|
|
Обзор
Телеком 2010Обозрение подготовлено
Прошел год после старта шестилетней программы цифровизации телерадиовещания в России. Участники рынка надеются, что она завершится в срок. Идет экспансия на региональный рынок ШПД, прогнозируется рост темпов развития IPTV.
С 2001 года развитие телерадиовещания в России отнесено в ранг приоритетных задач. В 2004 году правительство начало разработку программы по переходу телерадиовещания с аналогового на цифровой формат. Причин у этой инициативы было несколько: нехватка частот для внедрения новых телеканалов, физический и моральный износ оборудования, установленного в 70–80-х годах прошлого века, переход к общемировым стандартам телерадиовещания.
Концепция развития отрасли, принятая в 2009 году на период до 2015 года, обосновывает приоритет перехода на цифровой формат вещания необходимостью предоставления всем гражданам страны конституционных прав и свобод, а именно равного доступа к массовой информации. Аналоговое эфирное телевещание, как указывается в этой концепции, не может обеспечить гражданам страны полный объем информации.
Аудитория приема телеканалов аналогового телевидения, 2009
Количество принимаемых телеканалов | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Объем аудитории, % | 98,8 | 96,7 | 73,2 | 56,1 | 33 |
Источник: Минкомсвязь, 2009
Экспериментальное цифровое вещание началось в некоторых регионах страны еще в 2002 году. Переход на цифровое вещание будет осуществлен повсеместно, начиная с приграничных регионов, и он уже начался – Хабаровский край стал первым регионом страны, в котором была запущена новая цифровая ретрансляционная сеть. Сейчас идет трансляция 8 общероссийских каналов, но число их в скором времени будет увеличено.
Вторым регионом в очереди на подключение к цифровому ТВ станет Калининградская область, где планируется запустить тестовое вещание в первом полугодии 2010 года. Доступным к просмотру будет тот же пакет общероссийских теле- и радиоканалов.
С 2009 года работы по переводу телерадиовещательной сети на "цифру" ведутся в Ленинградской области. Тестовые испытания назначены на начало 2011 года, а полномасштабный переход области к цифровому ТВ должен состояться в начале 2012 года.
Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации
ФЦП "Развитие телерадиовещания в РФ на 2009 - 2015 годы"
Индикаторы | Базовые данные 2008 года | Планируемые показатели по каждому году | ||||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | ||
Численность населения РФ, не охваченного телевещанием, тыс. человек | 1600 | 1600 | 1600 | 1200 | 1200 | 600 | - | - |
Доля населения РФ, имеющего возможность приема обязательных телерадиоканалов, % | 33 | 40 | 60 | 80 | 99 | 99,5 | 100 | 100 |
Количество субъектов РФ, охваченных цифровым телевещанием | – | – | 12 | 32 | 69 | 83 | 83 | 83 |
Источник: Минкомсвязь, 2009
Разворачиваемые сети будут использованы не только для цифрового телерадиовещания, но и для предоставления населению пакетов спутниковых телеканалов, доступа в интернет, возможностей IP-телефонии. Жители труднодоступных районов смогут получать скорую медицинскую помощь средствами телемедицины, а также воспользоваться преимуществами дистанционного образования.
Получение цифровых услуг "в одном пакете" является вторым направлением развития телерадиовещания в России. К 2015 году пакетная коммутация должна стать основным "транспортным средством", доставляющим населению мультисервисные интерактивные услуги. Интересную особенность раскрыл в интервью CNews замминистра связи и массовых коммуникаций Наум Мардер. Дело в том, что в процессе замены устаревшего оборудования появляется возможность осуществить не только цифровизацию телерадиовещания, но и, "проскочив" этот этап, сразу перейти к пакетизации. Таким образом, переход на цифровое вещание будет осуществлен не за 10 лет, как в США, а за 5 лет. Пакетизация позволит резко увеличить пропускную способность каналов связи – и магистральных, и абонентских.
Третьим направлением концепции развития телерадиовещания в РФ является обеспечение массовыми коммуникациями труднодоступных регионов. Разработанный социально значимый пакет государственного телерадиовещания должен быть доступен населению в любой точке страны. Выход из этой ситуации найден в осуществлении передачи современных услуг по системам спутниковой связи в Ka-диапазоне. Запланировано выведение на орбиту трех малых спутников, они смогут обеспечить высококачественной дешевой связью около 2 млн абонентов в труднодоступных районах.
Еще одним приоритетным направлением развития отрасли является создание самих информационных продуктов. Новые каналы будут разрабатывать с учетом результатов социологических исследований. Ожидается появление каналов для детей, для юношества, учебного канала, канала о литературе, архитектуре, живописи, канала научно-популярных программ, о флоре и фауне, о туризме и путешествиях и многих других.
