Обозрение подготовлено

версия для печати
Александр Торбахов:
Beeline

Александр Торбахов:

Нашим основным плацдармом стала Юго-Восточная Азия

"Вымпелком", претерпевший за последние два года несколько интеграционных сделок и смену менеджмента, продолжает оставаться одним из лидеров отечественного телекома. Несмотря на текущие экономические условия, компания нацелена на международную экспансию и продолжает выходить на зарубежные рынки. О причинах использования такой стратегии, результатах работы, новых направлениях и дальнейших планах развития CNews рассказал Александр Торбахов, генеральный директор "Вымпелкома".

CNews: Сейчас вы запускаете сотовую сеть во Вьетнаме, недавно вы также запустились в Камбодже. Насколько это оправданно – выходить на далекие незнакомые рынки - в свете нынешней экономической ситуации?

Александр Торбахов: В свое время было решено, что следующей платформой для роста нашей компании будет международная экспансия. Мы очертили для себя несколько региональных рынков с большим потенциалом роста. В Юго-Восточной Азии фактически нам уже удалось создать основу для формирования мощного кластера. Конечно, в этих странах  есть свои риски, в первую очередь, управленческие, – та экспертиза, которая у нас есть в России, здесь не всегда работает. Но ведь когда-то и рынки СНГ были для нас незнакомыми, а теперь мы считаем себя экспертами в них. И первые результаты нас радуют – в Камбодже мы стартовали значительно лучше наших ожиданий. Сейчас, спустя 3 месяца после старта наших операций там, мы занимаем лидирующие места по продажам в столице  и в провинциях. К тому же, в мире осталось не так уж и много мест, куда с точки зрения бизнеса имеет смысл выходить, и мы не должны терять время. А кризис порой предоставляет даже более комфортные условия  для старт-апов.

В целом, если попытаться оценить текущее влияние кризиса на наш бизнес, то ни дома – в России, ни здесь, в Юго-Восточной Азии мы не видим катастрофических последствий: люди не стали тратить на сотовую связь меньше, чем раньше, а сотовый ритейл не уменьшается.

CNews: Готовы ли вы совершать еще какие-нибудь приобретения за рубежом? Какие страны могут быть вам интересы? Недавно прошли сообщения, что вы ведете переговоры с холдингом Millicom International Cellular относительно выкупа его активов в Лаосе и Камбодже.

Александр Торбахов: Наша сфера интересов расположена в России, странах СНГ и Юго-Восточной Азии, соответственно, нам могут быть интересны любые сделки на этих рынках. Разумеется, к любым приобретениям мы относимся избирательно – все зависит от размера инвестиций и возможности синергии с уже существующими активами. А подробностей переговоров мы разглашать не можем.

Биография Александра Торбахова

Александр Торбахов родился 22 августа 1971 года в Москве.

В 1994 году он окончил МАИ, факультет "Системы управления летательных аппаратов", а в 1997 году - МГИМО, факультет "Международные экономические отношения".

С 2003 по 2005 гг. г-н Торбахов проходил обучение по программе Executive MBA в одной из ведущих бизнес-школ мира Chicago GSB при University of Chicago. Получил степень MBA.

Свою карьеру Александр Торбахов начал в 1995 году в московском отделении международной аудиторской фирмы "Делойт и Туш".

С марта 1997 года он работал в инвестиционной компании "Ринако плюс", где прошел путь от менеджера управленческого учета до заместителя финансового директора. После слияния "Ринако плюс" с группой "Никойл" в 1998 году руководил блоком операционной поддержки инвестиционного банка.

С апреля 2001 года являлся финансовым директором ИБГ "Никойл". С июля 2004 года - первый вице-президент, руководитель розничного направления.

C 2005 по 2008 гг. в должности генерального директора "Россгострах Жизнь".

С апреля 2009 года является генеральным директором "Вымпелкома".

Александр Торбахов женат, имеет двоих сыновей. Среди основных увлечений – чтение и спорт (хоккей).

