|
|
Обзор
Телеком 2010Обозрение подготовлено
Российские операторы проводного и беспроводного ШПД активно осваивают регионы: на рынках Москвы и Петербурга практически закончился рост числа новых абонентов. Тем не менее кризис у многих из них скорректировал инвестиционные планы, что незамедлительно сказалось на расстановке сил в этом секторе.
Ушедший 2009 год для отечественной отрасли связи стал одним из самых тяжелых со времени ее бурного роста в начале 2000-х годов. Экономические трудности, с которыми столкнулось большинство игроков, заставляли корректировать планы развития, что отражалось на динамике самого рынка. Тем не менее именно в прошлом году тема доступного ШПД по-настоящему вышла на общероссийский уровень.
По оценкам игроков и участников рынка наиболее сложным периодом прошлого года стал конец 4 квартала 2008, а затем первый квартал 2009 года. В это время практически все операторы начали серьезно пересматривать свои инвестиционные программы в сторону сокращения новых проектов и "заморозки" строящихся сетей, оставляя финансовые средства на поддержку существующих. Это "проседание" рынка сказалось и на итоговых результатах года, которые показали, что рост рынка (в денежном измерении) замедлился – показатель роста составил примерно 20-30% (по разным оценкам).
Из-за нестабильного кросс-курса рубля и доллара рынок сократился в долларовом выражении, по оценкам iKS-Consulting, на 0,5%. Кризисные настроения сказывались и на ценовом предложении операторов, вынужденных опускать тарифы на доступ в интернет для потребителей, чтобы выдержать конкурентную борьбу. Подобные действия привели к резкому сокращению ARPU (по оценкам iKS-Consulting – на 20% по сравнению с прошлым годом), которое по разным прогнозам продолжит сокращаться и в 2010 году, однако, гораздо меньшими темпами. В таких условиях интернет-провайдеры начали делать ставку на развитие дополнительных услуг связи, а также заявлять об инвестировании в строительство сетей уже не в двух столицах, а в регионах.
В 2009 году внимание провайдеров было сконцентрировано на двух составляющих в предоставлении услуг связи — на скорости доступа в сеть и дополнительных сервисах, использующих возможности высокоскоростного подключения. К ним в первую очередь относятся решения по доставке видеоконтента потребителю (видео по запросу, IPTV, и т.д.), а также различные варианты IP-телефонии, предоставляемые в комплекте triple play. У ряда операторов есть тарифные планы, которые позволяют клиентам пользоваться только услугой IPTV, не подключая доступ в интернет, но такие группы пользователей малочисленны, потому что обычно человек, который покупает услугу IPTV, сразу или чуть позже переходит и на пользование интернет-каналом.
Одной из ключевых проблем здесь является популярность других каналов получения видеоконтента с использованием доступа в интернет — локальных сетей, торрент-сетей и пиратских онлайн-порталов, через которые организовано потоковое вещание телеканалов.
Андрей Любин, директор департамента по связям с общественностью и инвесторами компании "Ростелеком", дает следующий прогноз: "Рынок платного телевидения будет активно расти за счет развития всех технологий доступа, однако наш прогноз – наиболее активными темпами будет прирастать IPTV. Сети ШПД региональных операторов связи за счет высокотехнологичного IPTV будут готовы составлять конкуренцию местным операторам кабельного телевидения".
Ксения Корнеева, пресс-секретарь "Вымпелкома", также предполагает, что IPTV будет расти более быстрыми темпами, так как уровень ШПД-сетей повысится, возрастет конкуренция между операторами, которые будут соревноваться между собой даже не качеством интернета, а уровнем и количеством дополнительных услуг.
Александр Горбунов, вице-президент по стратегии и развитию "Комстар-ОТС", полагает, что ситуация получит развитие в следующих направлениях: операторы продолжат модернизировать оборудование и сети, расширяя их пропускные способности и увеличивая их надежность, строя FTTB-оптику. В итоге на рынке будет играть "Связьинвест" с недорогим "базовым" доступом в интернет, а альтернативные игроки сфокусируются на предоставлении пакетных предложений, поскольку предоставить пакет "ТВ + ШПД" не сможет ни государственное ТВ, ни "Связьинвест".
