|
|
Обзор
Телеком 2010Обозрение подготовлено
В 2009 году телекоммуникационный сектор показал положительную динамику, даже несмотря на то, что большинство компаний стремилось к сокращению расходов на корпоративную связь. Основными мерами по оптимизации стали смена технологии – переход на IP -телефонию, беспроводной интернет, отказ от мобильной связи в пользу фиксированной телефонии и т.п., - а также выбор более экономичного тарифного плана, либо переход к другим операторам.
Кризис, грянувший в конце 2008 года, начал диктовать условия всем сферам бизнеса в России. Исключением не оказались и корпоративные коммуникации. Несмотря на то что в 2009 году телекоммуникационный сектор показал положительную динамику, стремление к сокращению расходов на корпоративную связь осталось неизменным. Однако необходимо отметить, что процент компаний, решивших полностью отказаться от каких-либо телекоммуникационных услуг в 2009 году, оказался ничтожно мал.
По данным компании Directinfo, основными мерами по оптимизации затрат на услуги связи стали смена технологии (IP -телефония, беспроводной интернет, отказ от мобильной связи в пользу фиксированной телефонии и т.п.), выбор более экономичного тарифного плана у своего оператора и переход к другим операторам.
Сокращение затрат по видам услуг и типам потребителей в Москве, 2009
Источник: Directinfo, 2010
На корпоративном рынке связи, в частности, Москвы в 2009 году проявилось несколько новых тенденций. Рынки передачи данных и интернета выросли за счет увеличения проникновения данных услуг у организаций, а также государственных программ в области информатизации. Прибыль операторов от корпоративных клиентов в сегменте междугородней и международной связи сократилась, а фиксированный интернет начал частично замещаться технологиями беспроводного интернета. Стремительное развитие инфраструктуры и проникновение ШПД в регионы также станет катализатором использования новых технологий в корпоративных коммуникациях не только в Москве и Санкт-Петербурге.
По данным аналитиков, большинство компаний (51%), постаравшихся в 2009 году минимизировать расходы, сократили затраты на междугороднюю связь за счет использования IP-технологии. Как отмечает Евгений Трещетенков, руководитель отдела департамента телекоммуникаций "Панасоник Рус", "большинство компаний в изменившейся ситуации думало не о перспективах развития, а только об удержании текущих позиций и уменьшении затрат. Интерес наших заказчиков к новым решениям и функциональным возможностям, в частности, к IP-АТС с началом финансового кризиса не снизился, но количество реальных сделок сильно уменьшилось. Если анализировать статистику продаж, то можно отметить, что на рынке СМБ в России IP-терминалы используются в малом объеме, но количество IP-подключений через операторов связи в нашей стране постоянно растет. В 2009 этот рынок развивался медленнее, чем раньше. Сейчас же использование соединений с сетями операторов связи по IP практически превысило прежний уровень роста".
Подтверждает тенденцию к переходу компаний на IP-телефонию и отчет компании J'son & Partners Сonsulting. По их данным, доля VoIP-трафика в совокупном трафике дальней связи в России в 2009 году удвоилась, а в 2010 году этот показатель достигнет приблизительно 30%.
Доля VoIP-трафика в трафике дальней связи России, 2008-2012 (прогноз)
Источник: J'son & Partners Сonsulting, 2010
В 2009 году доля компаний, использующих IP-телефонию, в городах-миллионниках составила уже 39%. Если темпы развития корпоративной голосовой связи не изменятся, то к концу 2010 года доля ее пользователей составит 44%. Кроме того, прогнозируется рост числа проектов по внедрению систем унифицированных коммуникаций (UC) для компаний, которым необходимы "закрытые" внутрикорпоративные решения VoIP.
Основными причинами роста проникновения IP-телефонии в корпоративном секторе стали не только прямые, но и косвенные экономические выгоды. IP-технология открывает для компаний возможность снизить плату за междугороднюю и международную связь, создать единое информационное пространство, оптимизировать рабочее время сотрудников за счет создания удаленных рабочих мест. Более того, внедрение IP-решений не требует прокладки нового кабеля, а позволяет использовать существующую компьютерную сеть, что минимизирует затраты по переходу на новые коммуникационные платформы.
Способы сокращения затрат на услуги связи в Москве, 2009
Источник: Directinfo, 2010
Отличительной чертой 2009 года стал переход компаний малого и среднего бизнеса на использование IP-телефонии. Аналитики связывают этот факт с тем, что в свое время эти организации вложили в телефонизацию офисов меньше средств, чем крупные корпорации, и готовы к технологическим нововведениям.
По приблизительным оценкам, в прошедшем году российский рынок офисных АТС традиционно разделили между собой пять компаний: Panasonic, LG-Nortel, Samsung, Avaya и Cisco. Расстановка сил на рынке IP-АТС (не включая микроАТС) изменилась по сравнению с позапрошлым годом незначительно. В 2008, по данным британского аналитического агентства MZA, тройку лидеров по продажам портов АТС для крупного бизнеса (в категории свыше 100 портов) возглавила компания Avaya, а второе и третье места заняли Nortel и Panasonic соответственно. По общему же количеству проданных портов (кроме микроАТС) на вершине рейтинга с большим отрывом от второго места оказалась компания Panasonic, следующие позиции делили между собой LG-Nortel и Avaya.
Лидеры рынка АТС в России (кроме микроАТС), 2008
Источник: MZA, 2009
Сложившаяся в 2009 году экономическая ситуация создала новые требования для ведения бизнеса. Изменения отразились и на рынке корпоративной связи, его развитии. Необходимость оптимизировать расходы на корпоративную связь заставила компании обратить внимание на возможности IP-телефонии. В целом, развитие российского рынка корпоративных коммуникаций с небольшим отставанием повторяет мировую практику, поэтому в 2010 и 2011 годах можно рассчитывать на положительную динамику телекоммуникационного сектора и, в частности, рынка IP-телефонии.
Ольга Табакова
CNews: Как российская отрасль связи адаптировалась к кризису, по вашим наблюдениям? Какие услуги в корпоративном секторе были наиболее востребованы в 2009 г.?
Евгений Пикерсгиль: До кризиса ситуацию спасал растущий рынок – компании легко тратили лишние деньги на забавы вендоров. Но с приходом кризиса не стало не то что лишних денег - клиенту перестало хватать на базовые интернет и телефон. Весь последний год участники рынка телекоммуникаций для корпоративных клиентов "вытирали со лба холодный пот". До половины клиентов сменили поставщика услуг, а порядка 15% вообще закрылись! Размер рынка пока что сжался не фатально (хотя и продолжает в некоторых сегментах сжиматься), но не менее 20% потерял точно.