CNews: А почему именно Юго-Восточная Азия, а не, к  примеру, Африка и не Латинская Америка?

Александр Торбахов: Мы изначально более широко очерчивали круг потенциально интересных нам рынков – включали туда ближневосточные страны, африканские. Однако нашим основным плацдармом стала Юго-Восточная Азия. Это решение принималось еще моими предшественниками, но на их месте я бы поступил точно также. Африка – с моей точки зрения, слишком  рискованное место для инвестиций, а в Латинской Америке весьма сильны позиции телекоммуникационных операторов с «испанскими» корнями, в частности, Telefonica. Что касается Юго-Восточной Азии, то это одно из немногих мест на планете, где еще есть потенциал роста сотовой связи. За счет низкого уровня проникновения и весьма позитивной демографии (Камбоджа – 68%  населения моложе 30 лет, во Вьетнаме  - 57%  населения моложе 25 лет, по данным  TNS research)создается основа для естественного роста рынка. И, наконец, здешние рынки весьма предсказуемы.

CNews: Не возникает ли у вас противоречий с акционерами – норвежской телекоммуникационной компанией Telenor  и российским холдингом Altimo, которые и сами пытаются выйти на рынки Юго-Восточной Азии (Altimo, например, вела переговоры об участии в приватизации вьетнамского сотового оператора Viettel)?

Александр Торбахов: Нет, не возникает. Сделки утверждается советом директоров – это единственный орган представительства акционеров в компании. Международная экспансия  как один из стратегических драйверов будущего роста компании, безусловно, должна находить и находит поддержку акционеров.

CNews: Каким образом вы будете финансировать новые проекты в условиях кризиса? До сих пор вы развивались за счет долгового финансирования, но на начало года ваша совокупная задолженность уже составляла $7 млрд.

Александр Торбахов: Объем инвестиций в Юго-Восточную Азию не является критичным для компании: это несколько сотен миллионов долларов, при том, что весь объем наших капиталовложений в прошлом году составил $2 млрд.

Что касается общей суммы долга, то журналисты часто об этом спрашивают, сильно преувеличивая при этом драматизм ситуации. На самом деле общий размер задолженности компании превышает показатель EBIDTA (прибыль до уплаты налогов, процентов по кредитам, расходов на амортизацию, - прим. CNews) всего в 1,6 раз. По нашим внутренним правилам это соотношение должно быть не больше 2, по внешним банковским правилам – не более 3. То есть текущий размер нашей задолженности на четверть меньше того предела, который мы себе установили. Поэтому нет никакой необходимости предпринимать экстренные меры для сокращения задолженности. Наши кредиты брались не зря – они пошли на развитие и приносят свои плоды.

CNews: Будут ли у вас в это году какие-то новые заимствования?

Александр Торбахов: В этом году  мы разместили облигационный займ и заключили договор о получении кредита в «Сбербанке». Единственный нюанс – теперь мы стараемся брать кредиты в рублях. Потому что из-за резких колебаний курса рубля к доллару стало трудно управлять конечным финансовым результатом. Собственно, из-за валютной переоценки в IV квартале прошлого года и I квартале текущего года мы получили финансовый убыток, хотя с бизнесом нашей компании ничего не произошло.

CNews: Разве кто-то сейчас готов давать кредиты в рублях?

Александр Торбахов: Наши рублевые облигации, размещенные в начале июля, были переподписаны несколько раз.
На рынке вообще сложилась очень интересная ситуация: с началом кризиса банки перестали выдавать кредиты и, вспомнив 90-ые годы, стали играть на курсах валют. К новому году банки неплохо на этом заработали (благо Центробанк им позволил это сделать), но все понимали, что долго так продолжаться не может. И вот сейчас сложилась такая ситуация, что банкам надо кому-то выдавать кредиты, а кому - они не знают. Таких заемщиков, как «Вымпелком», не так уж и много.
Во-первых, мы соответствуем всем критериям отчетности – как российской, так и западной. Во-вторых, мы работаем в отрасли телекоммуникаций, которая в кризис показала свою устойчивость - в отличие, например, от автомобильной индустрии, где спрос упал на 60%, или от строительной сферы, чье будущее вообще абсолютно непредсказуемо. Поэтому «Вымпелком» в сложившихся условиях стал мечтой любого банка. Собственно, это и объясняет спрос на наши рублевые облигации.

CNews: Возможно, спрос на облигации вашей компании объясняется тем, что они были включены в ломбардный список ЦБ?

Александр Торбахов: Нет, это только следствие. Есть целый ряд компаний, включенных Центробанком в этот список, но спроса на их ценные бумаги нет.

CNews: «Вымпелком» стал лидером по международной экспансии – вы работаете в шести странах СНГ, но не забываете ли при этом о своем домашнем рынке? Согласно отчету AC&M Consulting за июнь, у вас в России был отток абонентов. Нет ли конфликта интереса при распределении ресурсов между российским рынком и рынками остальных стран вашего присутствия?

Александр Торбахов: Россия является донором всей группы, поэтому наш фокус на Россию не может измениться ни при каких обстоятельствах. Даже при условии самых феерических побед в Азии мы не можем позволить себе потерять свою долю рынка в России. К тому же наши операции на азиатских рынках пока еще не слишком велики, и у нас нет конфликта ни человеческих, ни финансовых ресурсов между ними и российским бизнесом.

Что касается отчетов AC&M и других аналитических агентств, то мы всегда подчеркивали тот факт, что  подсчет числа  абонентов у разных операторов ведется по различным методикам. Полагаться на эти отчеты -  это все равно, что сравнивать апельсины с яблоками.

Для нас вообще уровень gross-продаж не является ключевым KPI и самоцелью, мы ориентируемся не на количество абонентов, а на чистую выручку.

CNews: Тем не менее, число ваших абонентов – если сравнивать только данные по «Вымпелкому» - все-таки сокращается. Может быть, кризис-таки сказался на рынке?

Александр Торбахов: Не нужно судить по одному отдельно взятому месяцу. На протяжении уже почти года мы удерживаем лидерство по подключениям, и наша активная база постоянно растет. Только за первый квартал она выросла на 1,7 млн человек. В целом продажи sim-карт на зрелых рынках не падают – это подтверждено анализом многих развитых рынков.  А наши собственные данные свидетельствуют о том, что потребительское поведение, по крайней мере, в 1 квартале не пережило драматических изменений.

Даже если мы видим кратковременное снижение числа абонентов – для этого, как правило, есть целый комплекс объективных причин – сезонность, выход из промо-акций и много других. Кроме того, повторюсь, смотреть надо не на цифры «абонентов», а на деньги – только финансовые показатели могут адекватно рассказать о бизнесе компании.

CNews: Что вы думаете относительно амбициозных планов государственного холдинга «Связьинвест» стать «национальным чемпионом» за счет, в том числе, рынка сотовой связи. При этом министр связи Игорь Щеголев заявил, что наилучшим сценарием было бы объединение с кем-то из операторов «большой тройки» («Вымпелком», МТС, «Мегафон»).

Александр Торбахов: С нами до сих пор никто ничего не обсуждал. Но мы никогда ни от чего заранее не отказываемся – не исключено, что нам сделают какие-то выгодные предложения.
Что касается появления конкурентов, то, главное, чтобы конкуренция проходила в нормальном русле. Надо понимать, что какой бы новый игрок ни пришел на рынок – частный или государственный – ему будет очень непросто. Рынок сотовой связи уже подходит к насыщению, а свои сотовые номера мало кто хочет менять. У меня в записной книжке 1,5 тыс контактов, а количество приходящих SMS-сообщений о смене телефонных номеров измеряется единицами. Поэтому практически единственный способ для нового игрока отвоевать себе место на рынке – пуститься во все тяжкие демпинга.

