|
|
Обзор
Телеком 2010Обозрение подготовлено
Постоянный рост рынка широкополосного доступа в интернет (ШПД) и выход его на новый качественный уровень, а также закономерный рост конкуренции в этой сфере создают благоприятные условия для развития операторами цифрового интерактивного телевидения (IPTV). Сегодня IPTV – вторая по популярности услуга после непосредственно доступа в сеть, и ее дальнейшему распространению будет способствовать снижение цен при росте аудитории, распространение ШПД и телеприемников, рассчитанных на работу с HD-видео.
В соответствии с данными iKS-Consulting, на 1 января 2010 года объем рынка платного ТВ в России составил 27 млрд рублей, при этом на долю IPTV пришлось не более 2-3%. Следует отметить, что из более чем 6 млн абонентов цифрового телевидения в России на конец 2009 года операторы IPTV располагают лишь незначительной долей в 6% аудитории.
В настоящее время "Стрим-ТВ”, "Дальсвязь” и московская "Корбина” ("Вымпелком”) являются крупнейшими операторами IPTV. По данным J’son & Partners Consulting, наибольшей абонентской базой в этой области располагает московский "Стрим-ТВ", входящий в группу компаний "Комстар-ОТС".
Денис Кусков, руководитель ИАА Telecom Daily, полагает, что на конец 2009 года общий объем рынка IPTV не превышает по количеству 750 подключенных домохозяйств со среднемесячным доходом с клиента в 320 рублей. Следует отметить, что проникновение услуги IPTV в составе платного телевидения достаточно неоднородно. В соответствии с исследованиями J’son & Partners Consulting, абонентская база в основном распределена по крупнейшим городам Урала, Поволжья, Сибири, наряду с Центральным ФО.
Доли регионов в абонентской базе платного ТВ в России, 2009
Источник: J’son & Partners Consulting, 2009
По оценкам "Финам", в России услугами IPTV пользуются 3-4 млн чел, но вычленить отдельно выручку от предоставления этих услуг из всех доходов операторов невозможно. Как рассказала CNews Анна Зайцева, аналитик "Финам Менеджмент", статья доходов от IPTV у операторов сейчас составляет всего несколько процентов от выручки и ни одна компания не дает более детальной информации. "Это связано с тем, что все услуги носят нишевый характер, и вряд ли когда-нибудь станут массовыми. Можно предположить, что доля этих услуг в выручке операторов не превышает 1-2%", - замечает она. Что же касается ARPU, то, по ее словам, оно проводится по категории "Новые услуги" без дальнейшей разбивки, и средними по рынку считаются значения от 400 до 500 руб. в месяц.
Предпочтения абонентов в выборе каналов достаточно тривиальны. Ксения Корнеева, пресс-секретарь "Вымпелком", утверждает, что по рейтингам по-прежнему лидируют российские эфирные каналы, на втором месте – образовательные телеканалы (например, Discovery), а потом – кино, новости, музыка и детские каналы.
Вообще при измерении телевизионной аудитории вне дома следует ориентироваться в том числе на такие факторы, как фрагментация аудитории и рост объема просмотра телевидения вне дома. Фрагментация телевидения по времени и тематике трансляций отражает расслоение аудитории по интересам. Эфирное телевидение в молодежном сегменте аудитории имеет тенденцию к падению спроса. Именно это дает дополнительные возможности для IPTV, интерактивность и персонализированность которого являются основополагающими принципами. Современному абоненту интересен не только большой выбор телеканалов (включая пакетные предложения), но и видео в HD-формате.
Наталья Тимофеева, руководитель направления IPTV компании Westcall, считает, что сейчас, действительно, востребованы телеканалы: "Так как люди еще не привыкли к тому, что у них может быть такой выбор, как 100 каналов, этот сервис пользуется спросом. Для более продвинутых пользователей, давно подключившихся к кабельному телевидению, более интересны HD-каналы (телевидение высокой четкости). Наша основная целевая группа – мужчины старше 35 лет – покупают Westcall TV из-за того, что у нас есть HD-каналы". Андрей Любин, директор департамента по связям с общественностью и инвесторами компании "Ростелеком", уверен, что современного абонента можно заинтересовать качественным спортивным контентом, хорошими детскими передачами, интересными фильмами.
Впрочем, большое количество каналов – еще не главное достоинство IPTV. Так, Александр Горбунов, вице-президент по стратегии и развитию "Комстар-ОТС", считает, что главным достоинством IP-TV является наличие широкого набора сервисов, таких как видео по запросу (Video on Demand), "повтор ТВ", интерактивная контент-навигация по времени, названию, каналу, жанру (Electronic Service Guide), а также информационно-справочной информации (прогнозы погоды, дорожная информация, программа телепередач и тому подобное). В этом отношении IPTV может завладеть самой востребованной аудиторией – ее молодежным сегментом за счет узконаправленных нишевых предложений, находя подход буквально к каждому абоненту. Представители оператора "ЭР-телеком" уверены, что IPTV – это инновационный продукт, рассчитанный на продвинутую аудиторию, хотя отмечают, что к интерактивности склонно молодое поколение, которое в большей степени отказывается от телевизора.
Безусловно, большим плюсом для IPTV является наличие большого числа каналов, так как не существует ограничений из-за частот диапазона. Впрочем, IPTV не может конкурировать с кабельным и спутниковым телевидением в плане поставки контента для телеэфира, но, в свою очередь, операторам нет необходимости делать ставку на возможности телеэфира, поскольку IPTV изначально располагает уникальными возможностями и сервисами, которые невозможны для прочих поставщиков. Кроме того, организация сетей IPTV значительно менее затратна, чем создание инфраструктуры для спутникового и кабельного телевидения.
Тем не менее эксперты рынка считают, что не стоит слишком оптимистично подходить к вопросу о будущем IPTV в России. Следует помнить, что IPTV сам по себе все же является затратным видом вещания как для оператора, так и для абонента, который сейчас имеет возможность выбирать между эфирным телевидением, онлайн-телевидением и загрузкой видео из пиринговых сетей. В числе сдерживающих факторов для развития рынка IPTV Александр Горбунов называет наличие недорогого государственного телевидения, выстроенного на основе рекламной модели: "Конечно, если бы не было дешевой альтернативы, люди были бы готовы платить больше, соответственно, была бы другая экономика. Сегодня низкое ARPU– это второй фактор, который сдерживает развитие IPTV."
Андрей Любин уверен, что распространению IPTV препятствует относительно высокая стоимость абонентских устройств, поскольку в России этот рынок является развивающимся. Игроки рынка отмечают, что в стране до сих пор не появились каналы на русском языке, способные реализовать возможности интерактивного телевидения. Кроме того, IPTV не может выступать серьезным конкурентом аналоговому или цифровому телевидению по причине невысокого уровня проникновения широкополосного доступа.
Ксения Корнеева ("Вымпелком") согласна с тем, что на развитие IPTV негативно влияет несовершенство развернутых ШПД сетей, и отмечает, что внедрение IPTV требует больших инвестиций, которые невозможно вернуть быстро: "Очевидно, что требуются большие капиталовложения как в техническую, так и в маркетинговую составляющие". Денис Кусков считает, что пока эта услуга не очень популярна потому, что абонент не понимает, за что он должен платить, и целью операторов IPTV является объяснение абонентам достоинств услуги и ее возможностей.
Еще одной проблемой для IPTV может стать несовершенство законодательства в России. С одной стороны, не существует нормативной базы для поставщиков интерактивного контента, с другой – не существует и запретов в данной области. Существенные пробелы в области закона об авторских и смежных правах также негативно влияют на развитие отрасли в борьбе с пиратским контентом. До тех пор пока подобные записи находятся в свободном доступе, доход от лицензированного видео будет невелик. В то же время Наталья Тимофеева замечает, что убеждение, что многие пользователи из-за торрентов и локальных сетей никогда не купят услугу IPTV, неверно. На примере своей компании она отмечает, что люди предпочитают смотреть киноконтент в хорошем качестве на большом телевизоре, а не за компьютером. Однако, если обратится к более широкой аудитории, то вопрос нельзя считать решенным, хотя ответ на него – это вопрос времени. "Мы все должны отказаться от предоставления бесплатного контрафактного контента в локальных сетях. Если мы откажемся - мы откроем себе дорогу в IPTV, - говорит эксперт. - Нам нужно, чтобы правообладатели снизили цены на контент – таким образом мы сможем обеспечить абоненту тот контент, который он находит в торрентах. Кроме того, государство уже начинает вкладывать деньги в телевидение, и рано или поздно закроет все локальные сети. Произойдет своеобразная "зачистка", что, безусловно, даст нам большие возможности".
Несмотря на ряд сдерживающих факторов, по оценкам iKS-Consulting уровень роста в сегменте IPTV значительно превышает средние показатели по рынку в целом. Хотя IPTV охватывает не более 2-3% рынка, число его абонентов возросло на 46%, а доходы на 75%. Организация Broadband Forum отмечает, что в Европе уровень проникновения услуг IPTV в первом квартале 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года составил 10%, а ежегодный прирост – 56,2%. По данным Point Topic, именно в Восточной Европе наблюдается заметный рост абонентской базы услуг IPTV, несмотря на невысокий уровень проникновения услуг по сравнению с другими регионами. Следовательно, в настоящее время для операторов существуют широкие возможности роста абонентской базы в сочетании с полным спектром услуг IPTV.
Эти данные коррелируют и с оценками игроков отечественного рынка. Александр Горбунов утверждает, что в настоящий момент IPTV – это вторая по популярности услуга после непосредственно доступа в сеть интернет и приводит в качестве примера результаты среди абонентов "Комстар-ОТС" - около 20% пользователей ШПД пользуются услугой IPTV. Несомненно, снижение цен при росте аудитории, распространение ШПД и телеприемников, рассчитанных на работу с HD-видео будет способствовать росту популярности IPTV, но будущее рынка пока что не представляется однозначным.
В компании "ЭР-Телеком" считают, что в ближайшие годы возможно развитие ситуации по двум сценариям. "Если операторы примут решение развивать услугу в массовом сегменте, что возможно только за счет значительного снижения доходности услуги, то рост рынка IPTV составит порядка 63%. Если же развитие услуги продолжится в премиум-сегменте при сохранении высоких цен, что на наш взгляд, наиболее вероятно, рост рынка составит не более 30%", - отметили в пресс-службе оператора. "Лавинообразного роста цифрового платного ТВ, скорее всего, не предвидится, но все же не исключено, что его проникновение в ряде крупных городов в ближайшее время может достигнуть 20-30%-го уровня. Конечно, рынок платного телевидения будет развиваться, и прежде всего это коснется медийного направления – операторы будут делать новые кабельные и нишевые каналы, чтобы привлекать аудиторию уникальным контентом, и эта часть рынка платного телевидения будет значительно больше, чем сейчас", - рассуждает Сергей Калугин. генеральный директор "НТК". По его словам, 2-3 года назад в отрасли начался количественный рост, а теперь может произойти и качественный – ситуация приближается к модели развития рынка в западных странах. Скорее всего, по его прогнозам, можно ожидать, что часть рекламодателей уйдет на нишевые каналы, поскольку их аудитория более таргетирована.
Артур Алекперов, директор департамента стратегического маркетинга "Акадо", уверен, что рынок будет развиваться: "Если говорить о Москве, то где-то мы должны перейти грань от раннего рынка к рынку прагматиков. Пока этот переход затянулся во времени в силу ряда причин, в том числе нехватки контента". Со временем телевидение придет, по его словам, к некой единой технологии. Он объясняет это тем, что IPTV имеет определенные проблемы, например, с точки зрения бродкастинга, но зато IPTV как изначально интерактивная вещь выигрывает именно в этом, то есть в возможности подключения сигнала из любого источника по запросу пользователя, выбора того, что ему интересно. Эксперт считает, что к 2015 году доходы компании по подключению интернету и по цифровому ТВ сравняются. По его оценкам, на данный момент доступ интернет в Москве и Петербурге приносит около 60-70% доходов. Со временем доля цифрового ТВ будет увеличиваться и достигнет 50%.
Екатерина Немерич