По данным iKS-Consulting, в 2009 году в России к широкополосному интернету было подключено 13,2 млн домохозяйств, среди которых 9 млн подключений были произведены за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Неохваченные высокоскоростными подключениям 20 крупных городов-"полумиллионников" стимулировали операторов к развитию своих сетей, что отразилось в активности нескольких крупных игроков ("Вымпелком", "ЭР-Телеком", а также трех межрегиональных компаний "Связьинвеста" – "Сибирьтелекома", "Уралсвязьинформа" и "Дальсвязи"), которые принялись развивать свой бизнес в регионах, разрабатывая стратегии достижения лидерских позиций.
Число абонентов услуг ШПД в интернет на конец 2009 года
Оператор | Октябрь 2009 | Ноябрь 2009 | Декабрь 2009 |
Россия | 10 630 тыс. | 10 990 тыс. | 11 300 тыс. |
Москва | 2 842 тыс. | 2 887 тыс. | 2 929 тыс. |
Санкт-Петербург | 1 007 тыс. | 1 029 тыс. | 1 049 тыс. |
Источник: AC&M Consulting, 2009
По оценкам "Рустелеком", по итогам 2009 года доля "Связьинвеста" на российском рынке широкополосного доступа для частных лиц выросла с 36% до 44%. Помимо "Связьинвеста" в 2009 г. свою долю также увеличил холдинг "ЭР-телеком" (с 6% до 8%). Остальные крупные игроки сектора — "Комстар-ОТС", "Билайн" и "Акадо" — в 2009 г. выросли на "уровне рынка" (т.е. по факту сохранили свои позиции).
Высокие темпы роста "Связьинвеста" обеспечивали его межрегиональные операторы, которые развивались в 2009 году быстрее рынка. По прогнозам iKS-Consulting, их абонентская база к началу 2010 года должна была увеличиться на 44% против 31% в среднем по рынку. В то же время некоторые из федеральных операторов в связи с кризисом приостанавливали проекты в регионах.
"Связьинвест" тем не менее не отрицал, что в целом по группе число подключений к ШПД сокращалось (рост абонентской базы обеспечивали "дочки" в Сибири, на Юге и в Центральной России). Однако в чистом приросте абонентов ШПД в России наибольшее число подключений зарегистрировано у оператора "ЭР-Телеком" из Перми, который по итогам 2009 года стал восприниматься как прямой конкурент государственного холдинга. Кроме пермского провайдера, на региональном рынке определенную активность проявляли и другие локальные игроки, среди которых эксперты рынка отмечают "Мультирегион" и "НКС".
По данным аналитиков "Рустелекома" и iKS-Consulting, в 2010 году одним из крупнейших инвесторов в секторе ШПД, скорее всего, станет "Связьинвест". А за 2010-2011 гг. на уровне отдельных городов рынок ШПД приобретет олигопольную структуру с небольшим количеством игроков, которые, скорее всего, будут придерживаться схожей ценовой политики.
Доли подключившихся абонентов топ-5 операторов ШПД в России, тыс. пользователей, 2008-2009
Оператор | 2008 г | 2009 г |
Связьинвест | 3 574 | 5 113 |
Комстар-ОТС | 1001 | 1120 |
ЭР-Телеком | 598 | 969 |
Билайн Интернет | 819 | 1073 |
ГК Акадо | 546 | 650 |
Мультирегион | 255 | 294 |
НКС | 206 | 270 |
Источник: "Рустелеком", 2010
В крупных региональных центрах с численностью населения от 500 тыс. человек по итогам 2009 года показатели проникновения ШПД стали приближаться к уровню Москвы, при этом сам уровень абонентской базы пока еще не исчерпан. Жители этих населенных пунктов, помимо доступа в интернет на высоких скоростях, получили возможность использовать дополнительные сервисы (в первую очередь, КТВ и IP-телефонию) по привлекательным ценам. Так, у ряда провайдеров скорость доступа 1 Мбит/с в региональных городах опустилась до 450 рублей, до 2 Мбит/с – до 550 рублей, до 4 Мбит/с – до 790 руб.
