|
|
Обзор
Телеком 2009Обозрение подготовлено
CNews: Какие тенденции на российском телеком-рынке заметны в связи с экономическим кризисом?
Наталия Дьяконова: Мы говорим о телекоммуникационном рынке как о телекоммуникационной составляющей инфраструктуры наших заказчиков. Сейчас много пишут о сокращении затрат на внедрение новых инфраструктурных проектов, но это не означает полного отказа от финансирования. Многие стремятся пересмотреть финансовые условия работы с поставщиком. Проект все равно идет, но при сократившихся на 30-50% бюджетах обеспечить тот же технологический объем – задача нетривиальная.
Есть несколько вариантов ее решения. Первый – это использование финансовых инструментов: лизинговых схем, рассрочек платежей, проектного кредитования. В этой нише заметен значительный рост активности. Зачастую заказчикам сложно самим найти необходимые заемные средства, и они прибегают к помощи финансово стабильных партнеров – интеграторов и производителей. Например, поскольку «Крок» имеет долгосрочные отношения с рядом банков и вендоров и хорошую финансовую репутацию, мы можем использовать различные финансовые рычаги для помощи своим заказчикам в реализации запланированных проектов.
Второй вариант - предоставление дополнительных скидок со стороны интегратора (на свои услуги), либо со стороны вендора - на оборудование. Такой путь тоже возможен в случае крупного долгосрочного проекта. Мы понимаем, что сейчас непростой финансовый период, и сложившиеся отношения с заказчиком – это возможность и в дальнейшем совместно реализовывать интересные проекты. Скидки в этом случае могут составлять от нескольких процентов до 10-15%. На большие дисконты мы можем не пойти: при нестабильности валютных курсов каждый долгосрочный проект с использованием импортного оборудования является большим финансовым риском для поставщиков решений, мы должны хотя бы минимально застраховать себя от подобных рисков.
Наконец, третий путь – это попытка предложить заказчику более экономичные решения для осуществления его задач. Это могут быть или менее масштабируемые, или даже просто менее известные на рынке продукты. То есть, инсталлируется решение, покрывающее текущие потребности, но, возможно, с меньшей функциональностью. Дополнительно снизить издержки и обеспечить устойчивость сетевой инфраструктуры можно за счет создания систем оптимизации передачи данных и проведения нагрузочных тестирований. Такие проекты сейчас пользуются спросом. Например, не так давно мы осуществили проект по оптимизации сетей передачи данных УРСА Банка. В результате существенно сократились расходы банка - экономическая эффективность от внедрения системы оптимизации трафика в банке на сегодня составляет около 3,8% в месяц от затрат на передачу данных. А для компании «ВымпелКом» мы создали систему оптимизации между центральным (московским) офисом компании и ее хабаровским филиалом. Система инсталлирована на двух каналах пропускной способностью по 2 Мбит/с. Внедрение данной системы позволило улучшить уровень обслуживания пользователей, снизить нагрузку на сетевое оборудование и транспортную инфраструктуру.
CNews: Насколько серьезно сказывается негативная ситуация на объеме заказов по проектам в области связи?
Наталия Дьяконова: На рынке наблюдается некоторая стагнация: люди занимают выжидательную позицию и не торопятся расходовать бюджет. Ждут, будет ли вторая волна кризиса, сохранится ли у компаний текущее количество филиалов, требующих информатизации, не будет ли свернута работа региональных сетей?
Сегодня ответственность за принятие решения о развитии инфраструктуры смещается с ИТ-специалистов на финансистов, управляющих денежными потоками и адекватно оценивающих текущую финансовую ситуацию в организации. В первом полугодии 2009 года эта тенденция очень сильно сказалась на объеме заказов. Например, госзаказчики только сейчас начинают тратить ИТ-бюджеты.
Тем не менее, на рынке наблюдается определенный интерес в области построения call-центров и создания унифицированных коммуникаций. Компаниям требуются телеком-решения, которые позволяют повысить эффективность бизнеса. При этом эффект от внедрения должен быть заметен достаточно быстро. В наибольшей степени подобные решения востребованы компаниями, которые работают с массовым заказчиком или имеют сложные внутренние коммуникации. Например, для банков call-центр – это и инструмент продвижения новых продуктов, и инструмент сбора денег, что особенно необходимо сегодня, когда база должников и количество невозвратов по кредитам растет. Процесс collection хорошо реализован в банковских контакт-центрах, различные инструменты помогают отслеживать, актуализировать базу должников и работать с ней в реальном времени. Ведь чем раньше можно получить информацию по должнику, тем раньше можно начать с ним работать, увеличив таким образом шанс вернуть деньги.
Первое полугодие еще не закончилось, и его финансовые итоги не подведены, но думаю, что объемы наших телеком-проектов в первом полугодии 2009 года и в аналогичном периоде 2008 года будут сопоставимы. Но дело не столько в объеме, сколько в рентабельности. У нас проектный бизнес, поэтому рентабельность есть смысл оценивать по каждому проекту отдельно. Например, сейчас некоторые компании, чувствуя себя более уверенно, начинают расширяться и запускают интересные и сложные проекты, позволяющие предложить большой портфель компетенций «Крок». В этом случае, конечно, рентабельность растет. Но есть и другие ситуации, когда мы делаем скидки заказчикам, и, следовательно, понижаем свою рентабельность.
CNews: Какие сегменты российского телекоммуникационного рынка лучше всего оказались готовы к работе в непростых условиях?
Наталия Дьяконова: Телеком-интеграторы оказались готовы к кризису лучше, чем, скажем, дистрибьюторы, у которых иной механизм получения прибыли, которым важно, чтобы платежи приходили вовремя, чтобы оборачиваемость активов ни в коем случае не снижалась.
Мобильные операторы оказались более устойчивы, поскольку они изначально в большей степени ориентированы на влияние рынка. Постоянно работая с конечным пользователем, имея в арсенале развитые маркетинговые инструменты, они хорошо прогнозируют рыночные тенденции.
Новые операторы, только появившиеся на рынке, тоже пока неплохо себя чувствуют - просто потому что еще в принципе не планировали в этот период выйти на уровень рентабельности. Они продолжают жить на инвестиционные средства, и, поскольку у них ничего нет, им нечего терять. Их риски - изъятие инвестиционных средств, в этом случае эти операторы могут погибнуть, так и не успев развить свой бизнес. Их козырь в том, что на волне кризиса они могут предложить какую-то принципиально новую услугу, которая привлечет пользователей. Либо переманить корпоративных заказчиков своих конкурентов за счет дисконтированных цен.
CNews: Как изменился спрос на построение инфраструктуры связи со стороны корпоративных заказчиков, операторов связи и госсектора?
Наталия Дьяконова: Изменился подход к анализу предложений интеграторов. Он стал более детальным, к принятию решения по внедрению того или иного элемента инфраструктуры привлекают финансистов. От интегратора же ждут неких инновационных предложений, которые могли бы улучшить экономическую ситуацию в компании.
CNews: В чем специфика телекоммуникационного сектора как одного из основных заказчиков ИТ-аутсорсинга? Какие услуги востребованы сейчас и будут востребованы в ближайшее время?
Наталия Дьяконова: ИТ-аутсорсинг, который предлагают интеграторы – это, прежде всего, управление инфраструктурой и предоставление ресурсов для оказания технической поддержки.
Мы видим, что на ИТ-аутсорсинг в целом запросов стало больше. Значительно выросло количество контрактов на удаленное управление инфраструктурой (заказчики сокращают собственные подразделения и передают свою инфраструктуру в управление интегратору). В большинстве случаев такой подход экономически оправдан - это разделение рисков, более высокий уровень специалистов, непрерывность поддержки, отсутствие собственного персонала и затрат на этот персонал.
Однако в каждом конкретном случае выгода от передачи каких-то процессов на аутсорсинг зависит от их критичности. Мы вместе с заказчиком оцениваем все плюсы и минусы такого перехода, зачастую сами советуем не передавать какие-то процессы. В некоторых случаях и для нас будет экономически не выгодно разделять возможные риски заказчика: мы не можем себе этого позволить за предложенные заказчиком деньги, а за большие деньги на это не готов заказчик.
CNews: Какие антикризисные стратегии актуальны сегодня для телекоммуникационных операторов и для их заказчиков?
Наталия Дьяконова: Телекоммуникационные операторы предлагают скидки на свои услуги, предоставляют специальные пакеты услуг для крупных заказчиков. Операторы сегодня легче идут на пересмотр каких-то условий контракта – им важно не потерять клиентов.
У клиентов операторов связи главная задача сейчас - проанализировать свои расходы и, конечно же, снизить их. При этом необязательно снижение обусловлено секвестрованием бюджета. Снизить затраты на волне кризиса «на всякий случай» хотят все.
CNews: Какие проекты вы реализуете сегодня для операторов связи?
Наталия Дьяконова: У нас идут различные проекты для мобильных операторов: это и инфраструктурные проекты, и проекты по созданию call-центров, и проекты унифицированных коммуникаций. Например, недавно мы закончили проект по созданию планов аварийного восстановления работоспособности информационных систем (DRP) для МТС.
Также мы первыми в России стали сертифицированными партнерами Cisco по WiMAX и сейчас занимаемся реализацией пилотного проекта. У мобильного оператора, с которым мы работаем по этому направлению, есть средства на реализацию и этого, и других инновационных проектов. Многие заказчики сейчас достаточно адекватно оценивают возможности завоевания рынка и поглощения конкурентов, поэтому они агрессивно инвестируют в ИТ как в онлайн бизнес-инструмент.
CNews: Каким вы видите развитие рынка телекоммуникаций в 2009-2010 годах?
Наталия Дьяконова: Я думаю, что перспективы развития этого рынка прояснятся где-то в начале осени, когда ситуация в экономике станет более понятной. Если положение дел будет не настолько пессимистичным, как его прогнозируют аналитики и СМИ, то падения не произойдет, но при этом не будет и особого роста. Если рынку удастся остаться на текущем уровне - это станет очень хорошим трендом.
На этой волне могут появиться и новые вендоры, и новые решения, которые ранее были не очень востребованы. Мы к такому сотрудничеству открыты и стараемся изучать рынок, находить более эффективные решения. Например, с 2008 года мы являемся Золотым партнером 3Com, который имеет широкую линейку продуктов и очень привлекательное соотношение цены и качества. Линейка продуктов этого производителя может быть востребована на российском рынке, именно такие вендоры – гибкие и активные - сейчас будут наращивать свою рыночную долю в России.
CNews: Каковы основные планы развития телеком-направления вашей компании на текущий год?
Наталия Дьяконова: Отвечая на этот вопрос, я бы хотела упомянуть о видеоконференцсвязи, которая сейчас получает серьезный импульс к развитию. В предыдущие годы по этому направлению скачкообразного роста не наблюдалось. Но сейчас все больше заказчиков стали ориентироваться на видеоконференцсвязь как на инструмент управления бизнесом. Причем заказчики используют ВКС не только для проведения видеоконференций, но и для обсуждения совместных документов, организации обучения, для удаленной рассылки контента. Например, «Альфа Банк» с помощью созданной нами системы ВСК проводит обучение по корпоративным программам и экономит при этом сотни тысяч долларов.
Мы стараемся отвечать потребностям заказчиков в области ВКС. К примеру, у «Крок» есть собственная технологическая разработка по системам управления видеоконференцсвязью, которая позволяет значительно упростить внедрение ВКС для пользователя и сам процесс проведения совещания в соответствии с регламентами внутри компании. В своем офисе мы можем показать, как используется ВКС нескольких вендоров, в том числе и ВКС высокой четкости, мы – партнер сразу трех ведущих вендоров по технологии Telepresence: и Cisco, и Polycom, и Tandberg.
CNews: Спасибо.