|
|
Обзор
Телеком 2009Обозрение подготовлено
CNews: Как повлияла изменившаяся экономическая ситуация в мире на телеком-рынок? Ощутили ли вы последствия кризиса в своей деятельности, если да - то какие?
Михаил Решетов: Давайте будем говорить, прежде всего, о российском телеком-рынке. Многие аналитики считают, что отечественный телеком-сегмент в наименьшей степени был затронут кризисом. Да, конечно, спрос на телеком-услуги более эластичен в кризисных ситуациях по сравнению с другими отраслями. Но кризис затронул всю российскую экономику, и телеком не стал исключением. Мы это видим, прежде всего, по снижению ARPU. Компании сокращают свои затраты - разумеется, это отражается и на величине среднего счета. Достаточно часто наблюдается расторжение договоров вследствие того, что компания переезжает в более дешевый офис или переживает банкротство и перестает существовать.
Очень неприятная «болезнь» сегодняшнего дня - это дебиторская задолженность. Операторы, в бизнесе которых корпоративный сегмент занимает существенную долю, страдают больше. Это плата за то, что во время экономического роста данное направление приносило значительно большую прибыль. Сегмент услуг ШПД для физических лиц демонстрирует стабильность и является «тихой гаванью» на телеком-рынке.
Что в связи со сложившейся ситуацией предпринимает наша компания? Еще до кризиса нашей стратегической задачей было увеличение доли рынка во всех сегментах деятельности. Для этого мы начали наращивать штат продавцов, одновременно занялись реинжинирингом бизнес-процессов. Если год назад в компании «ВестКолл» доля продавцов составляла 9%, то сейчас она достигла 19% от общей численности сотрудников.
С наступлением кризиса мы несколько скорректировали стратегию и (как и большинство компаний) начали сокращать издержки. Но поскольку их невозможно снижать бесконечно, а самая высокая затратная статья – это фонд оплаты труда, мы провели оптимизацию оргструктуры. Все эти мероприятия помогли избежать падения доходов в корпоративном секторе, так как с понижением ARPU спрос на услуги в корпоративном секторе остается достаточно высоким.
CNews: Российский телеком-рынок сегодня чувствует себя лучше, чем зарубежный или, напротив, у нас большие проблемы?
Михаил Решетов: В докризисный период российский телеком-рынок имел хороший потенциал роста (который, впрочем, сохраняется и сегодня). Уровень проникновения телеком-услуг был ниже, чем на Западе. Выходя на ненасыщенный рынок, инвесторы очень активно привлекали заемные средства с перспективой окупить свои вложения.
В итоге в кризис основные игроки рынка вступили с серьезным «багажом» - большими кредитными портфелями и инвестиционными обязательствами. Сейчас эти факторы заставляют их значительно снизить капиталовложения и думать о повышении доходности и обслуживании долгов.
Кроме того, из-за монопольного положения на региональном рынке МРК и нерешенного вопроса о «не дискриминационном» доступе альтернативным операторам приходится вкладывать большие ресурсы в организацию инфраструктуры своих сетей, в построение последней мили и магистральных каналов. По-прежнему возникают организационно-технические проблемы с запуском сетей WiMax. Все эти сложности и дополнительные затраты можно было перекрыть более высоким ARPU для физических лиц. Если в Европе он составляет от 30 евро и выше, то у нас - примерно $15 и ниже (в зависимости от региона). Это существенно удлиняет срок окупаемости инвестиций и является одной из главных проблем российского телеком-рынка.
Кризис застал российский телеком в разгар развития. Не все операторы успели окупить свои инвестиции. Фактически кризис подрезал им крылья на взлете. Если оценивать ситуацию с этой точки зрения, то получается, что российский рынок по сравнению с западным чувствует себя несколько хуже.
CNews: Комментируя последствия спада для отрасли, многие представители операторов утверждают, что пользователи не намерены отказываться от тех услуг связи, к которым уже привыкли. Наблюдаете ли вы сокращение потребления в тех сегментах, в которых работаете?
Михаил Решетов: Естественно, от интернета и телефона сегодня уже никто не откажется: даже люди, потерявшие работу. Cредний ARPU ШПД для физических лиц ($15 в месяц) - не такие большие деньги, чтобы ради них перестать пользоваться привычными средствами связи. В корпоративном сегменте, по нашим наблюдениям, кризис привел к 25-процентному сокращению количества звонков в регионы и из регионов. То есть интенсивность взаимодействия штаб-квартир в Москве и Питере с региональными филиалами компаний заметно упала. Хотя последние месяцы наметилась тенденция стабилизации корпоративного рынка.