В планы Минкомсвязи входит стремление возродить отечественное производство телекоммуникационного оборудования. На данный момент основная проблема заключается в том, что российская продукция покупается очень слабо - это значит, что она не выдерживает конкуренции с импортными решениями. Если удастся организовать конкурентоспособное производство, то пакетная коммутация получится более дешевой, что в первую очередь положительно отразится на конечном потребителе.
Государственное видение дальнейшего развития рынка цифрового телевидения с точки зрения замминистра связи и массовых коммуникаций Дмитрия Северова заключается в том, что будет создан пакет государственного ТВ и несколько пакетов (мультиплексов) сторонних вещателей. В пакет государственного цифрового телевидения войдут 24 канала, которые будут доступны всем жителям страны. Он будет бесплатным, а потребителю потребуется приобрести специальную приставку или телевизор, имеющий встроенный ТВ-тюнер. Государственные средства, выделенные на выполнение федеральной целевой программы, составят 80 млрд долл., и еще 40 млрд долл. будут привлечены из собственных средств ФГУП РТРС и ФГУП "Космическая связь".
Отечественные приставки для приема сигала цифрового эфирного, кабельного и спутникового телевидения сейчас производит компания "Элекард Девайсез", поддерживаемая Роснано. В 2011 году ожидается запуск производства чипов для приставок цифрового телевидения на заводе "Микрон", входящем в концерн "Ситроникс"
В течение 2010 года Минкомсвязь определит для трех мультиплексов единые частотно-территориальные планы вещания и закончит выдачу частот для них. Любые коммерческие сети цифрового телевидения смогут работать в роли субподрядчика РТРС, предлагая потребителю свое вещание.
Стопроцентный охват цифровым телевидением не обязательно будет эфирным. В наиболее развитых платежеспособных регионах, особенно в крупных городах, где застройка может мешать приему эфирного канала, большая роль принадлежит кабельному ТВ, которое также ожидает переход на цифровое вещание. Ксения Корнеева, пресс-секретарь компании "Вымпелком", считает, что цифровое эфирное ТВ является серьезным конкурентом аналоговым кабельным ТВ-сетям: "Сравнимое количество каналов и доступная цена могут пошатнуть положение аналогового кабельного ТВ". Угроза ожидает операторов кабельного ТВ и со стороны IPTV, полагает Наталья Тимофеева, руководитель направления IPTV компании Westcall: "IPTV будет в большей степени развиваться, чем кабельное ТВ. Кабельщики должны уже сейчас думать, как им подстраиваться под это".
В целом участники рынка предсказывают ускорение темпов развития IPTV. Андрей Любин, директор департамента по связям с общественностью и инвесторами компании "Ростелеком", дает следующий прогноз: "Рынок платного телевидения будет активно расти за счет развития всех технологий доступа, однако наш прогноз – наиболее активными темпами будет прирастать IPTV. Сети ШПД региональных операторов связи за счет высокотехнологичного IPTV будут готовы составлять конкуренцию местным операторам кабельного телевидения". Ксения Корнеева также предполагает, что IPTV будет расти более быстрыми темпами, так как уровень ШПД-сетей операторов повысится, возрастет конкуренция между ШПД-операторами, и они будут конкурировать между собой даже не качеством интернета, а уровнем и количеством дополнительных услуг.
Михаил Воробьев, заместитель генерального директора "ЭР-Телеком", в интервью CNews озвучил свои ожидания развития рынка: "По нашим прогнозам в 2010–2015 гг. в России на рынке платного телевидения ожидается ежегодный прирост на 12–16%. Рынок будет расти как за счет повышения абонентской платы, так и за счет роста проникновения услуги. Основным драйвером увеличения проникновения будет выход на рынок сильных, глобальных телеканалов. Этот цифровой контент по своему качеству и рейтингам в ближайшие 2 года опередит эфирные телеканалы. К 2015 году до 10% абонентов будут подключены к премиальным пакетам телеканалов. Какая при этом будет использоваться технология (DVBC, IPTV) для абонентов не важно". В компании предполагают развитие этого рынка в 2 этапа: до 2012 года операторы будут наращивать абонентскую базу аналогового телевидения, а после 2012 года абоненты будут переходить на "цифру". Дальнейшее будущее на рынке, по мнению компании, принадлежит интерактивному телевидению: "Либо цифровое кабельное телевидение, либо IPTV с элементами интерактивности. Видео по запросу, виртуальный кинозал, отложенный просмотр записи программ и так далее – именно такие услуги будут развивать потребительский спрос, а значит - рынок цифрового телевидения".
Александр Горбунов, вице-президент по стратегии и развитию "Комстар-ОТС", полагает, что ситуация получит развитие в следующих направлениях: "Будет "Связьинвест", который предлагает доступный "базовый" доступ в интернет, будет государственное телевидение, тоже по более чем доступным ценам, а альтернативные игроки сфокусируются на предоставлении пакетных предложений. Дать пакет "ТВ + ШПД" не сможет ни государственное ТВ, ни "Связьинвест".
Артур Алекперов, директор департамента стратегического маркетинга "Ренова Медиа", уверен: "Если говорить о Москве, то где-то мы должны перейти грань от раннего рынка к рынку прагматиков. Пока этот переход – затянувшийся во времени в силу ряда причин, в том числе нехватки контента". Со временем телевидение придет к некой единой технологии: "Будет что-то конвергентное, по типу персонального ТВ. Дело в том, что IPTV имеет определенные проблемы, например, с точки зрения бродкастинга, но зато IPTV как изначально интерактивная вещь выигрывает именно в этой интерактивности: в возможности подключения сигнала из любого источника по выбору пользователя, выбора того, что ему интересно".
Согласно данным J’son&PartnersConsulting, за первое полугодие 2009 года количество абонентов кабельного телевидения уменьшилось на 4%, и на эти же 4% возросло количество подписчиков спутникового телевидения. Подобная динамика весьма вероятна и в будущем.
Весомую долю подключений к интернет постарался привлечь провайдер спутникового телевидения "Триколор ТВ". С 1 февраля этого года он предоставил бесплатное подключение к интернету по одностороннему спутниковому каналу всем подписчикам пакета "Оптимум" до конца года при условии сохранения подписки. Если все 4,2 млн человек, подписанных на этот пакет, захотят подключиться к интернету, то "Триколор ТВ" сможет занять лидирующее положение на рынке интернет-доступа. Однако Артур Алекперов обозначает проблему одностороннего канала: "Обратный канал связи GPRS не предназначен для нормальной работы в сети".
Недавно было заключено соглашение между компаниями General Satellite и Samsung Electronics о производстве приставок для "Триколор ТВ" на заводе в "Технополисе Гусев". Реализация ТВ-приставок будет расширена за счет каналов Samsung, что привлечет дополнительных абонентов к провайдеру спутникового телевидения и интернета.
Компания "ТТК–Западная Сибирь" работает по другой схеме – подписчики услуги "Доступ в интернет" получили возможность просматривать передачи цифрового телевещания параллельно с работой в сети. Телевизионный сигнал передается по оптоволоконному кабелю, и приобретение дополнительного оборудования не требуется. Услугой уже охвачены Барнаул, Кемеров, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Томск.
Эксперты сходятся во мнении, что провайдеры платного телевидения способны ускорить процесс распространения ШПД в интернет в регионах страны. Наталья Тимофеева считает, что этому в немалой степени будет способствовать государственная программа, которая фактически обяжет всех жителей иметь цифровое ТВ. По мнению Ксении Корнеевой, операторы платного ТВ должны быть готовы к пересмотру бизнеса и серьезным капитальным затратам, в частности, по прокладке оптоволокна поверх коаксиальных сетей (Docsis). В компании "ЭР-Телеком" уверены, что прогрессивные операторы платного телевидения уже в 2009 году строили сети с возможностью устанавливать кабельное ТВ, широкополосный доступ в интернет и телефонию. Так, например, для этого может использоваться технология FTTB, когда до домов абонентов прокладывается оптоволокно, а затем по дому идет разводка по коаксиальному кабелю и Ethernet. Такие операторы выигрывают, с одной стороны, за счет возможности предоставления пакетных скидок, а с другой, с точки зрения инвестиционных и операционных затрат. Инвестиционные и операционные затраты делятся на три продукта. Каждый продукт становится более рентабельным.
В сентябре 2009 года произошло первое слияние на рынке спутникового телевидения: холдинг "Газпром-Медиа" приобрел самого крупного оператора в России – "Триколор ТВ". Получение контроля над лидером рынка поможет холдингу принять участие в федеральной целевой программе по цифровизации рынка телевещания.
Компании "Вымпелком" и Golden Telecom в 2010 году намереваются закончить процесс объединения в единое юрлицо. По завершении процесса клиенты должны получить возможность обслуживания по фиксированной и сотовой связи в "единое окно". Возможно, что опыт этого слияния будет полезен и другим объединяющимся участникам рынка – "МТС" и "Комстар-ОТС". В результате этой сделки оператору сотовой связи "МТС" удастся также стать игроком на рынке ШПД в интернет. Компания "Мегафон" наконец получила одобрение совета директоров на покупку оператора фиксированной связи "Синтерра". Большая протяженность каналов оптоволоконных кабелей "Синтерры" интересна новому владельцу с точки зрения построения сетей 3G. Если эта сделка состоится, то вероятно, что положение "Мегафона" на рынке мобильного телевидения еще более упрочится.
