|
|
Обзор
Телеком 2010Обозрение подготовлено
По приблизительным оценкам участников рынка, стоимость "входа" на рынок навигационного потребительского оборудования составляет около 1 млн долл. Очевидно, что в процентном соотношении больше половины средств требуется для "выхода" в канал продаж, маркетинг и прочую активность по продвижению.
Если говорить о рынке классических навигаторов, то Михаил Чернышов, коммерческий директор "Вобис Компьютер", считает, что для успешного старта продаж нового бренда, необходимо не менее полумиллиона долларов. В эту сумму входят затраты на поиск подходящего поставщика оборудования в странах Юго-Восточной Азии, доводка выбранных устройств под требования российского рынка, закупка первой коммерческой партии, сертификаций, локализация, минимальный первичный маркетинг. Однако указанные действия – лишь первая стадия формирования бренда. Для успешного развития продаж необходимы значительные инвестиции в маркетинг, продвижение, работу с каналом продаж, техническую поддержку устройств. Рынок навигаторов весьма конкурентен, на нем много игроков с похожими решениями. Поэтому чтобы "выстрелить" здесь и стабильно занять заметную долю, необходимы инвестиции в несколько раз большего объема.
Александр Буянов, руководитель навигационного направления "Прогород" компании CD COM, считает, что в выведение на рынок полноценной продуктовой линейки GPS-навигаторов необходимо вложить до 1,2 млн долл. Стоимость простейшего навигатора в Китае составляет 40-50 долл. Доставка, таможня и другие сопутствующие расходы, в соответствии с законодательством РФ, увеличивают эту цену на 20-25%. Понятно, что выходить на рынок с одной моделью с маркетинговой точки зрения бессмысленно. Поэтому ставка делается на линейку устройств из 3-4 моделей в разных ценовых диапазонах. Минимальная партия устройств, с которой производитель начинает переговоры, 1 тыс. шт.
Расчет инвестиций в выведение линейки GPS-навигаторов на российский рынок, 2010
Начальная стоимость в Китае | 1350 руб. |
Отчисления | 20-25% |
Лицензия | 700 руб. |
Количество моделей | 8000 шт. |
Дистрибуция, маркетинг | |
Итого: | 1 - 1,2 млн долл. |
Источник: CD COM, 2010
При этом чаще реализуется сценарий, по которому изготовитель, уже имеющий канал, дополняет продукцию GPS-устройствами или формирует их под своей торговой маркой (Private Label). Еще одним фактором, который в ближайшее время, возможно, будет оказывать на рынок ключевое воздействие, является инициатива правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной по увеличению пошлины на ввоз в РФ GPS-навигаторов с 5% до 25%. В настоящее время она отложена, но не исключено, что 2010 год все-таки "обрадует" участников рынка подобной инициативой правительства.
Затраты на выход нового бренда GPS-навигаторов в России, 2010
Источник: Smartmarketing, 2010
Если перспективы развития рынка потребительских GPS-устройств, несмотря на влияние кризиса, не вызывают больших сомнений у экспертов, то доля ГЛОНАСС-приемников на этом рынке практически равна нулю. Существующие ГЛОНАСС-решения используются в основном в телематических и других подобных сервисах (то есть, в B2B-решениях), по большей части – в государственных и окологосударственных структурах. Полноценного потребительного ГЛОНАСС-аналога GPS пока так и не появилось.
Напомним, что в потребительском секторе было разработано всего два экспериментальных проекта с поддержкой ГЛОНАСС. Первый - семидюймовый навигатор Mio C725 со встроенным ГЛОНАСС/GPS приемником от Spirit Telecom. Экспериментальный тестовый образец автонавигатора был представлен широкой публике около года назад инициатором проекта – компанией "Вобис Компьютер", на тот момент официальным дистрибутором компании Mio. Михаил Чернышов, коммерческий директор "Вобиса", подтверждает, что практического продолжения в виде серийного выпуска подобных устройств этот проект, к сожалению, не получил, в том числе из-за неготовности самого производителя, Mio, поддержать подобные разработки.
Второй проект - потребительский навигатор с поддержкой ГЛОНАСС Glospace SGK-70 (в него встраивался навигационный двухсистемный модуль, разработанный и произведенный российским КБ "Навис"), вышел в серийное производство и даже продавался в розничных сетях. Правда, объем продаж этого устройства был крайне незначительным – за период около 2 лет продано всего 3000 шт. (менее 0,3% общего объема рынка классических навигаторов). Модель оказалось слабо конкурентной по цене и ТТХ – по сравнению с имеющимися на рынке GPS-аналогами. Спутниковые сигналы принимались от двух систем навигации: ГЛОНАСС и GPS. Устройство все-таки работало, и даже если не вполне уместно говорить о его коммерческом успехе, то саму возможность создания серийного двухсистемного оборудования Glospace SGK-70 всецело подтвердил.
Другими словами, практическая сторона вопроса уже прорабатывалась. Системных технических сложностей для встраивания мультисистемных модулей в потребительское оборудование нет. Вопрос остался только в наличии конкурентых GPS-аналогам электронных компонент - прежде всего, приемного модуля и антенны.
Одним из путей решения проблемы видятся мультисистемные контроллеры, которые позволяют создавать гибридные ГЛОНАСС/GPS–приемники. В России подобными разработками занимаются несколько предприятий. Самое крупное из них (около 70% рынка двухсистемных приемников) – КБ "Навис". По словам Георгия Шульгина, руководителя направления навигационных приемников КБ "Навис", практически уже подтверждена возможность встраивания мультисистемных приемников в потребительское оборудование. Сейчас, как считает господин Шульгин, заниматься вопросом информирования и разъяснения легче, чем это было, скажем, год назад. Когда есть практически готовый продукт (массовое производство намечено на середину 2010 года) – мультисистемный чип с поддержкой ГЛОНАСС с ТТХ и экономическими характеристиками, предельно близкими к GPS-аналогам, то проще говорить о достоинствах системы. Конечно, в будущем ситуация с ГЛОНАСС-приемниками может измениться, и данные устройства все же начнут завоевывать свою долю. Но прежде появится логичный "мостик" к началу их массовых продаж - конкурентоспособные "сдвоенные" ГЛОНАСС/GPS-приемники.
Впрочем, по мнению Светланы Завьяловой, для массового потребителя не имеет значения, какая система спутников транслирует ему координаты, поскольку ему важнее софт, карты, интерфейс, удобство и другие функции. Поэтому прямая необходимость в работе с ГЛОНАСС возникает только в специальных случаях, например, при реализации госпроектов. Здесь рассчитывать на GPS нельзя по политическим причинам. Такие разработки уже ведутся, в частности, существуют специализированные модели, рассчитанные на корпоративный рынок, но это чаще всего не навигаторы, а трекеры и устройства контроля состояния объекта на маршруте.
Тенденции рынка навигаторов, наблюдавшиеся в течение 2009 года, продолжат, видимо, и дальше определять его развитие. Резкие изменения в ситуации могут быть обусловлены только вмешательством со стороны государства - в первую очередь, в части таможенного регулирования. Рынок потребительских GPS-устройств в 2010 году постепенно будет наращивать обороты, при условии, что экономическая ситуация и потребительская активность, как минимум, не ухудшатся по сравнению с концом 2009 года.
Несмотря на то, что в сегменте смартфонов-коммуникаторов в 2009 году GPS стал окончательно стандартной функцией - такой же, как Wi-Fi или Bluetooth (без GPS-модуля была выпущено единственная модель коммуникатора - RoverPC C7), эксперты не дают однозначных прогнозов по росту рынка в ближайшие годы.
Что касается ГЛОНАСС, то на государственном уровне обещана коммерциализация проекта ко второй половине 2010 года, однако в настоящее время установленные сроки вызывают сомнения у большинства опрошенных экспертов. Тем более что подобные заявления (правда, с несколько другими, более ранними сроками) звучали неоднократно и раньше. Скепсис поддерживают сложности с выводом на потребительский рынок уже готовых навигаторов с поддержкой ГЛОНАСС. Как указывает Михаил Чернышов, для этого прежде всего необходимо решить вопрос производства конкурентоспособных навигационных приемников. Сейчас приемники ГЛОНАСС по своим ТТХ на порядок уступают GPS-аналогам, а потому их можно более-менее успешно применять лишь в корпоративных системах: мониторинг транспорта и других подвижных объектов, контроль грузов и перемещений. Учитывая, что появление первых конкурентных по своим характеристикам приемников с поддержкой ГЛОНАСС ожидается к середине 2010 года, можно ожидать, что реальные конкурентные GPS потребительские навигаторы появятся на рынке не раньше второй половины этого года, а, скорее, даже в начале 2011 года. Только тогда и станет возможным разговор о встраивании конкурентно способных комплектующих в конечное оборудование.
Алексей Писарев