|
|
Обзор
Телеком 2009Обозрение подготовлено
CNews: Как изменилась ситуация на российском телекоммуникационном рынке с начала осени 2008 г., по вашим наблюдениям?
Александр Таранов: В силу своих профессиональных обязанностей я отвечаю, в первую очередь, за разработку и внедрение прикладных систем, поэтому моя точка зрения отражает опыт и специфику именно этой области.
Ни для кого не секрет, что с началом кризиса все компании, в том числе и телекоммуникационные, стали «ужимать» бюджеты на развитие ИТ. При этом было бы неправильным говорить о том, что вложения в ИТ-инфраструктуру уменьшились сильнее, чем инвестиции в развитие дополнительных услуг. Изменилась, скорее, структура этих вложений. Если в «тучные» времена при построении инфраструктурных решений наблюдалась некоторая гигантомания (во-первых, считалось, что такой путь короче, надежнее и дешевле, во-вторых, было принято расширять ИТ-инфраструктуру «линейно»), то сегодня подобный подход по понятным причинам практически никто не может себе позволить. Но это не значит, что инфраструктурные проекты сворачиваются — потребность в них не исчезает.
Потребление основных услуг операторов связи на сегодняшний день не уменьшилось, скорее, мы наблюдаем рост и голосового, и sms-трафика, не снижается спрос и на типовые дополнительные услуги. При этом операторы связи стали искать более экономичные решения стоящих перед ними бизнес-задач. Например, если говорить про ту же инфраструктуру, то весьма актуальной стала тема виртуализации и консолидации ресурсов.
CNews: Какие ИТ-решения и услуги приобрели в последние месяцы наибольшую актуальность в этом секторе?
Александр Таранов: Есть ряд решений и услуг, которые «выстрелили» в связи с кризисом. Например, услуги, связанные с оптимизацией доходов. Люди стали более тщательно считать деньги, освободились от необходимости линейного развития ИТ-инфраструктуры и задумались над вопросом: «А что еще содержательного можно сделать?».
Особенный интерес у операторов связи сейчас вызывают решения, направленные на борьбу с так называемыми «скрытыми расходами» (речь идет о деньгах, потерянных компанией из-за технических сбоев, из-за ошибок в настройках OSS/BSS-систем, и, конечно же, в результате мошенничества — абонентского, партнерского, внутреннего).
Отмечу, что такие решения сейчас стали очень актуальны и у мобильных, и у фиксированных операторов связи. Связано это не только с кризисными явлениями, но и со стремительным развитием информационных технологий в последние годы. В частности, все более активно используют VoIP-сервисы — все более «широкие» интернет-каналы доступны массовому потребителю. Это дает простор реализации различных сценариев мошенничества, связанного с нелегальным транзитом и терминацией голосового трафика. Раньше это было трудно сделать чисто технически.
CNews: В чем вы видите специфику телекома как заказчика ИТ-аутсорсинга?
Александр Таранов: Непосредственно в сферу моей ответственности аутсорсинг не входит, но я наблюдаю его при взаимодействии с нашим аутсорсинговым подразделением в процессе сопровождения прикладных систем у телеком-операторов.
Отмечу, что, оператор связи работает в режиме 24х7х365 — его абоненты никогда не спят. Более того, есть компании с централизованной структурой бизнеса, чьи московские ЦОДы обрабатывают данные транзакций, происходящих, например, в Хабаровске. Праздники становятся для телекоммуникационного оператора безумной нагрузкой: когда вся страна отдыхает — у инженеров, поддерживающих инфраструктуру и прикладные решения, самое горячее время.
Еще один аспект — критичность и массовость каждой предоставляемой услуги. Связь — это всегда очень высокий уровень ответственности. Если у оператора не работает хотя бы одна система, то часто это означает, что очень многие люди лишились каких-то возможностей, в результате чего могут пострадать. Например, невозможность дозвониться в службы экстренного реагирования может стоить кому-то жизни.
Телекоммуникационные компании отличаются от любых других наличием сложнейшей ИТ-инфраструктуры. С одной стороны, это целый набор «унаследованных» технологий, например, множество специфических протоколов, масса специального оборудования и т.д. С другой — это современные ИТ-решения, которые исторически развивались в рамках совершенно других протоколов и технологий. Уже давно идет интеграция этих двух групп, однако наличие большого количества технологий постоянно усложняет систему саму по себе.
Трудности оператору связи доставляет и наличие огромного количества абонентов, которые делают короткие звонки. Это увеличивает нагрузку на обслуживаемые системы. Поэтому большое значение приобретают проактивные мероприятия, позволяющие производить профилактику оборудования и ПО и выявлять проблемы до их возникновения. Профилактика, как известно, всегда обходится гораздо дешевле «лечения».
CNews: Какие направления вашей деятельности актуальны для операторов связи сегодня? Какие проекты для этой категории заказчиков вы могли бы выделить?
Александр Таранов: Мы стремимся к тому, чтобы наши компетенции покрывали максимально широкий спектр потребностей телекоммуникационных операторов и позволяли реализовывать «сквозные» проекты. Это, с одной стороны, оказывается коммерчески выгодным для заказчика. С другой — дает некоторое преимущество нам: если проект комплексный и заказчику представляется единая «точка входа» (т.е. один исполнитель), то не возникает проблем в результате интеграции разных решений. Таким образом, качество и скорость реакции системы не страдают.
Говоря о наших решениях и проектах для данного рынка, нужно начать разговор с инфраструктуры. Это, в первую очередь, ЦОДы, включая инженерную инфраструктуру, решения по обеспечению информационной безопасности, системы управления и т.д. Например, в МТТ мы построили систему управления информационной безопасностью и подготовили компанию к аудиту на прохождение сертификации по стандарту ISO/IEC 27001:2005. Для компании «ВымпелКом» была разработана и внедрена стратегия обеспечения непрерывности предоставления ИТ-услуг. По масштабу и бюджету это одна из крупнейших в мире программ послеаварийного восстановления и обеспечения непрерывности ИТ-услуг. В Столичном отделении компании «Мегафон» (ранее - «Соник Дуо») наши специалисты осуществляют сервисное обслуживание ИТ-инфраструктуры биллинговых комплексов: сегодня на поддержке находятся более 400 единиц оборудования различных вендоров.
В настоящее время наша компания развивает услуги, связанные с активацией сервисов. Тема не нова для телекоммуникационных операторов: всегда нужно было подключать новых абонентов, конфигурировать новые группы сервисов. Появляются новые услуги. Кроме того, продолжается процесс слияний и поглощений — операторы, соответственно, диверсифицируют свой бизнес. Например, оператор фиксированный связи начинает играть на рынке мобильных операторов, пусть даже предоставляя услуги виртуальной сотовой связи.
Еще одна сфера деятельности нашей компании — прикладные решения. Из флагманских проектов можно упомянуть создание системы приема платежей BeePay XP для компании «ВымпелКом» и системы продажи мобильного контента для другой крупной телекоммуникационной компании. Реализация обоих проектов была очень сложной, что было обусловлено наличием множества точек интеграции с различными системами и очень высокими требования к надежности работы систем. Однако эти проекты оказались интересны для нас возможностью получения нового опыта: были затронуты почти все системы телекоммуникационного оператора, связанные не с технологической сетью, а с биллингами, препейдными платформами, системами отчетности и т.д.
Наша компания активно занимается созданием сетей нового поколения. О сетях NGN говорят уже более восьми лет, однако реальные внедрения в России начались года три-четыре назад. И сегодня у нас есть несколько значимых проектов в этой области. Например, построение NGN-сетей для компании «Казахтелеком», где с использованием этой технологии реализована и фиксированная связь внутри Алма-Аты, и междугородняя связь между Алма-Атой, Карагандой и Астаной. Этот проект национального масштаба — серьезное промышленное решение, в настоящее время он продолжает развиваться.
Интересна и актуальна для нас сегодня тема миграции ЦОДов. Мобильные операторы связи развиваются, растет инфраструктура компаний, нередко возникает потребность в расширении площадей, на которых располагаются ЦОДы. При этом есть множество компаний, у которых по историческим причинам ЦОДы были разнесены на разные технологические площадки; однако сейчас руководство решает, что более выгодно консолидировать их в единый ЦОД. Возникает задача миграции. Она довольно нетривиальна: с одного места на другое нужно перенести сложную ИТ-инфраструктуру, вычислительные комплексы, при этом все должно быть сделано без прерывания предоставления услуг клиентам компании. Один из подобных проектов мы реализовали для крупного оператора связи компании «Картел»: перед нами была поставлена интересная комбинаторная задача. Очень серьезным оказался уровень проработки решения - соотношение между временем, затраченным на проектирование и на реализацию этого проекта, было примерно следующим: проектные работы заняли девять месяцев, а их реализация — три.
Возвращаясь к программным решениям, хотелось бы отметить рост популярности мобильной коммерции. Общая идея понятна — оператор связи предлагает своим клиентам воспользоваться телефоном как терминалом для оплаты разнообразных услуг. Однако реализованы подобные решения могут быть по-разному, очень часто они не масштабируемы, так как изначально не были рассчитаны на серьезный рост популярности такой услуги. Поэтому сейчас на рынке довольно сильна активность в области создания серьезных систем для решения подобных задач: многие операторы связи планируют либо построить такую систему с нуля, либо модернизировать существующую. Могу сказать, что наша компания обладает экспертизой в построении таких решений, необходимыми компетенциями, соответствующими технологическими платформами и кадровыми ресурсами.
Хотелось бы рассказать еще об одном направлении работы нашей компании — это создание и разработка тестовых сред. При разработке прикладных систем для мобильного оператора требования к качеству очень высоки, поэтому всегда большое внимание уделяется процессам тестирования. Среда тестирования — вещь сложная, весьма ресурсоемкая, и не бывает так, что у оператора существует на пять прикладных систем пять сред для нагрузочного тестирования. Ускорить процесс внедрения новой услуги позволяет создание виртуальных сред тестирования: они актуальны, если необходимо за короткий промежуток времени быстро перекомпоновать ресурсы. Такой подход позволяет нам иногда создавать «перекрывающиеся» по времени релизы: значительно сократить время между выходами релизов, несмотря на то, что время разработки каждого релиза не меняется.