CNews: Готовы ли вы предоставить свои сетевые ресурсы для использования виртуальными сотовыми операторами (MVNO), деятельность которых недавно была легализована министерством связи? Ведь исторически первый виртуальный сотовый оператор в России - «Корбина-телеком» - в 1998 году заработал именно на вашей сети стандарта DAMPS.

Александр Торбахов: Мы открыты к сотрудничеству, но в этом вопросе у нас пассивная позиция. Если кто-то к нам придет с интересным предложением, мы будем его рассматривать. Но пока то, что мы видим на рынке, – это попытка задешево получить наш ресурс и использовать его против нас же. Гениальных маркетинговых идей пока мы не услышали, да и в целом в мире не так уж много успешных примеров реализации MVNO – как правило, это достаточно нишевые проекты.

CNews: В прошлом году вы приобрели крупный пакет акций сотового ритейлера «Евросеть», пообещав продолжить развивать эту сеть как мультибрендовую. Однако впоследствии МТС разорвала свое сотрудничество с «Евросетью». Не изменилась ли после этого ваша позиция и не задумались ли вы над тем, чтобы сделать из «Евросети» монобрендовую сеть?

Александр Торбахов: Мы абсолютно удовлетворены нынешней моделью работы с «Евросетью», и никакого изменения нашей стратегия после  разрыва отношений «Евросети» с МТС не произошло.

CNews: Будете ли вы помогать «Евросети» расплатиться с долгами, объем которых на момент покупки приближался к $1 млрд?

Александр Торбахов: Мы не можем просто так взять и подарить им деньги, у нас абсолютно рыночные и коммерческие отношения с «Евросетью», которые не изменились с момента покупки нами 49% ее акций. Да и ситуация с задолженностью «Евросети» управляемая. Новый менеджмент с этой задачей прекрасно справляется.

CNews: Правда ли, что ваши аудиторы требовали включить задолженность «Евросети» в общий размер задолженности «Вымпелкома»?

Александр Торбахов: Мы обсуждали вопрос консолидации показателей «Евросети» в отчетности «Вымпелкома», и пришли к общему выводу, что оснований для консолидации финансовых результатов «Евросети» нет.

CNews: Собираетесь ли вы увеличить вашу долю в «Евросети»? У вас же есть опцион на выкуп 25% акций.

Александр Торбахов: Пока нет. Как я уже говорил, нас полностью устраивает текущая модель взаимоотношений.

CNews: Основной акционер «Евросети» - Александр Мамут – не настаивает на том, чтобы вы воспользовались опционом и докупили акции компании?

Александр Торбахов: Нет.

CNews: Год назад вы осуществили крупнейшую сделку в истории российских телекоммуникаций, приобретя оператора фиксированной связи Golden Telecom. Тогда менеджмент вашей компании обещал огромный синергетический эффект от слияния, например, за счет экономии от аренды каналов связи и оборудования. Можно ли сейчас – спустя год – как-то оценить результаты слияния?

Александр Торбахов: Безусловно, есть множество положительных моментов. Это и упомянутые вами магистральные каналы – то, что раньше уходило из группы, теперь остается внутри группы. Это и возможности по кросс-продажам: оказалось, что корпоративные клиенты «Вымпелкома» и Golden Telecom практически не пересекаются, а это означает, что одним мы можем предложить услуги сотовой связи, другим – услуги фиксированной связи. К тому же сейчас, когда многие клиенты ищут пути для экономии, мы можем предложить им интегрированные продукты по более низкой стоимости, чем по отдельности. И, наконец, тот факт, что наши конкуренты также идут по аналогичному пути, свидетельствует о том, что мы избрали правильную стратегию.

CNews: А тот факт, что авторы этой идеи – Александр Изосимов и Жан-Пьер Вандромм – покинули Вашу компанию, не сказывается на интеграционном процессе?

Александр Торбахов: Смена менеджмента – это естественный процесс, от которого бизнес не должен страдать. Нашу компанию много раз покидали руководители, собственно, однажды из компании ушел ее отец-основатель Дмитрий Зимин. Но «Вымпелком» силен своей  менеджерской командой, и уход отдельных руководителей не приводит к коллапсу. Политика компании в области интеграции не претерпела изменений после смены менеджмента: некоторые коррективы в нее были внесены еще прежними руководителями, и сейчас мы последовательно реализуем обновленный сценарий. Изначально планировалось, что обе компании будут существовать автономно друг от друга по принципу «вытянутой руки»,  но затем этот подход был изменен, и началась более полная интеграция, которая на данный момент уже почти завершена.

CNews: Как происходит интеграция в массовом сегменте? Мы имеем в виду компанию «Корбина-Телеком» - нет ли проблем с тем, что, например, абонент МТС хочет провести себе интернет в квартиру, но после проведения ребрендинга «Корбины» он может решить, что услуга «Билайн-интернет» не предназначена для него.

Александр Торбахов: В этом смысле точно нет никаких проблем: я думаю, что в мире существуют только единицы фанатов какого-то одного сотового оператора, которые не готовы покупать услуги под другими брендами.

При проведении ребрендинга теоретически может возникнуть другая проблема: перевод под свой бренд некачественного продукта может привести к разрушению бренда. Если предположить, что какой-то наш клиент купит услугу широкополосного доступа в интернет под брендом «Билайн» и будет недоволен его качеством, то это, безусловно, приведет к его нежеланию пользоваться дальше услугами сотовой связи от «Билайна». Однако в этом плане мы спокойны: «Корбина» всегда предоставляла самую качественную услугу доступа в  интернет в Москве, а недавно мы еще дополнили ее возможностями  «Билайн ТВ» (IP-телевидения), реализованного   по последнему слову техники.

CNews: Раз уж речь зашла о телевидении – в мае на выставке «СвязьЭкспоКом» вы представляли президенту Дмитрию Медведеву услуги мобильного телевидения. Когда эта услуга будет запущена в коммерческую эксплуатацию?

Александр Торбахов: Еще когда мы демонстрировали президенту эту услугу, срок ее запуска  был «хоть завтра». Однако мы до сих пор не можем получить соответствующего разрешения от регулятора – нам обещали предоставить его в августе. Если это случится, то коммерческая эксплуатация услуги начнется осенью. Пока же складывается уникальная ситуация: услуга находится в рабочем состоянии, но ее эксплуатация не может начаться уже почти целый год.

CNews: Для предоставления услуги мобильного телевидения вы используете отдельный стандарт – DVB-H, который является еще не до конца опробованным. Почему вы не хотите запустить мобильное телевидение через сети 3G?

Александр Торбахов: DVB-H  уже не новый стандарт – эта технология активно используется в мире. Другое дело, что это нишевая технология – нигде не произошло такого, чтобы все абоненты сотовой связи стали еще и абонентами мобильного телевидения. Но, тем не менее, это хорошее дополнение к нашему продуктовому ряду.

Что касается 3G, то, во-первых, мы до сих пор не имеем разрешения на использование соответствующих частот в Москве, и мы серьезно рассчитывали, что выйдем на рынок с DVB-H  намного раньше…. Во-вторых, использование вещательного сигнала в мобильном телевидении DVB-H позволит не загружать дополнительно 3G сеть, обеспечивая пользователям мобильной связи высокое качество наших базовых услуг: голоса и комфортного и быстрого интернета. Если существуют комплиментарные технологии и возможности, то почему бы ими не воспользоваться?

Кроме того, прогнозы относительно пропускной способности 3G, которые озвучивались пять лет назад во время выхода этой технологии на рынок, не сбылись – достаточно поехать в Европу и убедиться, что там обещанных скоростей в 5-10 Мбит/с 3G не дает. К тому же скоро уже будет 4G, и, как я надеюсь, с регуляторной и частотной точки зрения Россия перестанет отставать от мира, и мы тоже сможем запустить это технологию.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS