|
|
Обзор
Телеком 2009Обозрение подготовлено
2009 год, по общим предположениям, станет довольно трудным для телекоммуникационной отрасли в целом и для сотовых операторов в частности. Причиной тому - дефицит оборотных средств и снижение спроса на услуги связи на фоне глобального экономического кризиса. В новых условиях сотовые компании пытаются экономить и реализовать те или иные антикризисные меры.
К концу 2009 года ожидается снижение показателя ARPU в долларовом эквиваленте у всех операторов впервые за время существования в России сотовой связи. Представители сотовых компаний не делают прогнозы по изменению ARPU к концу года, ссылаясь на нестабильную экономическую обстановку на рынке. "ARPU, скорее всего, окажет небольшой рост (после падения в первом квартале) и составит 10-11 долларов к концу 2009 г.", - считает Сергей Иванов, аналитик "Рустелекома".
В таких условиях сотовые компании прибегают к различным способам экономии. Так, «Мегафон» собирается внедрить программное обеспечение ФОРБС, рассчитывающее экономическую эффективность расположения базовых станций и собирается переносить те из них, которые находятся на территории с высокой арендной платой) или извлечения дополнительной прибыли (например, вся «большая тройка» пересмотрела свои роуминговые и местные тарифные планы в сторону увеличения.
Антикризисной мерой может стать и слияние нескольких региональных сотовых операторов в одну компанию - например, в рамках реорганизации «Связьинвеста», что приведет к появлению четвертого крупного игрока на рынке. По мнению Юрия Брюквина, генерального директора аналитического агентства «Рустелеком», у этого холдинга уже есть сотовые активы через МРК: «После реорганизации с большой долей вероятности «национальный чемпион» будет располагать собственной федеральной сетью сотовой связи. Не исключено, что это произойдет в результате поглощения одного из общероссийских мобильных операторов, например, Мегафона». Сценарий построения четвертого игрока рынка путем покупки региональных компаний аналитик не отвергает, но считает, что вероятность его реализации невелика.
Более категоричной точки зрения придерживается Юлия Федорова, аналитик iKS-Consulting. По ее словам, «Связьинвесту» «придется выстраивать 3G-сети с нуля, что в условиях зрелого рынка не имеет смысла, или лоббировать мысль о строительстве таких сетей совместно с операторами «большой тройки», что тоже маловероятно». Представители МТС и «Вымпелкома» не дали CNews прогнозов возможного развития рынка при появлении на нем четвертого оператора в лице "Связьинвеста". Однако по мнению Ксении Корнеевой, пресс-секретаря «Вымпелкома», говорить о том, что структура конкуренции на телекоммуникационном рынке России существенно изменится с появлением такого оператора не совсем правильно, поскольку рынок уже сформирован, с достаточно четкими долями.
Еще один сценарий развития рынка сотовой связи в России в условиях кризиса связан с покупкой сотовыми операторами операторов фиксированной связи и интернета. В частности, с возможностью приобретения «Синтерры» и «Комстар-ОТС» «Мегафоном» и МТС. Последняя компания уже получила разрешение ФАС на эту сделку (в июне 2009 года). По словам пресс-секретаря МТС Ирины Осадчей, специальный комитет при Совете директоров проводит оценку целесообразности приобретения, в том числе в плане реализации совместных проектов по предоставлению ШПД и MVNO-проектов.
Аналитики считают, что от слияний проводных операторов с мобильными выигрывают потребители, в частности, корпоративный сегмент. «Операторы смогут предлагать комплексные решения по предоставлению всех телекоммуникационных услуг, объединенных с технической (FMC) или коммерческой точек зрения (набор услуг в пакете по единой цене)», - считает Юлия Федорова. При удачном развитии сценария от слияния выиграет и оператор, поскольку произойдет оптимизация его расходов за счет использования возможностей сетевой инфраструктуры приобретенного оператора фиксированной связи. С другой стороны, по мнению Юрия Брюквина, пример «Билайна» и «Голден Телекома» демонстрирует, что на интеграцию бизнес-процессов уходит значительное время, а де-факто эффект от объединения пока не сопоставим с затратами.
Развитие MVNO игроками рынка в России, по мнению аналитиков, по большому счету бесперспективно. «Региональные игроки не заинтересованы в предоставлении своей инфраструктуры виртуальным операторам. Они и так испытывают давление со стороны большой тройки, и искусственная конкуренция в лице виртуальных операторов им не нужна», - считает Юлия Федорова. По мнению Юрия Брюквина, из-за большого уровня проникновения сотовой связи крупные операторы уже заняли все ниши, традиционно считающиеся успешными для MVNO, предоставляя узкосегментированные тарифы, например, для студентов или людей с ограниченными возможностями по слуху. В итоге, появление виртуальных операторов становится неактуальным.
Покупка операторами сетей сотовой розницы пока еще недостаточно влияет на отечественный рынок, хотя и приближает его к западной модели. Причиной этого аналитики называют недостаточно развитую банковскую систему, в рамках которой сложно внедрять программы субсидирования покупки телефона с контрактом определенного оператора. «Суть западной модели — квазибесплатная «трубка», стоимость которой включена в стоимость трафика. В России же средневзвешенная цена минуты ниже, чем за рубежом, потому что в этот трафик не входит трубка», - поясняет Юрий Брюквин и делает вывод, что на данном этапе развития рынка внедрить такую модель в России нереально. Прежде всего, потому что не заинтересованы сами операторы. В итоге, по мнению Юлии Федоровой, подобная модель останется нишевым решением, существующем параллельно с уже сложившейся практикой продаж.
О сформированной модели российского рынка говорят и представители сотовых операторов. Ксения Корнеева замечает, что привязка контракта на обслуживание сталкивается с рядом трудностей, связанных с отсутствием кредитной истории у покупателей и большим числом prepaid-абонентов на основном рынке. Схожего мнения придерживается и Ирина Осадчая, считая, что «на рынке могут появляться отдельные нишевые или адресные предложения тандемов "трубка-контракт", но доминирующей эта модель не станет».
По оценкам AC&M Consulting к концу 2009 года общее число абонентов сотовой связи в России остановится на уровне 195 млн человек. Тем не менее, потенциал роста у рынка еще не исчерпан.
Михаил Демидов