Еще одна интересная область для телеком-операторов - это Java-технологии. С тех пор, как данные технологии стали массовыми, наблюдается достаточно интересный эффект: поскольку в Java модель создания многопоточных приложений очень проста - на ней стали делать серьезные, большие приложения. Однако сразу же выяснилось, что Java-приложения имеют недостатки. Во-первых, многопоточные системы начинают работать медленно из-за того, что конфликтуют за общие ресурсы. Во-вторых, модель управления памятью в Java такова, что часть ресурсов расходуется на возвращение памяти в пул доступных ресурсов. Но есть альтернативный путь — специализированные процессоры. Мы ознакомились и провели тестирование одной из таких систем. К обычному серверу, на котором выполняется программа, написанная на Java, с помощью 1 Гб Ethernet можно подключить специальное устройство, представляющее собой полноценный многоядерный компьютер с большим объемом памяти, но способный выполнять только одну задачу. Он может выполнять инструкции Java-машины и позволяет без каких-либо усилий в 3-5 раз увеличить производительность определенного класса Java-приложений. Для этого нет необходимости переписывать приложения или менять технику, на которой запущены программы, нужно только подключить этот сетевой процессор, настроить его, - и крупный выигрыш в производительности обеспечен. Сейчас мы продвигаем это решение для реализации некоторых прикладных задач операторов. Задачи эти связаны с использованием большого количества памяти, где критичны скорость выполнения и пропускная способность систем.
CNews: Каковы ваши дальнейшие планы относительно Центра компетенции по развитию решений для телекома?
Александр Таранов: Открытие отраслевых центров компетенции — это, наверное, естественный этап развития любой компании. Экстенсивное и неструктурированное развитие, переходит (после того, как опыта набирается достаточно) на следующую стадию. С одной стороны, возникает необходимость систематизировать знания и получить некий синергетический эффект, а с другой — приходит время четко сформулировать нашу стратегию в этой области, понять, куда мы движемся, чтобы перегруппировать ресурсы для достижения поставленной цели.
Мы создали Центр компетенции по телекоммуникационным решениям полгода назад, так как в какой-то момент осознали, что накоплен достаточно большой опыт, и он представляет большую ценность. Однако наши компетенции в области работы с телекоммуникационными операторами были «разбросаны» по разным подразделениям компании, а опыт требовал систематизации. Необходимо было собрать на регулярной основе людей, которые работают с операторами связи в разных областях — от создания инфраструктуры до внедрения прикладных решений. Наверное, сейчас говорить о результатах работы нашего Центра компетенции пока еще рано, хотя пользу это начинание уже принесло. Думаю, что результаты появятся в ближайшее время. У компании есть желание и возможность делать инвестиции в развитие этого направления деятельности. И то, что мы сейчас стали этим заниматься более осознанно, а значит - более организованно и целенаправленно, не может не дать результатов. В настоящее время мы можем решать более широкий спектр задач и делать это более эффективно.
CNews: Как вообще развивается ваша телекоммуникационная практика в изменившихся условиях?
Александр Таранов: В первом квартале текущего года рынок замер, во втором началось некоторое оживление, но на сегодняшний день пока не понятно, каковы его масштабы: лето в нашей стране — это период затишья в деловой сфере. Однако есть области, от которых оператор связи не откажется никогда - например, эксплуатация и техническое сопровождение ИТ-систем. Можно сократить спектр оказываемых услуг, но отказаться от некоторых из них, также как от ввода новых услуг невозможно — рынок слишком высококонкурентен.
«Это даже хорошо, что пока нам плохо», — эта фраза, на мой взгляд, хорошо отражает нынешние технологические решения и подходы. Нам приходится выполнять работы в рамках меньших бюджетов, что заставляет искать наиболее оптимальные организационные и технологические решения. Работа в более жестких условиях, как правило, стимулирует изобретательность.
CNews: Какие ожидания вы связываете с дальнейшей информатизацией телекома?
Александр Таранов: Я по натуре оптимист, поэтому надеюсь, что кризис – это не навсегда. Из той ситуации, в которой мы находимся сейчас, мы должны извлечь правильные уроки. Причем я говорю не о финансовых аспектах и не только об оптимизации производства: речь идет о правильных технологических уроках. Мы уже начали это делать: у нас есть решения, которые позволяют с гораздо менее затратными конфигурациями достигать тех же результатов, за которые раньше мы боролись на более сложной и дорогостоящей технике. Произошло это потому, что мы посмотрели вокруг и увидели многое, на что раньше не обращали внимания. У нас была широкая столбовая дорога, и по ней надо было очень быстро бежать. Сейчас она пока закончилась, но идти вперед все равно нужно. И мы уже сегодня можем предложить нашим заказчикам множество интересных и полезных решений.
CNews: Спасибо.