|
|
Обзор
Телеком 2010Обозрение подготовлено
Главным следствием кризисных изменений для отечественного телекома стало падение капитализации большинства операторов связи. Основные проблемы, с которыми столкнулись отечественные телекоммуникационные компании в 2009 году и которые влияли на их инвестиционную привлекательность, были связаны с падением доходности определенных направлений бизнеса.
2009 финансовый год принес большинству телеком-компаний ощутимое сокращение инвестиционных программ и пересмотр стратегий развития. Пессимистические ожидания влияли на ведение бизнеса, однако в целом не привели к радикальным переоценкам, что позволило сохранить минимально положительную динамику развития отрасли по итогам 2009 года.
Главным следствием кризисных настроений в российской экономике, продолжившихся в 2009 году, для отечественного телеком-рынка стало падение капитализации большинства операторов связи. В основном на это влияли негативные ожидания на фондовом рынке, где акции телекома часто оказывались в "красном секторе". Другой фактор, влияющий на стоимость телеком-активов, был связан с колебаниями валютных курсов, за счет чего выросла долговая нагрузка компаний в долларах, а также расходы на закупку оборудования за границей на фоне снижающейся рублевой выручки. Также на инвестиционный фон повлиял и определенный отток капитала из России. Тем не менее сами телеком-провайдеры не оценивают свое положение как бедственное, полагая, что в условиях кризиса им удастся сохранить эффективность и быстро восстановиться после стабилизации рынка.
Основные проблемы, с которыми столкнулись отечественные телекоммуникационные компании в 2009 году и которые влияли на их инвестиционную привлекательность, были связаны с падением доходности определенных направлений бизнеса. Так, снижение показала местная и МГ/МН-, а также мобильная связь. Последняя являлась ключевым драйвером роста рынка в докризисные годы, но в 2009 году уверенное положение сотовых операторов пошатнулось, чему способствовало и перенасыщение рынка, и трудности с продвижением новых дополнительных услуг связи в отсутствие полноценно разработанных и понятных для массового потребителя бизнес-кейсов и стабильно работающей инфраструктуры, а также снижение доходов абонентов, приводящее к некоторому сокращению расходов. Результатом снижения доходности компаний телеком-сектора стало понижение их кредитных рейтингов и возникновение сложностей с привлечением дополнительного внешнего финансирования на развитие проектов. В таких условиях сделки по слиянию и поглощению, а также экспансия на зарубежные рынки в 2009 году стали прерогативой только крупных игроков с большой долей частного капитала (исключением здесь является "Связьинвест"). Сами же инвесторы стали пересматривать свои доли в телеком-компаниях, создавая объединенные предприятия.
Снижение инвестиционной привлекательности отечественного телекома по итогам 2009 года было прогнозируемым: кризисная зима 2008/2009 года "заморозила" многие крупные проекты и затем негативно отразилась на финансовой отчетности операторов в апреле-мае 2009 года. По данным Минкомсвязи, первое полугодие 2009 г. принесло сокращение отечественных инвестиций в телеком-отрасль на 19% - в денежном измерении они составили всего 50,2 млрд руб., при этом ввод основных фондов вырос на 11% - до 54 млрд руб. Из-за волатильности рынка большинство телеком-операторов не выстраивали долгосрочных планов по развитию, предпочитая повышать доходность бизнеса за счет повышения тарифов и запуска новых услуг, в том числе и конвергентных, на базе существующих мощностей. Рейтинговые агентства по этой причине предпочитали сдержанно распределять оценки привлекательности операторов, повышая показатели только у некоторых особо успешных участников рынка. Так, по оценкам Moody's, в 2009 году два из трех крупнейших российских сотовых операторов имели невысокий рейтинг - МТС, "Вымпелком" и "Мегафон" оставались на уровне Ba2, но прогноз рейтинга "Мегафона" теперь "позитивный", в то время как у МТС был "стабильным", а у "Вымпелкома" - "негативным". Аналитики объясняли такую расстановку сил тем, что у "Мегафона" наблюдались устойчивые финансовые и операционные показатели деятельности, была хорошая ликвидность оборотных средств, а также завершились споры акционеров. Сами же абоненты оператора, генерирующие выручку от использования услуг связи, как ожидалось, не снизили своих расходы, а наоборот, начали активно пользоваться дополнительными услугами (мобильным интернетом), что объясняло интерес "Мегафона" к покупке операторов рынка ШПД и магистрального провайдера "Синтерры". Помимо Moody's о позитивном для "Мегафона" рейтинге упоминало и Standard & Poor's, которое повысило его с ВВ+ до ВВВ- с прогнозом "стабильный". В качестве основания для присваивания такого рейтинга, как и у Moody's, указывалась стабильная финансовая ситуация в компании, в частности, с долговой нагрузкой и ликвидностью. У оператора наблюдался стабильный операционный денежный поток, а планы по крупным тратам (выплаты акционерам, крупные поглощения) не реализовывались. В итоге при таком рейтинге финансовый долг компании не должен превысить уровень ее EBITDA. В свою очередь, у МТС кредитный рейтинг BB находился на пересмотре до закрытия сделки по приобретению "Комстар-ОТС" и перспектив АФК "Система", а у "Вымпелкома" вообще, по версии Standard & Poor's, не было оснований для изменения рейтинга ВВ+ с прогнозом "негативный".
