Обозрение подготовлено

версия для печати
Михаил Воробьев
ЭР-Телеком Холдинг

Михаил Воробьев:

В гонке скоростей провода вне конкуренции

На вопросы CNews ответил Михаил Воробьев, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам «ЭР-Телеком Холдинг».





CNews: Комментируя  последствия экономического спада для телекоммуникационной отрасли, многие представители операторов утверждают, что пользователи не намерены отказываться от тех услуг связи, к которым они уже привыкли. Наблюдаете ли вы сокращение потребления в тех сегментах, в которых работаете?

Михаил Воробьев: Совокупная абонентская база растет, хотя и не такими темпами, как в предыдущие годы. При этом сейчас рост происходит в основном за счет интернета и телефонии. В кабельном телевидении отмечается отток и переход абонентов на «социальный» пакет. Растет дебиторская задолженность абонентов КТВ.

CNews: Какие тенденции можно отметить на российском региональном рынке широкополосного доступа в интернет? Не уменьшилась ли динамика новых подключений в последнее время?

Михаил Воробьев: Объемы продаж ШПД снизились по сравнению с докризисным периодом, в том числе и за счет снижения объемов продаж новых компьютеров. В целом можно отметить, что если в 2008 году рынок ШПД  в среднем рос на 70 % в год, то сейчас рост составляет порядка 30-40%.

CNews: С развитием широкополосных каналов у пользователя появляется возможность приема и передачи «тяжелого» контента. Насколько остро стоит проблема загрузки магистральных и местных каналов?

Михаил Воробьев: Если говорить о местных каналах, то мы сами инвестируем в ее развитие. Загрузкой и умощнением местных каналов мы управляем сами. Это наши инвестиционные и операционные затраты.

С точки зрения магистральных каналов, ситуация между регионами неоднородна. Те регионы, где исторически были построены большие канальные емкости, где магистральные операторы еще до кризиса успели емкости расширить, там проблема расширения  магистральных каналов не стоит. В отдельных регионах из-за того, что магистральные операторы неправильно спланировали спрос, действительно есть технические ограничения  по расширению канала. Соответственно, высокая цена на магистральный трафик. В тех городах, где нет возможности предоставить высокие скорости на внешний трафик, отмечается тенденция роста межпользовательского трафика. Тяжелый контент пользователи получают не из внешней сети, а друг от друга (p2p).

CNews: Есть мнения, что в скором времени операторы «прикроют» безлимитный доступ и полностью перейдут к тарификации по объему трафика. Как вы считаете, такой сценарий возможен?

Михаил Воробьев: Такой сценарий невозможен. На всех развитых рынках, путь которых мы повторяем, однозначно доминирует безлимитный доступ. Мы допускаем, что внутри безлимитного доступа могут быть какие-то ограничения, например, после какого-то объема скачиваемого трафика снижается скорость скачивания… В целом же мы отмечаем устойчивую тенденцию миграции пользователей на безлимитные тарифы. У пользователей есть выбор, и они мигрируют на безлимиты с трафиковых тарифов.

CNews: Кризис заставляет операторов сокращать свои инвестиционные бюджеты, запланированные ранее. Вы считаете этот шаг необходимым в настоящее время?

Михаил Воробьев: Конечно, этот шаг необходим. Операторы повышают эффективность бизнеса и, в первую очередь, за счет оптимизации затрат. Тем не менее, инвестирование происходит. Однако если раньше операторы шли широким фронтом, основная задача была захватить территорию, эффективность инвестиций отходила на второй план, то сейчас, несмотря на секвестр инвестиционных бюджетов, операторы продолжают строить сети, инвестируя уже в проекты с большей эффективностью, меньшим сроком окупаемости.

CNews: В последнее время  на российском рынке стали появляться достаточно интересные пакетные предложения конвергентных услуг, например – доступ в интернет по технологии FTTx и по технологии 3G (CDMA 1 x EV-DO). Насколько такие пакеты могут быть востребованы сегодня, по вашему мнению?

Михаил Воробьев: Мобильный интернет не является  услугой, замещающей проводной интернет, она скорее дополняет проводной доступ. И, в первую очередь, мобильный интернет интересен «мигрирующим» пользователям - тем, кто потребляют интернет в нескольких местах в течение суток. Пока мы видим, что из общей массы интернет-аудитории таких абонентов не более 5%. Для 5% таких абонентов, возможно, и будут интересны такие пакетные предложения. Если говорить об «ЭР-Телекоме», то мы пока не ориентируемся на таких пользователей, поскольку строительство беспроводных сетей для 5% абонентов не имеет экономического смысла. Кроме того, с точки зрения потребительских характеристик проводной доступ пока на порядок выше по качеству и надежности, нежели беспроводной, в особенности в рамках приема и передачи «тяжелого» контента.

CNews: Ваша компания, помимо прочего, предоставляет услуги платного телевидения и телефонии. Не видите ли вы угрозу своему бизнесу со стороны альтернативных проектов – бесплатное интернет-телевидение и загрузка видеофайлов, Skype и другие коммуникационные программы?

Михаил Воробьев: Нет, не видим. Интернет-телевидение как массовый продукт ни в России, ни в мире не получило широкого распространения,  в силу технических ограничений, обязательного требования к наличию пользовательских устройств. Пользователь привык смотреть передачи и фильмы по телевизору, качество которых постоянно растет, поэтому в ближайшей перспективе нет причин для перемещения спроса на ТВ в IP. Самая эффективная бизнес-модель предоставления телевидения – кабельная сеть (и с точки зрения оптимальности инвестиционных затрат, и с точки зрения потребительских характеристик).

Что касается телефонии, то мы не отмечаем падения спроса на местную связь. Сервисы типа Skype актуальны для разговоров между городами и странами, причем с использованием обоими абонентами компьютера с установленными ПО. Это альтернатива междугородней связи. Наша основная задача – предоставление местной телефонной связи за фиксированную абонентскую плату – звонки внутри города с помощью обычного телефона.

CNews: Каковы планы компании на ближайшую перспективу? Предполагается ли дальнейшая региональная экспансия?

Михаил Воробьев: Компания осуществляет свою деятельность, исходя из максимально адекватной и своевременной реакции на изменение окружающей среды. В настоящее время мы развиваемся согласно 17-городовой стратегии и закрепляемся на локальных рынках. Продолжается достройка сетей в Нижнем Новгороде и Новосибирске – самых молодых городах проекта «ЭР-Телеком». Сегодня идет разработка новой стратегии развития, которая завершится в течение лета.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS