|
|
Обзор
Телеком 2009Обозрение подготовлено
CNews: Какие тенденции прослеживаются на рынке инфраструктуры связи в контексте глобального экономического кризиса? Отличается ли от мировой ситуация в России?
Дмитрий Тимерханов: Как показывают многочисленные исследования, инфраструктурные сегменты экономики достаточно слабо подвержены негативному влиянию рецессий. По нашим оценкам для СНГ и ряда европейских стран, то же можно сказать и об инфраструктуре связи, давно перешедшей из разряда «дорогих излишеств» в предметы первой необходимости. Так, в периоды отрицательной макроэкономической динамики абсолютные расходы на этот сегмент, как правило, сокращаются медленнее ВВП (см. график). Кризис лишь усилил определенные негативные тренды, фундаментальные причины которых сформировались независимо, а часто и задолго до него (например, насыщение в сегменте традиционных голосовых услуг – как в фиксированной, так и в мобильной связи; растущая конкуренция среди поставщиков, и т.п.). Тем не менее, говорить о каких-то драматических событиях на данный момент не приходится: оценив динамику поведения конечных пользователей на конец первого квартала этого года, большинство ключевых операторов в Центральной, Южной Европе и Турции ограничились косметическими поправками к своим инвестиционным планам, как в абсолютном, так и в относительном выражении. Многие компании, напротив, рассматривают текущую ситуацию как идеальный шанс увеличить свое географическое присутствие или долю на существующих рынках – в частности, это относится к некоторым европейским, а также скандинавским операторам и их совместным предприятиям, активно осваивающим страны СНГ.
Если говорить о России, то здесь основное отличие определяется, на мой взгляд, двумя факторами. С одной стороны, это долгосрочная несбалансированность валютных курсов и ставок по кредитам, провоцировавшая местные компании на рискованную структуру обязательств относительно доходов. С другой, контроль над крупнейшими операторами со стороны диверсифицированных холдингов и/или третьих лиц, для которых в нынешней ситуации важна способность этих компаний генерировать денежный поток «здесь и сейчас». В итоге операторы, в большинстве своем демонстрирующие устойчивые операционные результаты, вынуждены отвлекать значительные средства на решение задач, напрямую с их бизнесом и дальнейшим развитием не связанных. Результат – радикальное сокращение инвестиций в развитие сетей тремя из четырех основных холдингов. По соотношению планируемых на 2009 год кап.затрат к доходам (за вычетом значительных отложенных платежей за поставки прошлого года) практически все эти операторы существенно уступили компаниям из соседних стран с сопоставимой природой бизнеса – тоже ощутимо страдающим от девальвации местных валют.
Принимая во внимание высокую конкурентность рынка связи, подобный «провал» вряд ли может иметь долгосрочный характер. Структура заказов этого года показывает, что новые игроки на рынках стран СНГ (в том числе европейские «мейджоры») и компании «второго эшелона», не обремененные сторонними обязательствами и сфокусированные на отрасли связи, воспользовались относительным затишьем и продолжают развитие сетей прежними, а порой и опережающими темпами. Безусловно, и российские гиганты не смогут игнорировать подобную экспансию в течение длительного времени.
CNews: Какие сегменты рынка оборудования оказались наиболее подвержены влиянию кризиса, а какие чувствуют себя более или менее неплохо?
Дмитрий Тимерханов: Сложно назвать сегменты, которые пострадали именно из-за нынешнего кризиса, по большому счету «внешнего» по отношению к отрасли связи – как уже отмечалось, он лишь усилил определенные тренды, вызванные более ранними причинами. Так, ощутимое снижение интереса и, как минимум, надолго отложенные планы можно отметить в оборудовании, связанном с голосовыми услугами, прежде всего в проводном сегменте, в том числе и с использованием идеологии NGN. С одной стороны, активное развитие IP сетей, планирующееся внедрение технологии LTE и другие технические достижения, а с другой – меняющиеся реалии рынка дальней, местной связи, и даже рынка недвижимости заставляют операторов пересматривать инвестиции, не обещающие новых источников доходов или быстрого эффекта в сокращении затрат.
Достаточно устойчивый спрос наблюдается в сегментах, так или иначе связанных с широкополосным доступом. При этом в условиях кризиса наибольший интерес отмечается к решениям, максимально готовым к внедрению и обеспечивающим оптимальную экономическую эффективность в сжатые сроки. Например, несмотря на достаточно нишевое положение в СНГ, сохраняют привлекательность инвестиции в CDMA – часто как удачное дополнение к GSM; всплеск спроса отмечается в оборудовании WiMAX. Фемто-соты крайне актуальны в частности в Москве, где сохраняются проблемы с полноценной доступностью частот UMTS/HSPA. Вполне закономерен и рост интереса к приложениям, использующим преимущества широкополосного доступа – от современных систем управления абонентским оборудованием до разнообразных мультимедийных и вещательных надстроек.
Внедрение услуг широкополосного доступа влечет за собой взрывной рост трафика, что логически отражается на потреблении оборудования для опорных сетей, все более ориентирующихся на IP архитектуру и конвергентные услуги. В связи с этим ряд крупнейших операторов СНГ рассматривают масштабные проекты, нацеленные не только на оптимизацию, но и на стратегическую трансформацию всей своей сетевой инфраструктуры. Меняющиеся финансовые приоритеты вносят в эти планы определенные задержки, однако очевидно, что подобные проекты просто неизбежны в разрезе эволюции рынка услуг связи в целом.
Наконец, в «неоператорском» сегменте заметные коррективы наблюдаются в секторе средних и малых предприятий, в то время как крупные долгосрочные проекты в области транспорта и инфраструктуры экспорта углеводородного сырья лишь увеличивают свою значимость – в том числе и в плане потребления соответствующих ИТ- и телекоммуникационных решений.
CNews: Изменилась ли, на ваш взгляд, роль государства в развитии ИТ-инфраструктуры в целом и в развитии телекоммуникационной инфраструктуры в частности?
Дмитрий Тимерханов: Безусловно, увеличилась, и здесь можно выделить три основных аспекта. Во-первых, через растущее понимание того, что ИКТ инфраструктура – это одна из основ конкурентоспособности государства в современном мире. Абсолютно очевидно, что позиция России по данному критерию не соответствует её реальному весу в глобальном масштабе. Частные инвесторы – особенно в условиях кризиса – вряд ли станут вкладываться в долгосрочные инициативы, возврат от которых даст скорее экономика в целом, нежели конкретная компания, и государство наконец начало осознавать свою ответственность за финансирование подобных проектов, в том числе и в рамках различных «антикризисных пакетов».
Во-вторых, через участие в акционерном капитале крупнейших игроков рынка ИКТ и, в частности, телекоммуникаций. В каких-то случаях это происходит в результате целенаправленного интереса государства к стратегическом областям (например, услуги связи в контексте национальной безопасности, микроэлектроника), в каких-то – в результате финансовой поддержки диверсифицированных холдингов через залоги наиболее ликвидных активов (МТС, Вымпелком), в каких-то – через ограничения на привлечение иностранных акционеров, но в любом случае смещение баланса сил очевидно, и потому мнение государства вряд ли может быть проигнорировано при принятии ключевых, в том числе и инвестиционных решений.
В-третьих, посредством регулирования, в частности отрасли связи, и здесь следует отметить большое количество позитивных изменений, произошедших за минувший год. Многие стратегические вопросы отрасли, решение которых в более спокойное время откладывалось годами (лишь краткий список включает лицензирование, расчистку спектра, операторов виртуальных сетей, цифровое вещание), наконец-то привлекли внимание соответствующих ведомств и даже высшего руководства страны. В результате появился шанс не только изменить количественную динамику, но и перевести всю отрасль на качественно новый уровень взаимодействия и дальнейшего развития.
CNews: В настоящее время в мире сохраняется довольно четкое разделение на интернет-компании и традиционных провайдеров телекоммуникационных услуг, интересы которых начинают пересекаться всё острее. Подтверждение этому - недавний скандал с запретом Skype в мобильных сетях. Можно ли привести успешные примеры интеграции разных бизнес-моделей? Каким образом вендоры учитывают новые реалии?
Дмитрий Тимерханов: Любые запреты, особенно в крайне конкурентной (с точки зрения как количества игроков, так и доступных технологий) отрасли телекоммуникаций вряд ли выглядят эффективным решением противоречий. Так, в случае со Skype, практически сразу после демарша основных европейских и американских мобильных операторов компания 3 UK объявила об ещё более глубокой интеграции этого приложения для абонентов своей сети, фактически стирая границу с преимуществами, доступными в его «проводном» варианте использования. Примерно в это же время было объявлено о запуске сервиса Google Voice, который вполне может стать ещё более разрушительным для традиционных бизнес-моделей, нежели Skype.
При этом операторы часто забывают об уникальном ресурсе своих сетей, недоступном, но исключительно критичном для игроков медиа-рынка. В частности, речь идет о возможности получать предельно детальную статистическую информацию о поведении и интересах конечных пользователей на уровне как приложений, так и сетевой инфраструктуры. Очевидно, что те операторы, которые своевременно и конструктивно переосмыслят свою значимость и положение в меняющейся цепочке ценностей, смогут претендовать не только на устойчивое положение в собственном сегменте, но и существенный синергетический эффект от проникновения на смежные рынки.
CNews: Спасибо.