Обозрение подготовлено

версия для печати
Сотовая связь: кризис разрушает стереотипы

Сотовая связь: кризис разрушает стереотипы

Сотовая связь - сектор отечественного телекоммуникационного рынка, показывающий наиболее интенсивный прирост в последние несколько лет, видимо, достиг своего "потолка". Нестабильная экономическая ситуация в стране, неоднозначные результаты сделок M&A и сложности с запуском 3G определяли развитие отрасли в 2008 г. При этом ожидается, что 2009 год станет для операторов еще более тяжелым.

По итогам 2008 года, по данным различных аналитических агентств, в России насчитывалось примерно 188,7 млн абонентов, а уровень проникновения сотовой связи в среднем по России оценивался в 130-136%. При этом в Москве он равен примерно 185-190%, в Санкт-Петербурге – 168-170%, а в регионах – 120%. Эти цифры показывают, что на рынке закончился рост абонентской базы за счет подключений новых абонентов: по данным исследования AC&M Consulting, на одного российского владельца сотового телефона сейчас приходится 1,2 SIM-карты.

По охвату населения услугами мобильной связи Россия не отстает от наиболее развитых рынков Европы, причем произошло это выравнивание не за 5-6 лет, а всего за 2 года. По данным iKS-Consulting, в денежном измерении отечественный рынок сотовой связи достиг 25,3 млрд долларов.

По данным AC&M Consulting, "большая тройка" операторов удерживает  83% рынка в пересчете по абонентам и 88% - в денежном измерении. Наметилась тенденция к формированию паритета между тремя ведущими операторами, несмотря на то, что 5 лет назад "МегаФон" отставал по выручке от МТС в три раза, а от "Билайна"  - почти в два раза. Лидером по абонентам стал МТС, который также вошел на 8 место в рейтинг 10 самых крупных мировых операторов с абонентской базой в 93 млн человек (в Европе МТС стал вторым оператором, после Vodafone) по версии исследовательского агентства Informa Telecoms & Media. В свою очередь, на других операторов, работающих преимущественно в регионах, приходится 17% от абонентской базы, из них 13% - на шведского оператора Tele2 и дочерние компании "Связьинвеста". Падение рыночной доли продемонстрировали "Скайлинк" и СМАРТС.

Доли сотовых операторов по абонентам, 2008

 

Источник: AC&M Consulting, 2008

В 2008 году в 4 квартале было зафиксировано падение показателя ARPU – усредненное значение на рынке составило 11,2 доллара, и по состоянию на 1 квартал 2009 года негативная тенденция сохранилась (ARPU составляет около 8 долларов).

Доли сотовых операторов по выручке, 2008

Источник: AC&M Consulting, 2008

По мнению представителей самих сотовых операторов, снижение средней выручки было обусловлено сезонными причинами и нестабильной экономической ситуацией в стране.

Начало 3G

В 2008 году на сотовом рынке России происходило несколько крупных событий. Основным из них стал запуск 3G-сетей в России. Первые сети были запущены в полноценную коммерческую эксплуатацию "Мегафоном" в СЗФО в июне 2008 года, МТС - в Санкт-Петербурге, Сочи и ЦФО (Татарстане и Н.Новгороде) в июле-августе 2008 года и "Билайном" - в СЗФО и ПФО в сентябре того же года.

К концу года "большая тройка" владела 51 такой сетью в 36 регионах Российской Федерации, а ключевой услугой, предоставляемой операторами для абонентов был мобильный интернет. Московский регион остался без 3G из-за проблем с радиочастотным диапазоном. Первые разрешения на тестирование сотовой связи "третьего поколения" в помещениях операторы получили только в мае 2009 года.

Кроме того, осень 2008 года стала временем начала официальных продаж смартфона Apple iPhone 3G, реализуемого по контрактной схеме "Билайном", МТС и "Мегафоном". Несмотря на провал продаж данного устройства на российском рынке (связанный с наличием "серых" аппаратов второго поколения и высокой ценой на новую модель), в России появилась западная модель продаж сотовых телефонов - вместе с контрактами от оператора.

Консолидация и экспансия

Другим важным событием должна была стать покупка оператора СМАРТС, работающего в Поволжском федеральном округе, МТС и "Мегафоном" (операторы последовательно подавали заявки в ФАС на приобретение СМАРТС и получили согласие от надзорного органа). Сделка не состоялась из-за отказа руководства СМАРТС продавать компанию в кризисных условиях рынка.

Ранее в феврале 2008 года была закрыта сделка по приобретению Golden Telecom сотовым оператором "Вымпелком", что позволило последнему предлагать на рынке конвергентные услуги связи (в том числе, междугородней и международной), но увеличило и долговую нагрузку компании, что привело к чистым убыткам в размере 816 млн долларов по итогам 2008 года. В начале 2009 года на этот рынок вышел МТС, создав собственную магистральную сеть.

Кроме этого, в 2008 году сотовые операторы усилили свою активность в ритейле, частично поделив между собой "большую семерку" сетей салонов связи, получившую во втором полугодии года серьезные убытки. Параллельно развивались и собственные операторские розничные сети. Осенью 100% акций крупнейшего ритейлера "Евросети" были проданы Александру Мамуту, и позже 49,9% были перепроданы "Вымпелкому". В конце того же года приостановил всю операционную деятельность "Dixis". В феврале 2009 года МТС завершило приобретение "Телефон.Ру", а другая сеть салонов связи, "Беталинк", самостоятельно подала иск о банкротстве, не заключив партнерского соглашения с этим сотовым оператором. В апреле 2009 года прекратил свое существование и "Цифроград" (ранее, как и Dixis, она проводила переговоры с "Мегафоном"), а в мае МТС выкупил 100% акций "Эльдорадо-Центр" и "Салон Связи Эльдорадо".

Активно действовали отечественные операторы и за рубежом. "Мегафон" купил абхазскую сотовую компанию Aquafon, параллельно получив два штрафа со стороны Грузии за обеспечение сотовой связью Южной Осетии. Также продолжалась экспансия других российских операторов в странах СНГ и за его пределами. В частности, "Билайн" вышел на рынок Камбоджи, а в середине 2009 года запустит в коммерческую эксплуатацию свою сеть во Вьетнаме.

Виртуальные операторы

В 2008 году в России начали развиваться виртуальные сотовые операторы (MVNO). По оценке J'son and Partners на конец 2008 года абонентами подобных компаний были 330 тыс человек, что составило 0,2% от общего числа абонентов. 13 марта 2009 года Минюст зарегистрировал приказ Минкомсвязи РФ, регулирующий деятельность MVNO, что послужило катализатором роста операторов на рынке.

18 марта 2009 г. виртуальным оператором стал "Эльдорадо". Ранее, еще в декабре 2008 года МТС запустил тариф "АМобайл", который распространялся исключительно через сеть магазинов "Ашан". В марте же 2009 года "Мегафон" выпустил на рынок еще один проект MVNO - "ПРОСТО для общения", использующий ресурсы действующей сети "МегаФон-Москва". По оценке J'son and Partners по состоянию на середину мая абонентами этих операторов стали более 70 тыс. и 100 тыс. человек, соответственно.

Михаил Демидов

Александр Торбахов:
Beeline

Александр Торбахов:

Нашим основным плацдармом стала Юго-Восточная Азия

"Вымпелком", претерпевший за последние два года несколько интеграционных сделок и смену менеджмента, продолжает оставаться одним из лидеров отечественного телекома. Несмотря на текущие экономические условия, компания нацелена на международную экспансию и продолжает выходить на зарубежные рынки. О причинах использования такой стратегии, результатах работы, новых направлениях и дальнейших планах развития CNews рассказал Александр Торбахов, генеральный директор "Вымпелкома".

CNews: Год назад вы осуществили крупнейшую сделку в истории российских телекоммуникаций, приобретя оператора фиксированной связи Golden Telecom. Тогда менеджмент вашей компании обещал огромный синергетический эффект от слияния, например, за счет экономии от аренды каналов связи и оборудования. Можно ли сейчас – спустя год – как-то оценить результаты слияния?

Александр Торбахов: Безусловно, есть множество положительных моментов. Это и упомянутые вами магистральные каналы – то, что раньше уходило из группы, теперь остается внутри группы. Это и возможности по кросс-продажам: оказалось, что корпоративные клиенты "Вымпелкома" и Golden Telecom практически не пересекаются, а это означает, что одним мы можем предложить услуги сотовой связи, другим – услуги фиксированной связи. К тому же сейчас, когда многие клиенты ищут пути для экономии, мы можем предложить им интегрированные продукты по более низкой стоимости, чем по отдельности. И, наконец, тот факт, что наши конкуренты также идут по аналогичному пути, свидетельствует о том, что мы избрали правильную стратегию.

Полный текст интервью

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS