|
|
Обзор
Телеком 2010Обозрение подготовлено
Сложная экономическая ситуация в России уже повлекла снижение спроса в сегменте МГ/МН-связи. Тем не менее, есть основания полагать, что традиционная фиксированная телефония, местная и зоновая связь испытают наименьшее влияние кризиса. Даже при том, что существует опасность массового перехода абонентов с безлимитного на поминутный тариф и увеличения роли IP-телефонии в корпоративном секторе.
В августе 2009 г. аналитики IKS-Consulting прогнозировали сокращение выручки рынка дальней связи на 3% до 55,6 млрд рублей. По результатам года объем рынка дальней связи для фиксированных, сотовых и IP-операторов оценивается в 138,6 млрд рублей, что на 7% больше, чем в 2008 году. Однако следует отметить, что суммарный рост выручки обусловлен ростом выручки сотовых операторов, заработавших в 2009 г. на оказании услуг МГ/МН-связи 81,7 млрд рублей, что на 20% больше, чем в 2008 году. В то же время выручка операторов фиксированной дальней связи в 2009 году снизилась 9%, и составила 50,5 млрд руб.
Доли операторов дальней связи на российском рынке, 2009
Источник: IKS-Consulting, 2009
Затяжной экономический кризис в России не мог не сказаться на данной отрасли. Директор департамента по связям с общественностью и инвесторами компании “Ростелеком” Андрей Любин утверждает: “Влияние кризиса отразилось как в уменьшении объемов потребления услуг МГ/МН связи пользователями, так и в миграции пользователей на замещающие технологии - IP-телефонию и сотовую МГ/МН-связь. В первую очередь кризис сказался на корпоративном сегменте. Здесь сыграло свою роль как общее снижение деловой активности, так и попытки компаний оптимизировать свои расходы на услуги связи, например, путем внедрения на предприятиях IP-телефонии. Снижение объема рынка МГ/МН-телефонии в деловом секторе в 2009 году составило, по нашим оценкам, до 10%”.
В МТТ также признают, что доходы МГ/МН-операторов постепенно снижаются. Руководитель департамента МТТ по связям с общественностью Ольга Белова говорит о том, что конкуренция на рынке МГ/МН-связи растет, и, как следствие снижаются тарифы на услуги. "Помимо этого сократилась деловая активность самих пользователей — и потребность в междугородней и международной связи стала меньше”.
Все операторы сходятся на том, что в денежном выражении рынок продолжает стагнировать. Конкуренция спровоцировала снижение дохода из-за снижения стоимости минуты разговора. Корпоративные пользователи - наиболее доходный сегмент рынка, поэтому падение корпоративного сектора повлекло за собой снижение трафика от данных клиентов.
В последние годы на рынке МГ/МН-связи IP-телефония постепенно замещает традиционную. Сами традиционные операторы разрабатывают и внедряют масштабные проекты по внедрению IP-сервисов и переводу собственной сетевой инфраструктуры на IP-протоколе. Серьезным конкурентом для них являются такие операторы, как Vonage, предоставляющие связь в любой точке земного шара через интернет, или Skype, предлагающий возможность голосовой связи на базе программного клиента. Следует отметить, что, начиная с 2005 года, использование специальных программ позволило сделать IP-телефонию практически бесплатной.
В настоящее время растет востребованность нетрадиционных и мультимедийных сервисов, мобильные операторы постепенно делают связь широкополосным IP-подключением (сетью 3G с IMS-архитектурой). Так, например, оператор мобильной связи “СкайЛинк” открыл новую контент-ориентированную тарифную опцию “Безлимитный Skype” в московском регионе. Абоненты мобильной связи получают бесплатный безлимитный доступ к сервисам Skype (трафик передачи данных по этому протоколу не тарифицируется. “Поскольку “Скай Линк” имеет самое качественное покрытие сети 3G, мы можем использовать в своей тарифной политике неценовые аргументы. Опция “Безлимитный Skype” предназначена для растущего российского Skype-community, в дальнейшем мы планируем запустить подобные предложения для пользователей других сервисов общения”, - говорит Гульнара Хасьянова, генеральный директор “Скай Линк”
Развитие IP-телефонии позволит сопроводить телефонию широким спектром прочих услуг, однако на данный момент серьезной проблемой является невозможность увязать IP-телефонию с действующей системой регулирования отрасли связи.
Директор санкт-петербургского филиала “ВестКолл” Виктория Тихонова говорит о том, что “сейчас IP-телефония активно развивается и получает большой отклик со стороны клиентов, причем, как из корпоративного сектора, так и у домашних пользователей. Сервисы, базирующиеся на IP-решениях, позволяют масштабировать услуги IP-телефонии под любые возрастающие требования заказчика (например, объединение всех офисов, сотрудников в единое инфокоммуникационное поле). Реализация подобных решений ведет к сокращению платежей клиентов за телефонную линию, с одной стороны, и увеличению количества подключаемых сервисов, с другой. Таким образом, рост конкуренции в части применяемых технологий возможен и закономерен”.