"В крупных городах, где проникновение услуги ШПД превысило 50%, и градус конкурентной борьбы довольно высок, ARPU не превышает 350 руб., в то время как в средних и малых городах этот показатель держится на уровне 500 руб.", - замечает Михаил Бодягин, аналитик iKS-Consulting.
Подобные демпинговые предложения приводят не только к росту абонентской базы у провайдера, но и к оттоку самих пользователей по причине недовольства качеством услуги. Аналитики iKS-Consulting объясняют, что из-за этого часть клиентов находится на обслуживании одновременно у двух провайдеров (или просто числится в базе подключенных домохозяйств), а другая часть пользователей платит минимальные тарифы за доступ в локальную или городскую сеть. Подобные рыночные явления искажают реальную статистику, что приводит к завышению заявляемых показателей проникновения в топ-20 крупных региональных городов (примерно на 3-7% от номинальных показателей в зависимости от населенного пункта). Тем не менее в целом уровень распространения ШПД остается неравномерным и различается от региона к региону до трех раз. В таких условиях операторы пытаются участвовать во "второй волне" освоения рынка, выходя на такие местные рынки до того, как на них придут федеральные игроки. Именно эти территории (на которых проживает больше 50% населения страны) будут стимулировать развитие рынка в ближайшие 1-2 года.
Ключевой проблемой развития мобильного интернета в российских регионах до сих пор является относительно небольшая территория покрытия мобильными сетями, поддерживающими передачу данных на высоких скоростях (WCDMA, HSDPA). К концу 2009 года все операторы "большой тройки" охватили ими больше половины территории России и к маю 2010 года должны завершить свои проекты. Параллельно в нескольких регионах страны появляются городские сети mobile WiMAX, развиваемые операторами "Скартел" и "Синтерра". В ряде населенных пунктов подобные мобильные беспроводные сети уже начинают конкурировать с традиционным провайдерами ШПД. Такое стало возможным благодаря неблагополучной ситуации с высокими тарифами во многих регионах страны.
Однако не все операторы готовы к конкуренции с традиционным доступом в Интернет. Ирина Осадчая, пресс-секретарь МТС, уверена в том, что "мобильный и фиксированный ШПД являются взаимодополняющими технологиями. Такая позиция обусловлена недавней покупкой МТС оператора "Комстар". Аналитики J’son & Partners Consulting пришли к выводу, что единственным возможным конкурентом традиционному ШПД являются сети WiMAX, которые по итогам 2009 года занимают долю примерно в 3-5% на рынке отечественного мобильного интернета. Если не произойдет агрессивного роста в этом секторе, то рынок фиксированного ШПД окончательно займет доминирующее положение. В J’son & Partners Consulting настроены оптимистично и ожидают к концу 2010 года 5% оттока от ШПД к WiMAX. Абонентская база WiMAX к этому времени, по их мнению, должна достигнуть 1,7 млн подписчиков.
Однако ряд экспертов телеком-рынка говорят о противостоянии уже не между фиксированным ШПД и мобильным интернетом, а между сотовыми операторами, разворачивающими сети 3G, новыми компаниями, активно способствующими развитию WiMAX, и традиционными интернет-провайдерами. Конкуренция между сотовыми операторами и WiMAX станет особенно острой с выходом на отечественный рынок новой технологии LTE. Первую в СНГ сеть на основе LTE уже запустила МТС. О поддержке новой технологии заявил и "Вымпелком". Правда, говорить о конкуренции столь масштабной вице-президент "Скартела" Игорь Торгов пока не торопится: "Мы не ведем речь о тотальной конкуренции. Мы имеем в виду только конкуренцию в определенном сегменте пользователей ШПД". Несмотря на это, уже сейчас компания "Скартел" является одним из крупнейших WiMAX-операторов в мире, обслуживая более 255 тыс. абонентов (оценка J'son and Partners). Для сравнения, американский провайдер Clearwire насчитывает порядка 173 тыс. абонентов.
На развитие сетей WiMAX может повлиять и недавняя активность государственного оператора "Ростелеком", принявшего участие в конкурсах на получение лицензий на оказание услуг связи в сетях мобильного беспроводного доступа в диапазоне 2300-2400 МГц и победившего в большинстве субъектов (за исключением Северного Кавказа, где развивать WiMAX будет "Вайнах Телеком"). Помимо "Ростелекома" в конкурсе по разным лотам принимали участие еще шесть операторов связи: "ЦентрТелеком", "Престиж-Интернет", "Северо-Западный Телеком", "МедиаСети", "Тривон Нетворкс" и "Связьинформ".
Участники рынка и аналитики со скепсисом оценивают шансы "Ростелекома" (и будущего оператора связи, который возникнет в ходе реорганизации "Связьинвеста") на возможность построения полноценной сети федерального уровня в 38 субъектах России на базе отечественного оборудования за короткий период времени (полтора года). Денис Кусков, генеральный директор "TelecomDaily", считает, что у оператора могут возникнуть проблемы по сертификации этого оборудования в соответствии с требованиями WiMAX Forum, а также с выпуском должных объемов самих партий базовых станций для того, чтобы обеспечить им качественное покрытие сети. По его мнению, гораздо больше шансов на то чтобы стать федеральным провайдером mobile WiMAX в России, имеет "Скартел", который планирует в 2010 году выйти еще в 10 регионов, доведя свое присутствие до 15 субъектов России.
Юрий Брюквин, генеральный директор аналитического агентства "Рустелеком", считает, что в 2010 г. в сегменте широкополосного доступа развитие рынка сделок M&A в сегменте широкополосного доступа сдерживается разными подходами к оценке активов со стороны покупателей и продавцов. "Во-первых, для оценки ШПД-активов инвесторы стали использовать метод дисконтированных денежных потоков (DCF). Однако многие продавцы в своих расчетах по-прежнему исходят из абстрактной "стоимости абонента". Налицо важное противоречие между покупателями и продавцами", - подчеркивает он.
Во-вторых, по его словам, разговоры об окончании экономического кризиса, в контексте итогов февраля 2010 года, оказались преждевременными: "Неясная экономическая перспектива сдерживает крупномасштабные инвестиции в самый быстрорастущий сегмент телеком-рынка. Многие участники рынка демонстрируют "бурное развитие" за счет информационной активности. Пока это сходит им с рук, но бесконечно так продолжаться не может", - считает эксперт.
Шансы операторов "большой тройки" на "покорение" рынка ШПД оцениваются неоднозначно: они испытывают достаточные трудности с развертыванием существующих проектов 3G-сетей, а также с абонентской базой, которая в крупных региональных городах не стремится приобретать 3G-телефоны и модемы для передачи данных из-за дороговизны услуги. WiMAX-сети признаются аналитиками рынка более перспективными, хотя бизнес-модели некоторых провайдеров вызывают сомнения в их эффективности в период нестабильной экономики. В 2010-2011 году на рынке могут появиться еще несколько операторов WiMAX, которые, развивая новые спецификации этого стандарта, могут составить серьезную конкуренцию сотовым операторам, если те не развернут к тому времени LTE-сети.
Михаил Демидов
CNews: Сейчас популярен протокол WiMax. Может ли его повсеместное внедрение привести к инновационному прорыву, по вашим прогнозам?
Юрий Зигуля: Когда я пришел в отрасль связи, как раз умерла, не родившись, идея строительства сотовых сетей на базе протокола DECT… Потом началась битва за CDMA... Потом все начали возлагать ажиотажные надежды на Wi-Fi… Сейчас модная тема – WiMax, но уже приоритеты технологического развития смещаются в сторону LTE… В конечном же итоге, поймите, дело не в протоколе!
На развитых телеком-рынках давно произошло четкое разделение на провайдеров доступа – так называемую "трубу" неважно с каким протоколом (каждый протокол хорош по-своему), но чем "труба" шире, тем лучше, – и на сервис-провайдеров. В нашей стране еще пару-тройку лет назад широкополосного доступа не было вообще. Рынок сетей доступа молодой, размер добавленной стоимости здесь все еще очень и очень велик, поэтому битва за абонентов путем строительства очередной сети широкополосного доступа с использованием очередного модного протокола пока остается довольно-таки популярным занятием, особенно в регионах.