Предложил услугу IP-телевидения и "Ростелеком", но компания сделала партнерскую программу для операторов связи. В задачи партнеров будет входить доставка контента конечному потребителю. Сейчас услуга тестируется в Северо-Западном регионе, после чего ее планируется распространить на территорию всей страны. На данный момент абонентам предоставляется 70 каналов и около 3 тыс. видеофильмов. В феврале на рынке IPTV появился еще один оператор, транслирующий на всю территорию страны – "Континент ТВ". Он предлагает около 70 каналов российского и зарубежного производства, включая каналы с изображением высокой четкости.
Среди участников рынка нет полного согласия в прогнозах новых сделок слияний и поглощений. Андрей Любин считает, что рынок IPTV сейчас только начинает развиваться. "У нас впереди период насыщения рынка, совершенствование и удешевление технологий, масштабная работа с правообладателями по развитию контентного наполнения – все это приведет к увеличению конкуренции, слияниям и поглощениям, в результате чего, конечно, выиграет пользователь". С ним согласна и Ксения Корнеева, прогнозирующая консолидацию средних провайдеров и вытеснение с рынка мелких.
Наталья Тимофеева полагает, что ситуация будет развиваться по европейскому пути, где у каждого оператора по миллиону абонентов телевидения: "Самые крупные игроки, которые в итоге выживут после этой гонки и конкуренции, поглотят маленьких, которые сейчас развиваются, приобретут их сети". С этим мнением согласен и Александр Горбунов: "Такое развитие рынка поменяет структуру отрасли. Небольшие кабельные операторы, которые не предоставляют интернет-услуги, не смогут выжить и остаться на рынке". Михаил Воробьев выразил мнение, что основные игроки на рынке сформировались - на долю 5 крупнейших операторов платного ТВ приходится 35% всей абонентской базы в стране, а на крупнейших операторов ШПД - 76% всех российских абонентов. В ближайшие годы этот показатель достигнет 90%.
Андрей Любин считает, что нельзя однозначно определить, как будет меняться структура доходов операторов IPTV после проведения цифровизации телевидения: "Это целиком и полностью зависит от характера работы оператора, а также региона его действия – ведь конкуренция, качество и количество местных эфирных каналов, доступность спутниковых операторов и кабельных сетей сильно различаются от региона к региону". Что касается качественных показателей ожидаемого дохода оператора IPTV, то прогноз вполне оптимистичный: "Мы ожидаем, что до четверти своих доходов оператор сможет относить на долю IPTV – это будут и абонентные платежи, и разовые услуги, такие как "видео по запросу".
Еще более оптимистичный прогноз дала Ксения Корнеева: "В течение 1–2 лет доля выручки услуги ТВ может дорасти до трети от выручки интернет-сервиса". Наталья Тимофеева дает более сдержанную оценку: "Несмотря на наши оптимистичные прогнозы, мы не считаем, что в структуре доходов компании доходы от предоставления услуг IPTV обретут существенную долю, но не сомневаемся, что это будут уже не доли процента, а порядка 10%".
Артур Алекперов полагает, что к 2015 году доходы компании по интернету и по цифровому ТВ сравняются: "На данный момент интернет в Москве и Петербурге приносит около 60-70% доходов. Со временем доля цифрового ТВ будет увеличиваться и достигнет 50%. Потом цифровое ТВ будет приносить больше денег, потому что по сути оно представляет развлечения". В компании "ЭР-Телеком" вообще не ожидают изменения структуры доходов до 2012 года: "У операторов, специализирующихся на оказании услуг фиксированной телефонной связи, доля выручки от данной услуги в общей структуре доходов останется подавляющей. Это направление рынка в денежном эквиваленте суммарно превышает рынок ШПД и платного телевидения. После 2012 года продукты платного цифрового телевидения, в том числе, IPTV, ШПД будут отвоевывать долю от фиксированной телефонии". Александр Горбунов также не ожидает никакого изменения в структуре доходов: "IPTV – это услуга, которая может получить распространение только в очень крупных городах, таких как Москва, где ничего после внедрения цифрового телевидения не изменится. Там, где внедрение цифрового телевидения что-то поменяет – там нет IPTV".
Перспективы направления IPTV в России к 2015 году остаются проблемными. Представители государственных структур, которые оказали рынку телекома серьезную поддержку в кризисное время и предложили одно из направлений для дальнейшего развития, полагают, что сроки цифровизации телевидения будут выполнены. Игроки рынка тем не менее приводят сдержанные оценки будущего этого проекта. Они основываются на прогнозе развития рынка и оценках доходности направления IPTV к 2012 году. Очевидно, в середине заявленного периода цифровизации ТВ придет более точное понимание, успеет ли она произойти в заявленные сроки и какова будет структура рынка в последующие годы.
Татьяна Бакажинская