Опрошенные CNews операторы сходятся во мнении, что IP-телефония - это конкурирующая услуга для МГ/МН-связи, однако качество предоставляемой связи по сравнению с традиционными операторами не выдерживает сравнения. Так, представители “Эр-телеком” полагают, что “доля IP-телефонии, безусловно, будет расти. Как за счет увеличения доли рынка альтернативными операторами связи, так и по мере запуска сетей 3G и LTE и популяризации соответствующих абонентских устройств с поддержкой SIP". Тем не менее, никаких резких изменений на рынке не произойдет. Во-первых, согласно "Эр-Телекому", объединению МРК на базе “Ростелекома” невыгодно развивать IP-телефонию, а гораздо выгоднее получать доходы от услуг дальней связи и традиционной телефонии. Во-вторых, популяризация VoIP в мобильных сетях сопряжена с трудностями в совершенствовании технологии 3G и LTE.
В условиях роста конкуренции на рынке услуг МГ/МН-связи закономерным стало многолетнее постепенное снижение цены трафика, особенно заметным падение цен стало на фоне экономического кризиса в России, начиная с 2008 года.
Средняя цена фиксированной МГ-связи на расстояние 1201-3000 км, Россия, 2004-2009 гг (рублей за минуту)
Источник: Федеральная служба государственной статистики, 2009
Тем не менее, в период с 2008 по конец 2009 года цены на тарифы в среднем не претерпели существенных изменений. Так, например, МТТ говорят о том, что произошло плавное снижение тарифов, в противовес им Orange Business Services утверждают, что были готовы предлагать своим абонентам привлекательные тарифы на фиксированную телефонию, при постоянном уровне качества (имея в виду корпоративный сектор). Впрочем, директор по стратегическому маркетингу Orange Business Services в России и СНГ Барт Стаеленс признает: “Долгосрочный тренд – это снижение тарифов на фиксированную связь, и нет поводов ожидать его изменения в следующие годы”. При этом представители компаний сходятся в том, что структура исходящего трафика МГ/МН-связи по зонам дальности и регионам мира изменений не претерпела. Приоритетными направлениями были и остаются Москва, Санкт-Петербург, центры областей и некоторые страны зарубежья. При этом директор санкт-петербургского филиала “ВестКолл” Виктория Тихонова отмечает, что в последние месяцы 2009 года наметилась тенденция к стабилизации рынка фиксированной связи в корпоративном сегменте, несмотря на то, что в течение года в корпоративном секторе кризис привел к 25% сокращению количества звонков в регионы и из регионов.
В любом случае корпоративный сектор остается основным потребителем услуг дальней связи. По мнению старшего вице-президента, руководителя департамента голосовых услуг ТТК Виталия Котова в последние годы в России структура рынка МГ-МН связи в РФ постепенно менялась. “Доход от корпоративных пользователей увеличивался на фоне снижения доходов от физлиц. Если несколько лет назад доли корпоративного и частного сегментов были еще сопоставимы, то по предварительным итогам 2009 года разрыв в доходах по каждому из этих сегментов составил почти 10 млрд рублей.”
Представители “Эр-телеком” полагают, что на сегодняшний день направление МГ/МН устаревает, а все нарастающей популярностью пользуется более дешевая IP- телефония. Основными проблемами были названы снижение доходности из-за увеличения конкуренции и миграция трафика в IP-телефонию.
Действительно, есть основания полагать, что некоторая доля частных абонентов предпочтет более дешевую связь в ущерб качеству. Кроме того, в абсолютном выражении объем МГ/МН-трафика в мобильном сегменте увеличивается, в том числе, для корпоративного сектора. Скорее всего, это объясняется спецификой ведения бизнеса - сейчас не возникает необходимости возвращения в офис для совершения междугородного или международного звонка. Впрочем, мобильная связь в корпоративном секторе неспособна вытеснить фиксированную связь. Практически невозможно представить компанию, не имеющую фиксированной связи в отделах по связям с общественностью, отделах продаж, логистики, бухгалтерии.
"Александр Горбунов, вице-президент по стратегии и развитию компании "Комстар-ОТС", занимающей по итогам года первое место среди ШПД-провайдеров считает, что рынок МГ/МН будет сокращаться (в денежном выражении), но те альтернативные провайдеры, которые предоставляют подобные услуги связи в составе пакетов, смогут увеличить доходы от этой деятельности, поскольку именно сейчас пользователю нужна не только МГ/МН-связь, но и вместе с ней местная, внутризоновая и ШПД".
В пользу фиксированной связи говорит и тот факт, что, утвердив программу реализации стратегии развития компании и бюджет на 2010 год, совет директоров компании МТТ одним из основных направлений инвестиций назвал развитие каналов продаж услуг дальней связи.
В Orange отмечают, что на начало 2010 года есть основания ожидать “оживление” рынка: корпоративные заказчики возобновляют инвестиции в развитие бизнеса и, в том числе, в телеком-инфраструктуру. “Достаточно сложно прогнозировать конкретные показатели, сложившаяся экономическая ситуация оказала серьезное влияние особенно на корпоративный сегмент, но практически все ведущие исследовательские агентства сходятся во мнении, что генератором роста станут не традиционные сетевые услуги, а сервисы с добавленной стоимостью, включающие ИТ-услуги,” - считает директор по стратегическому маркетингу Orange Business Services в России и СНГ Барт Стаеленс.
Таким образом, в 2010 году следует ожидать продолжения уже начавшегося оттока абонентов, пользующихся традиционными телефонными услугами, на VoIP-технологии, позволяющие уменьшить расходы на голосовой трафик. Этот процесс неизменно спровоцирует операторов фиксированной связи на шаги по дальнейшему снижению тарифов и повышению качества предоставляемых услуг.
Екатерина Немерич