|
|
Обзор
Телеком 2010Обозрение подготовлено
ГЛОНАСС-приемники в силу ряда объективных причин пока не нашли своего покупателя на российском рынке навигационного оборудования, и изменения ситуации раньше 2011 года ждать, наверное, не стоит. Однако на рынке мониторинга пассажирского транспорта, военной техники, безопасности и пр. ГЛОНАСС уже закрепился и будет усиливать позиции в первую очередь благодаря протекционистским мерам со стороны государства.
Запуск, вернее реанимация, в начале 2000-х проекта ГЛОНАСС объяснялась необходимостью решения ряда важных, с точки зрения национальной безопасности, задач. В первую очередь ГЛОНАСС был объективно необходим как противовес монополии в военной и гражданской сферах американской системе NAVSTAR GPS. Если смотреть шире, то для экономики, государственного управления, обороны практически любой страны навигация все больше становится таким же необходимым инфраструктурным элементом, каким уже является электричество, интернет или сотовая связь. Возможность монопольного воздействия другого государства на этот ресурс - серьезная уязвимость.
Так, в ходе военных действий в Ираке, Югославии и Афганистане американские военные имели возможность выборочно отключать потребителей навигационного сигнала в конфликтном регионе. Георгий Шульгин, руководитель направления навигационных приемников КБ НАВИС, считает, что Индия и Китай начали строительство собственных спутниковых навигационных систем именно по этой причине. Соответственно, почти каждая страна, которая не сможет, в силу ограниченных собственных ресурсов или отсутствия соответствующих технологий, построить собственную навигационную систему, будет стремиться использовать альтернативные системы разных государств, оснащая внутреннюю инфраструктуру мультисистемным оборудованием. Принимая во внимание, что ГЛОНАСС – единственная, кроме GPS, система, находящаяся, по сути, в финальной стадии развертывания и работоспособности спутниковой группировки, интерес к ней со стороны зарубежного сообщества и, в частности, производителей оборудования (как потребительского, так и корпоративного) будет расти.
По словам Светланы Завьяловой, эксперта аналитической группы Smartmarketing, прямая необходимость в ГЛОНАСС возникает пока лишь в специальных случаях, например, при реализации госпроектов. Здесь рассчитывать на GPS нельзя по политическим причинам, следовательно, должна появиться российская разработка. Сегодня такие работы ведутся, и, в частности, существуют специализированные модели, рассчитанные на корпоративный рынок - чаще всего это не навигаторы, а трекеры и устройства контроля состояния транспортных объектов на маршрутах.
Кроме того, при запуске ГЛОНАСС позиционировался как способ оживления российского рынка электроники с перспективой разработки собственной элементной базы и ухода от импортозависимости. В этой части реализации обнаружились объективные сложности, вызванные как технологическим отставанием отечественного производства, так и существующими ограничениями на ввоз импортного оборудования. Государство "бросилось" на защиту собственного проекта, готовясь ввести пошлины до 50% на ввозимое GPS-оборудование. Единственное, к чему могла привести эта инициатива, - "серый" рынок навигации. В настоящее время вопрос с увеличением пошлин отложен.
В течение всего 2009 года российские компании активно сообщали о крупных проектах по внедрению решений ГЛОНАСС/GPS в корпоративном секторе. В первую очередь речь шла о пассажирском и муниципальном транспорте, дорожной спецтехнике. Также было реализовано несколько пилотных проектов в судостроительной отрасли. Драйвером этой активности стало постановление правительства №641, согласно которому все транспортные средства, закупаемые на деньги госбюджета, должны быть в обязательном порядке оборудованы системами мониторинга на основе ГЛОНАСС. В первую очередь к ним относился транспорт МВД, для пассажирских перевозок, перевозок опасных грузов, дорожной техники. В высокоточной навигации, а также, например, в военных целях или геодезии ГЛОНАСС-технологии применяются с того момента, как система стала открыта для использования. Уже идет оснащение летного и железнодорожного транспорта. Также существуют требования об обязательном оснащении системами на основе ГЛОНАСС морских и воздушных судов, но это, по словам Евгения Белянко, главного конструктора компании "М2М телематика", специальный рынок, и он пока невелик.
Как доложил Сергей Иванов, заместитель председателя Правительства России, уже установлены десятки тысяч единиц надземной аппаратуры на федеральный государственный транспорт. Активно закупают ГЛОНАСС-оборудование МВД и Министерство обороны. Кроме того, ГЛОНАСС сейчас устанавливается на мостах и гидротехнических сооружениях.
В декабре 2009 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации № 928, регламентирующее использование системы ГЛОНАСС в интересах дорожного хозяйства. Использование спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS при эксплуатации дорожной сети позволит в значительной мере сократить расходы на содержание специальной техники. По словам Евгения Белянко, на эти мероприятия было выделено несколько десятков миллиардов рублей. Но в то же время на рынке мониторинга транспорта количество транспортных единиц (грузового и пассажирского), оснащенных терминалами c поддержкой ГЛОНАСС сейчас составляет менее 10% - есть куда развиваться.
Крупнейшие проекты внедрений ГЛОНАСС в России, 2008-2009
Заказчик | Область применения | Параметры | Сумма контракта тыс. руб. | Исполнитель |
Федеральное агентство морского и речного транспорта | морской транспорт | Системы морского транспорта в Арктике для организации навигационно-гидрографического обеспечения мореплавания на трассах Северного морского пути. | 58 000 | ГК "Транзас" |
Федеральное дорожное агентство министерства транспорта РФ "Росавтодор" | дорожная техника | Поставка серийного оборудования для обеспечения функционирования единой автоматизированной системы навигационного диспетчерского контроля выполнения госзаказа на содержание автомобильных дорог. 3 920 шт. | 44 100 | "М2М телематика" |
Администрация г. Дзержинска | пассажирский транспорт | Центральная диспетчерская служба на базе автоматизированной системы управления перевозочным процессом М2М-CityBus | 7 800 | "М2М телематика" |
Администрация Старооскольского городского округа (МУП "НИС Оскол") | пассажирский транспорт | Навигационно-информационная система транспортного комплекса. | 4 200 | "М2М телематика" |
"Производственное объединение Елабужский автомобильный завод" | пассажирский транспорт | Поставка серийного оборудования спутниковой навигации и управления транспортом. | 1 664,7 | "М2М телематика" |
ГК "Олимпстрой" | спецсвязь | Созлание сети подвижной радиосвязи TETRA к Олимпиаде-2014. 25 базовых станций | н/д | ГК "Тетрасвязь" |
АТЭС-2012 | спецсвязь | Созлание сети подвижной радиосвязи TETRA к саммиту АТЭС-2012 | н/д | ГК "Тетрасвязь" |
ГИБДД Владимирской области | спецтехника | Внедрение многофункциональной системы мониторинга мобильных объектов ARKAN SuperVising на базе спутниковых технологий ГЛОНАСС/GPS | н/д | Группа компаний "Аркан" |
"Газпромнефть-Центр" | грузовой транспорт | Оснащение системой ГЛОНАСС/GPS мониторинга и контроля "АвтоТрекер" парка бензовозов | н/д | "Русские Навигационные Технологии" |
ПК "Балтика" | грузовой транспорт | Внедрение спутниковых систем мониторинга и контроля "АвтоТрекер". 195 шт. | н/д | "Русские Навигационные Технологии" |
Источник: CNews Analytics, 2010
Существует четкая специализация, по которой разделяется все выпускаемое оборудование с поддержкой ГЛОНАСС. В первую категорию выделены приемники для массового потребительского рынка (коммуникаторы, персональные навигаторы). Ко второй относятся приемники для массового профессионального рынка (прежде всего системы мониторинга транспорта). Третья категория - приемники для специализированного профессионального рынка (высокоточная навигация, навигационные системы для судов и летательных аппаратов). По мнению Евгения Белянко, в пределах каждой категории приемники проектируются по своим правилам, и их невыгодно использовать за пределами целевого назначения, так как они подчас достаточно сильно различаются по техническим и экономическим параметрам.
Сегодня наиболее оправданным решением, как отмечают эксперты, является инвестирование в ГЛОНАСС - в частности, в двухсистемное оборудование, так как поддержка ГЛОНАСС/GPS дает ощутимые преимущества в точности и надежности определения координат, а также независимости от доступности сигналов одной единственной спутниковой системы. В техническом отношении пользовательское оборудование с поддержкой сигналов ГЛОНАСС, с точки зрения поставщиков сервиса, карт и прочего, не отличается от оборудования с поддержкой только сигнала GPS. Георгий Шульгин говорит о том, что если приемник "увидит" два спутника GPS и два спутника ГЛОНАСС, то уже можно определить координату, что было бы невозможным в условиях работы с односистемным приемником в условиях ограниченной видимости спутников. Такие ситуации могут создаваться как внешними условиями (районы высотной застройки, каньоны и т.п.), так и чисто географическим фактором: ввиду особенностей построения американской системы GPS в северных широтах (ближе к Северному полюсу) сигнал этой системы принимается не в полной мере. С этим согласен и Евгений Белянко, добавляя, что, так как серьезная инфраструктура location-based услуг в нашей стране только начинает развиваться, имеет смысл изначально развивать законченные решения в расчете на двухсистемное абонентское оборудование. Практически уже подтверждена возможность встраивания мультисистемных приемников в потребительское оборудование. Для задач корпоративного рынка тоже есть определенные стандарты.
Крупных сделок и стратегических альянсов на внутреннем рынке в 2009 году пока мало из-за того, что игроки в основном решают тактические задачи.
В октябре 2009 года в группу компаний "М2М телематика" вошел производитель современных информационных систем для наземного (автомобильного и городского электрического) транспорта НПП "Транснавигация". Напомним, что "Транснавигация" является головной организаций Министерства транспорта Российской Федерации по вопросам научно-технического сопровождения подпрограммы "Внедрение и использование спутниковых навигационных систем в интересах транспорта" на наземном автомобильном и городском электрическом транспорте в рамках федеральной целевой программы "ГЛОНАСС". Сумма сделки составила около 120 млн руб.
Годом ранее "Русские навигационные технологии" приобрели компанию "Новотех". В сентябре "Тетрасвязь" объявила о подписании соглашения о сотрудничестве с Федеральным государственным унитарным предприятием Научно-исследовательский институт радио (ФГУП НИИР). Взаимодействие будет осуществляться в сфере разработки, изготовления, модернизации и реализации на рынке аппаратуры и технологий систем связи, в частности, мобильных терминалов транкинговых систем связи с функцией навигации/позиционирования в системах ГЛОНАСС и GPS.
В октябре "Тетрасвязь" заключила соглашение с компанией Selex Communications о реализации в России совместных программ по контрактному производству оборудования для крупных инфраструктурных проектов на основе радиосвязи стандарта TETRA, в том числе с использованием навигационных систем ГЛОНАСС. В январе 2010 года "Тетрасвязь" подписала соглашение с "Информтехникой" о сотрудничестве в области проектирования и строительства, исследовательских работ и производства оборудования, создания и развития систем управления и мониторинга в интересах различных ведомств и организаций.
Уже заключен ряд крупных соглашений, благодаря которым ГЛОНАСС будет выходить на мировой рынок. ГЛОНАСС-оператор "Навигационно-информационные системы" в 2010 году намерен начать скупку лидеров массового навигационного рынка в России и за рубежом. Получив необходимые компетенции, оператор планирует совершить международную экспансию в страны Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки.
ГЛОНАСС/GPS решения в России в 2010 году появятся в новых отраслях экономики, а не только преимущественно в сфере транспорта. По данным CNews, с 2011 года в автотранспортном комплексе планируется реализация масштабного проекта с бюджетом 180 млн рублей "ЭРА ГЛОНАСС", предназначенного для обеспечения экстренного реагирования при авариях. Вскоре на использование оборудования с поддержкой ГЛОНАСС перейдут системы временной синхронизации: операторы связи и интернет-провайдеры.
В начале этого года Госдума приняла закон, согласно которому отечественной спутниковой навигацией должна быть оснащена российская военная техника. Срок внедрения ГЛОНАСС-систем в вооруженных силах — январь 2011 года, а там используется более дорогое оборудование. Стоимость приемника ГЛОНАСС/GPS - от 10 тыс. долларов и больше. Несмотря на то, что прогнозов по объемам будущих инвестиций в корпоративные внедрения пока нет, очевиден их неизбежный рост по сравнению с 2009 годом за счет вовлечения в орбиту ГЛОНАСС новых сегментов.
Алексей Писарев