2009 год относительно умерил аппетиты российских телеком-операторов по планам инвестирования в зарубежные компании. В этом отношении показателен опыт АФК "Система", "Вымпелкома" и "Скартела". У компании Евгения Евтушенкова в Индии с конца 2008 года работает "дочка" Sistema Shyam Teleservices (бывший Shyam Telelink), инвестиции в которую должны были достигнуть 7 млрд долларов, однако в связи с кризисом были сокращены до предельного минимума. Более того, АФК "Система" выставила на продажу пакет акций этого оператора в расчете на потенциальных покупателей из России. Так, в частности, стало известно, что долю до 20% в ней может купить правительство России через ВЭБ, на что выделено 23,73 млрд руб. Сделка должна стать частью мероприятий по урегулированию индийского внешнего долга перед Россией. Другим вариантом привлечения средств в оператора может стать вывод его АФК "Системой" на IPO в 2010 году. Помимо индийского рынка российская компания планирует провести экспансию и в Европу, в частности, в ряде западных СМИ в 2009 году появлялись сведения о переговорах с Telekom Austria и Deutsche Telekom.
"Индийскую карту" "разыгрывала" в 2009 году и "Ситроникс", открывшая свое дочернее предприятие Sitronics India. Ранее отечественный производитель электронных компонентов уже работал на индийском рынке в сотрудничестве с вышеупомянутым Shyam Telelink, поставляя ему радиорелейное оборудование. Теперь же, как ожидается, Sitronics India планирует предложить свои решения для органов власти и системы образования Индии.
"Вымпелком" продолжил развивать стратегию покорения юго-азиатского рынка, запустив в мае сеть в Камбодже. Кроме того, в активах оператора находится 40% акций GTel Mobile во Вьетнаме, заработавшего также в 2009 году, а сентябре 2009 года российская компания приобрела 78% Millicom Lao, предоставляющей телекоммуникационные услуги в Лаосе. Однако, как отмечается экспертами рынка, дальнейшая экспансия на высококонкурентный сотовый рынок Азии у "Вымпелкома" может остановиться из-за существующих долговых обязательств. Помимо предоставления услуг связи, "Вымпелком" начал развивать собственную розничную сеть по продаже контрактов в Камбодже и Вьетнаме. Другой перспективный регион для "Вымпелкома" – Африка, где российская сотовая компания в консорциуме с Altimo участвовала в конкурсе на покупку 75% акций Zambia Telecommunication Company Limited (Zamtel), владельца замбийского оператора Cell-Z. Основания для интереса к африканским активам в том, что этот рынок связи обещает стать самым динамично развивающимся в ближайшие несколько лет.
О расширении международного присутствия объявил и "Скартел", который вел переговоры по предоставлению WiMAX-роуминга в Японии и США. Помимо этого, у оператора порядка 15 проектов в Латинской Америке и Азии, а также на пространстве стран СНГ. В частности, оператор уже начал строительство сети в Никарагуа, которая должна быть сдана в коммерческую эксплуатацию в середине 2010 года. Ранее оператор объявлял о получении лицензии на оказание услуг в Перу, а также о старте развертывания WiMAX в городе Гродно (республика Беларусь).
Несмотря на наличие логики в проведении международной экспансии на иностранные рынки развивающихся стран в кризисный для отечественного телекома год, российские операторы связи не отказались от рассмотрения возможностей развития и в СНГ. Первые действия в 2009 году финансовом году сделал "Мегафон", когда закрыл сделку покупки 100% доли офшора Debton Investment, который владел по 51% акций абхазского сотового оператора "Аквафон GSM" и южноосетинского "Остелекома". "Мегафон" рассматривает приобретение операторов как интересный инвестиционный проект, поскольку в этом регионе оператор пока находится вне конкуренции из-за специфики региона.
Продвижение в СНГ начала компания МТС, которая объявила рынки Казахстана и Азербайджана интересными для своей экспансии. И в той, и в другой стране пока недостаточно высокий уровень покрытия сотовой связью, но при этом в них проживает платежеспособное население. Пока приобретения местных операторов связи не произошло, однако у МТС были в 2009 году необходимые условия для того, чтобы начать подготовку к инвестированию.
Еще один проект на постсоветском пространстве начинался у "дочки" "Комстар-ОТС" "Комстар-Украина", которая в сотрудничестве с "Ситроникс Информационные Технологии" развернула в Киеве и Одессе сеть беспроводного широкополосного доступа на частоте 5 ГГц. Сеть работает по технологии Radio Ethernet на оборудовании Proxim.
Весна 2010 года принесла определенные позитивные настроения в отрасль телекома, связанные с постепенной стабилизацией финансового климата в стране. Операторы смогли закрепить свои успехи на фоне девальвируемого рубля, погасить часть кредитов и привлечь некоторую долю абонентов за счет запуска новых дополнительных услуг. Подобное развитие событий относительно выправило ситуацию с инвестиционной привлекательностью отечественных связистов, однако о полном восстановлении на докризисном уровне пока говорить не приходится.
Михаил Демидов
CNews: Какие тенденции были, на ваш взгляд, наиболее значимыми в 2009 году для телеком-рынка - российского и глобального?
Владимир Ткачев: Телеком-рынок в 2009 году заметно отличался от предыдущих периодов - многие компании стали достаточно глубоко пересматривать инвестиции, что зачастую приводило к изменению стратегии, в первую очередь - в области экспансии на новые географические рынки. Также большее внимание уделялось слияниям и поглощениям - в условиях кризиса при отсутствии активной финансовой подпитки тактика завоевания доли на рынке этим путем была более предпочтительной.