В регионах крупные производственные структуры переживают экономический спад. Ранее основную выручку давала региональная промышленность: металлургия, нефтяная отрасль, а также госструктуры и ритейл. Сейчас региональный рынок близок ко дну. Прирост корпоративной абонентской базы идет лишь за счет небольших компаний. В дальнейшем, когда нефть (будем надеяться!) устремится вверх, когда промышленность начнет восстанавливаться, - появится позитивная динамика и на региональном телеком-рынке.
Основные географические точки «кризисного» приложения сил для нас сегодня – это Москва и Санкт-Петербург. Мы стараемся воспользоваться кризисной ситуацией и увеличить свое присутствие в наибольшем количестве бизнес-центров обеих столиц. С тем, чтобы впоследствии - на волне экономического роста, при увеличении наполняемости бизнес-центров - у нас был дополнительный мультипликатор увеличения дохода компании.
CNews: Есть точка зрения, что в скором времени операторы полностью перейдут к тарификации по объему трафика. Насколько возможен, по вашему мнению, такой сценарий?
Михаил Решетов: В Москве и Санкт-Петербурге большинство крупных операторов предоставляют как физическим, так и корпоративным пользователям безлимитные тарифы. В регионах переход на безлимитные тарифы сдерживает дороговизна магистральных каналов.
Сейчас мы наблюдаем, как падает цена на каналы. Магистральные операторы связи находясь в условиях жесткой конкуренции снижают цены. Кризис является катализатором этого процесса. Разумеется, вряд ли в скором времени цены между Москвой и Самарой (или Москвой и Екатеринбургом) сравняются с ценами между двумя столицами. Но в течение двух лет цена, на мой взгляд, существенно упадет. Например, в течение 2009 года она вдвое снизилась на каналы в Поволжье и по Центральной России.
Этот процесс связан с тем, что все больше операторов выходит на рынок магистральных каналов. Для сохранения доходности им приходится идти по пути увеличения пропускной способности каналов для операторов "последней мили". Чем быстрее будут падать прямые затраты на каналы - тем больше операторы "последней мили" будут увеличивать скорость и объем трафика для привлечения новых и удержания старых клиентов. Таким образом, региональный рынок "повременки" жизнь тоже заставит перейти на безлимитные тарифы (столичную схему).
CNews: Кризис заставляет сокращать инвестиционные бюджеты, запланированные ранее. Какие меры в этой связи предпринимаете вы?
Михаил Решетов: Кризис действительно способствует пересмотру размеров инвестиций. Мы и раньше очень внимательно относились к срокам окупаемости своих проектов. Поэтому приняли решение пока ограничить развитие нашей региональной экспансии. Сейчас выходить на региональный рынок можно только путем покупки оператора, входящего в тройку лидеров этого региона. Сегодня это сделать достаточно сложно в силу отсутствия справедливой цены на такие компании. В регионах присутствия (Москва и область, Санкт-Петербург и область, Рязань, Волгоград) мы не планируем снижать капитальных затрат.
Сейчас выходить на региональный рынок можно только путем покупки оператора, входящего в тройку лидеров этого региона. Сегодня это сделать достаточно сложно в силу отсутствия справедливой цены на такие компании. Поэтому для нас основная стратегия - это рост за счет собственных средств в регионах нашего присутствия, где сокращать инвестиции мы не планируем.
CNews: Какие требования к ИТ предъявляет теперь бизнес? Какие ИТ-проекты, по вашему мнению, не будут «заморожены» даже в условиях кризиса?
Михаил Решетов: Я думаю, что не будут свернуты ИТ-проекты, которые были начаты до кризиса. Их дешевле закончить, чем заморозить. Если говорить о новых проектах, то не будут закрываться те из них, которые способны дать ощутимый эффект в короткий срок.
Надо сказать, что все современные телеком-компании достаточно высокотехнологичны, у большинства из них внедрены ERP и CRM-системы. При этом CRM способствует обслуживанию существующей клиентской базы и помогает продавцам в поиске новых заказчиков. ERP-решения - это инструмент для оптимизации бизнес-процессов и финансового менеджмента. Но сейчас компании, прежде чем задуматься о внедрении ИТ-решений, будут отвечать на вопросы своих финансистов о размерах инвестиций и окупаемости подобных проектов.
Наша компания в автоматизации бизнес-процессов планирует делать акцент на повышении производительности труда, на увеличении количества продаж и повышение лояльности существующих клиентов.
CNews: В последнее время на российском рынке стали появляться достаточно интересные пакетные предложения конвергентных услуг, например - доступ в интернет по технологии FTTx и по технологии 3G (CDMA 1 x EV-DO). Насколько такие пакеты могут быть востребованы сегодня, по вашему мнению?
Михаил Решетов: Безусловно, технологии 3G окажутся востребованными. Мобильный интернет с точки зрения своих потребительских свойств - хорошая услуга, которая будет иметь спрос. Другое дело - как она будет окупаться? Это пока открытый вопрос. Особенно с учетом кризиса.
CNews: Какие свои проекты, реализованные в 2008 году, вы могли бы выделить особо? Каковы ваши текущие планы развития?
Михаил Решетов: У нас все проекты особые. Однако есть смысл выделить проект выхода в регионы. «ВестКолл» исторически присутствовал в Москве и Санкт-Петербурге. Но с прошлого года мы стали региональной компанией, пришли в Рязань, Волгоград и Волгоградскую область.
Второй проект связан с тем, что наша компания стала мультисервисным оператором, представляющим услуги не только для юридических, но и для физических лиц в Волгограде, Рязани и Санкт-Петербурге. В Москве мы оказываем услуги для физических лиц совместно с компанией "Искрателеком", которая входит в наш холдинг.
Третий значимый проект связан с тем, что мы заявили о себе как об операторе дата-центров. Сегодня в Санкт-Петербурге запущена первая очередь на 50 стоек (все они нашли своих заказчиков), сейчас готовится к сдаче вторая очередь на 100 стоек.
CNews: Каким вы видите дальнейшее развитие отечественных операторов связи? Чему «повредит» или наоборот, что позволит скорректировать та сложная ситуация, в которой оказался сейчас бизнес?
Михаил Решетов: Конечно же, кризис не остановит развитие российского телеком-рынка. Однако всем сегодня ясно, что рост не может быть бесконечным, что компании, которые недавно объявляли себя лидерами, тоже могут испытывать трудности.
Сегодня уже не актуальна задача «подключить миллионного клиента любой ценой». Все сосредоточены на финансовых вопросах, на экономии средств (сроки окупаемости проекта, рентабельность и т.д.). Если раньше требовалось максимально увеличивать выручку и количество клиентов, то сейчас все смотрят на доходность. Важное значение придается вопросам оптимизации бизнес-структур с целью увеличения доходности на одного сотрудника.
Многие компании снизят свои капитальные вложения на текущий год и, возможно, будут пересматривать свои планы на 2010 год. Компании с большим кредитным портфелем вынужденно оказались в ситуации, когда вместо того, чтобы думать о развитии компании, они пытаются справиться со своими кредитными проблемами. Уже сейчас операторы начинают придумывать новые маркетинговые ходы для увеличения ARPU. Если это произойдет - то будет шанс надеяться, что операторы все-таки смогут окупить уже вложенные инвестиции. Наша компания развивается, в основном, за счет собственных средств. Мы сегодня находимся в стабильной ситуации, и нам не надо, как некоторым операторам, работать только на то, чтобы расплатиться с кредиторами.
Несмотря на то, что телеком-рынок стремится к слиянию и поглощению, какие-то результаты этих процессов - с точки зрения эффективности - появятся только через два-три года. А пока это время должны использовать альтернативные операторы. Наиболее успешные из них смогут привлечь дополнительные инвестиции, реализовать свой потенциал. Их задача - как можно эффективнее воспользоваться ситуацией, нарастить в ближайшие три года свою рыночную долю.
Кризис подтолкнет рынок к дальнейшей консолидации. В недалеком будущем «ландшафт» телеком-рынка, скорее всего, изменится. Появятся новые игроки уровня средних операторов, которые смогут нарастить свою рыночную долю, существенно сократив разрыв с крупнейшими операторами.
Думаю, что на телеком-рынке будет наблюдаться отложенный спрос, который в течение одного-двух лет все равно даст о себе знать. Особенно в корпоративном сегменте. Те операторы, которые сейчас увеличивают свою долю проникновения в объекты коммерческой недвижимости, обязательно получат дополнительный бонус: они по мере неизбежного роста рынка смогут увеличить свою долю.
CNews: Спасибо.