенции услуг (42%), что соответствует мировым тенденциям, отмечают специалисты КПМГ. Еще 25% компаний склоняются к увеличению объемов услуг с добавленной стоимостью (VAS). По 17% респондентов намерены оптимизировать свои доходы путем расширения спектра услуг и повышения тарифов соответственно.
То, что лишь 17% респондентов наиболее важным считают повышение тарифов, говорит о стремлении сохранить абонентскую базу, отмечают исследователи. 50% респондентов на первое место поставили конкурентную стоимость услуг.
Выбирая сегменты затрат, подлежащие сокращению в первую очередь, 42% респондентов отметили сокращение крупных инвестиционных проектов. По 17% отдали свое предпочтение сокращению административно-хозяйственных расходов и сокращению закупочной деятельности. По 8% респондентов предпочитают сокращение расходов на сетевую платформу и ее обслуживание, а также видят путь сокращения затрат в централизации функций и повышении эффективности межсетевого взаимодействия.
Что касается других путей снижения расходов, то компании в меньшей степени склонны рассматривать в качестве резерва такие меры, как снижение расходов на персонал, маркетинг, продажи и обслуживание клиентов, биллинг, обслуживание и мониторинг сетевого оборудования. «Такие мощные инструменты снижения затрат, как аутсорсинг, централизация функций и повышение эффективности в межсетевом взаимодействии, незаслуженно отодвинуты на второй план», - говорится в исследовании КПМГ.
Анастасия Симакина