Обозрение подготовлено

версия для печати
Александр Иванов
Компания «МФИ Софт»

Александр Иванов:

Российские производители сделали шаг вперед по обеспечению дополнительной ценности своим решениям

На вопросы CNews отвечает президент компании «МФИ Софт» Александр Иванов.





CNews: Какие тенденции развития телекоммуникационного рынка вы бы отметили по итогам 2008 года?

Александр Иванов: Если говорить об итогах года в целом, то, безусловно, это ускорение развития ШПД, рост IP-трафика, развитие мобильных сетей 3G, WiMax. Также следует отметить усиление интереса к услугам VAS, в том числе конвергентным сервисам класса FMC. Могу сказать, что процесс перехода операторов на NGN-оборудование стал более массовым, а проекты по развитию сетей нового поколения - более масштабными и технологически сложными. Если раньше NGN-решения зачастую внедрялись точечно на отдельном участке сети (например, для организации транзитного центра), то сейчас операторы развертывают целые сети на базе IP в масштабах страны. Для продвижения сервисов, предоставляемых в таких сетях, крупные операторы разрабатывают пакетные предложения для разных групп абонентов. Конечно, кризис оказал влияние на темпы реализации подобных проектов, однако в целом нельзя сказать, что интерес операторов к развитию IP-инфраструктур иссяк.

CNews: Насколько сильно повлиял кризис на реализацию проектов по развитию NGN и внедрению современных дополнительных сервисов (VAS) в России?

Александр Иванов: Вполне логично, что многие операторы перешли в режим экономии и сокращения инвестиционных расходов (полагаю, инвестиции в среднем по рынку уменьшились на 40-50%). Реализацию некоторых проектов с долгосрочным периодом окупаемости, действительно, приостановили. Однако далеко не все проекты по внедрению инновационных технологий в сетях связи оказались «заморожены» из-за кризиса. Дело в том, что сейчас операторам приходится решать целый ряд проблем, связанных с сохранением абонентской базы, повышением рентабельности услуг и укреплением конкурентных позиций на рынке. Понятно, что увеличивать среднюю выручку и средний ежемесячный трафик на абонента можно именно благодаря оказанию новых видов сервисов – более доходных и востребованных. Кроме того, на базе таких сервисов можно формировать собственные пакеты услуг для разных групп абонентов, что несет дополнительную ценность. Неудивительно, что исследования КПМГ показали, что российские операторы связи в новых условиях планирует повышать доходы в первую очередь за счет конвергенции услуг и увеличения числа сервисов с добавленной стоимостью.

Хорошие перспективы сегмента VAS подтверждают и наши исследования, проводимые среди операторов, развивающих сети нового поколения на базе решений МФИ Софт. Согласно нашим опросам, в 2007 году лишь 11% операторов предоставляли голосовые VAS-сервисы (голосовая почта, IVR, групповой звонок и т.п.), а к концу 2008 года их число увеличилось почти в три раза. Еще около 30% планировали в скором времени начать предоставлять эти сервисы. Кстати, новые проекты по развертыванию мультисервисных сетей операторов, которые мы начали уже в 2009 году, подтверждают правильность подобных прогнозов.

Вообще, обратите внимание на разрабатываемую стратегию развития «Связьинвеста» - укрепление позиций в сфере нерегулируемых услуг связи, ШПД, сотовая связь, платное телевидение... Думаю, в случае создания универсального оператора связи на базе операционных «дочек» Связьинвеста и консолидации их сотовых активов, развитию конвергентных услуг и современных интеллектуальных сервисов будет дан новый импульс.

CNews: На ваш взгляд, какого рода конвергентные услуги могут быть интересны абонентам сегодня?

Александр Иванов: Могу рассказать о нашем опыте сотрудничества с операторами в этом сегменте услуг. В 2008 году мы вывели на рынок новое решение для предоставления сервисов класса FMC – конвергентную платформу. Практически сразу мы начали проект с сотовым оператором «НСС» (дочерней компанией «Волгателеком») по развертыванию тестовой зоны по предоставлению конвергентных услуг на базе нашей платформы. Были успешно протестированы сценарии предоставления сервисов FMC как для частных абонентов, так и для корпоративных клиентов оператора. Приведу несколько примеров таких сервисов. В частности, услуга «Единый номер» для физических лиц. Благодаря гибким настройкам обработки вызовов пользователь услуги может всегда оставаться на связи. При этом неважно, в каком месте находится абонент и телефонный аппарат какой сети он использует (фиксированной, мобильной или IP).  Для корпоративных клиентов на базе FMC-платформы оператор может предоставлять услуги «Виртуальный офис», «Виртуальный факс», «Call-центр» и др. Эти услуги позволяют компаниям использовать единый многоканальный номер для всех входящих звонков, объединить GSM/TDM/VoIP номера сотрудников внутренним планом короткой нумерации. Также можно создавать виртуальные колл-центры с расширенными возможностями обработки поступающих вызовов, организовывать конференц-связь и т.д.

Могу добавить, что интерес к новой FMC-платформе оказался действительно велик. Сейчас мы ведем переговоры по возможностям использования решения в сетях еще нескольких крупных операторов.

CNews: Какие еще проекты по развитию NGN-сетей вы бы отметили по итогам 2008 года?

Александр Иванов: Проектов было достаточно много, причем немалую долю составили те, где решения компании внедрялись в большом количестве городов для развертывания масштабных сетей. В качестве примера могу привести проекты с операторами «Комстар-ОТС» и Effortel. В этих проектах использовался наш комплекс оборудования «РТУ». В 2008 году он стал первым российским NGN-комплексом, сертифицированным по новым правилам применения узлов связи на базе коммутации пакетов информации. Мы поставили в Effortel одиннадцать систем «РТУ» для внедрения практически во всех крупных городах России. В «Комстар» поставили шесть комплексов «РТУ» для развития региональной сети в Московской области, причем планируется дальнейшее расширение сети в 2009 году.

Кроме того, были интересные проекты с «Ростелеком», «Синтеррой» и другими крупными операторами. Вообще, в 2008 году именно рынок России и СНГ оказался для нашей компании наиболее успешным с точки зрения прироста продаж и увеличения клиентской базы. Для сравнения – совокупные продажи наших решений по всему миру (более 70 стран) за 2008 год увеличились на 55%, а темпы прироста в России и СНГ составили 160%.

Кстати, про рынок СНГ нужно сказать отдельно. На мой взгляд, это один из самых интересных регионов с точки зрения перспектив внедрения современных технологий связи и передачи данных. В 2008 году мы реализовали в СНГ несколько крупных проектов по инсталляции наших NGN-решений в сетях таких операторов группы «Вымпелком» (Beeline), как «Арментел» и «Таком». Эти операторы развивают сотовые сети третьего поколения (3G), ведут строительство конвергентных сетей, поэтому им нужны «продвинутые» решения для управления трафиком. 

CNews: Вы упомянули новые проекты по развитию мультисервисных сетей, которые были начаты в 2009 году. Можете рассказать о них подробнее?

Александр Иванов: Думаю, имеет смысл особо отметить начавшийся недавно проект с «Центральным телеграфом». Мы поставим восемь NGN-систем на базе «РТУ» до конца первой половины 2009 года для развития мультисервисной сети оператора в Московской области. С применением наших решений «Центральный телеграф» будет развертывать узлы местной связи и предоставлять абонентам услуги базового вызова, а также дополнительные сервисы (ДВО). Например, можно будет оказывать такие услуги как трехсторонняя конференция, звонок на группу, расширенные возможности переадресации, сервис «Не беспокоить!» и др. В дальнейшем оператор сможет использовать «РТУ-комплекс» при создании собственных пакетов услуг для разных категорий абонентов, включая услуги Triple Play, FMC и др.

Кстати, по оценкам самого оператора, внедрение решения позволит не только привлечь новых абонентов и повысить рентабельность, но и обеспечит снижение инвестиционных затрат на развитие сети на 20-30%. Достичь этого планируется благодаря масштабируемой архитектуре и возможности гибко наращивать производительность по мере роста абонентской базы.

CNews: В целом, изменились ли позиции отечественных производителей телекоммуникационного оборудования в новых экономических условиях?

Александр Иванов: Звучит парадоксально, но в последние месяцы мы наблюдаем даже некоторое увеличение количества обращений со стороны операторов. Конечно, немалую роль в этом играют причины экономического характера. Российские компании, развивавшиеся преимущественно на собственные средства, в меньшей степени пострадали от кризиса, чем мировые гиганты, обремененные тяжелой долговой нагрузкой. Как следствие, наши компании сейчас могут более гибко подходить к ценообразованию и предложению коммерческих условий конкретным операторам. Кроме того, свою роль играет заявленный на высоком уровне курс на поддержку отечественных производителей и импортозамещение в телекоммуникацонной отрасли. На выставке «Связь-Экспокомм-2009» я имел возможность представить наши новые разработки правительственной делегации во главе с президентом России Дмитрием Медведевым. Могу сказать, что заинтересованность государства в развитии отечественных производителей инновационных решений действительно высока.

Вместе с тем, понятно, что когда операторы выбирают оборудование для решения стратегических задач модернизации сетей в масштабах регионов или целой страны, они руководствуются не только политическими или экономическими соображениями. Требования к функциональным и техническим характеристикам оборудования, качеству поддержки и сервиса тоже очень высоки. Важно то, что российские производители уже могут конкурировать с иностранными вендорами и в этих категориях, причем зачастую перевес на «нашей» стороне. Я имею в виду «близость» к заказчику, возможность развивать функциональность и кастомизировать решения под задачи конкретного оператора, программы индивидуального обучения и расширенной технической поддержки и так далее. В последнее время российские производители сделали серьезный шаг вперед по обеспечению такого рода «добавленной ценности», и это позитивно отразилось на ситуации с внедрениями отечественных решений.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS