|
|
Обзор
Телеком 2010Обозрение подготовлено
Распространение и удешевление услуг ШПД привело к переводу голосового трафика с традиционной офисной телефонии в сторону IP. Тем не менее, бизнес-пользователи пока достаточно консервативно относятся к применению VoIP-решений в корпоративной среде по причине сложности расчета экономии и затрат на их развертывание и использование.
В последние несколько лет распространение VoIP-решений постоянно увеличивалась, что давало основания строить прогнозы о вытеснении традиционной телефонии и беспроводной (сотовой) связи. В реальности, даже несмотря на существенное удешевление стоимости трафика, развитие юзабилити программных и аппаратных средств для VoIP, поддержание низких цен на вызовы, компании не спешат полностью переходить на IP-телефонию. Мировой экономический кризис, который вынудил бизнес искать средства для сокращения издержек, отчасти смог увеличить популярность VoIP, но, тем не менее, радикальных подвижек в этом направлении по-прежнему не наблюдается.
В условиях нестабильной экономической ситуации одним из первых и основных шагов, направленных на выживание компании, стала директива повсеместного снижения и контроля расходов, и этот процесс коснулся не только ИТ-департамента, но и других подразделений. Требовалось, чтобы расходы сокращались в короткие сроки; бюджеты на внедрения были заморожены, а план работ сотрудников не уменьшился. По этим причинам в компаниях возникла потребность использовать условно бесплатные решения, что подтолкнуло рынок к более активному переходу на VoIP, причем не всегда качества бизнес-уровня.
На фоне использования таких решений остальные компании сохранили скептическое отношение к VoIP. Причина его осталось прежней - сложности расчета экономического обоснования для перехода на новое технологическое решение. В случае с IP-телефонией подобные выкладки зачастую носят сугубо маркетинговый характер (поскольку нет четких критериев и методик по оценке использования VoIP в корпоративном секторе) и не выявляют реальной стоимости использования таких решений в бизнес-среде, а также не дают возможности оценить размер экономии. Понимание экономической составляющей IP-телефонии, тем не менее, можно, если проанализировать портфолио игроков рынка, предоставляющих соответствующие предложения (речь идет об оборудовании).
Эксперты и игроки российского телеком-рынка с сожалением отмечают, что отечественный рынок IP-телефонии пока не приблизился к западному. IP-телефония используется компаниями только с целью экономии "на спичках" - на МГ/МН-связь. По словам Екатерины Цвилевой, руководителя отдела PR и маркетинговых коммуникаций Orange Business Services в России и СНГ, распространение VoIP в России стимулируется очевидными плюсами этой технологии, среди которых стоит отметить снижение затрат на корпоративную телефонию (в том числе на МГ/МН звонки и на TCO), минимизацию расходов на голосовой трафик, большую управляемость телефонной сетью компании, повышение общей эффективности коммуникаций и бизнес-процессов. "Безусловно, в непростом для рынка в 2009 году корпоративные заказчики стремились оптимизировать свои расходы на связь, но в то же время бюджет на МГ/МН и сотовую связь составляет неизменную статью расходов для любой компании, поскольку стремление сэкономить на коммуникациях зачастую приводит к потере клиентов и в конечном итоге к убыткам. Поэтому можно говорить не о снижении расходов на связь, а об их оптимизации, которой VoIP, несомненно, способствует", - отметила представитель компании Orange Business Services.
"В России для большинства даже корпоративных пользователей, не говоря уже о частных, IP-телефония – это дешевый и не всегда качественный способ позвонить в другой город или страну. Возможно, это говорит о незрелости рынка, а может, играет роль нежелание долгосрочного планирования в ситуации нестабильного и высокорискованного рынка, заставляющего получать сиюминутные прибыли и экономии", - констатирует Илья Федорушкин, менеджер по развитию бизнеса Cisco. Тем не менее, специалист отмечает, что в последние 3-4 года рынок стал более цивилизованным и ближе к западному рынку. По его словам, это связано не только с тем, что и операторы и интеграторы совершенствуют свои навыки, но и с тем, что в России работает множество зарубежных компаний, которые культивируют свои международные корпоративные стандарты. Однако, отмечает эксперт, это вовсе не значит, что российские компании безнадежно отстали – на отечественном рынке происходит естественная миграция кадров, в том числе и из западных предприятий, а мигрировавшие сотрудники начинают менять подходы и отношение российских компаний к построению корпоративных систем связи. Компании начали считать, что ИТ-инфраструктура приносит доход и стали относиться к ней как инвестициям, ведя расчет ROI и ТСО.
При оценке будущей выгоды, которая может появиться после перехода на VoIP, необходимо рассчитать расходы, которые связаны с внедрением и обучением сотрудников. Так, по оценкам исследовательской компании Nemertes, в течение первых двух лет фактические расходы типичной компании на внедрение VoIP примерно на 20% превышают затраты, которые она понесла бы в случае использования TDM, однако они со временем снижаются до уровня TDM. От 32% до 46% в общем бюджете на внедрение VoIP занимают затраты на модернизацию локальной сети (установка новых коммутаторов, питающихся через Ethernet-интерфейс, приобретение универсальных блоков питания, оплаты труда персонала и так далее). Для обеспечения эффективности проекта требуется проведение мониторинга – статья этих расходов может достигать нескольких миллионов долларов в зависимости от выбранного ПО, однако в среднем, по оценкам Nemertes, СМБ-компания тратит около 20 тыс. долл., а крупная – около 200 тыс. долл. на каждый инструмент мониторинга. В расходную часть проекта также вносится стоимость обучения – порядка 1-5 тыс. долл. для подготовки ИТ-специалиста, который впоследствии может обучать конечных пользователей.
Аналитики Nemertes подчеркивают, что производители оборудования все больше переходят на модель, традиционно развиваемую в продажах ПО, которая состоит в том, что у продукта сравнительно невысокая продажная цена, но стоимость обслуживания и лицензирования покупателю обойдется дороже. Так, если раньше стоимость обслуживания составляла 10–14%, то теперь она выросла до 16–22% от цены оборудования.
Стоимость VoIP в пересчете на 1 терминал, 2009
Источник: Nemertes, 2009
При подсчете ожидаемых выгод от проекта в области VoIP необходимо оценивать экономию на инфраструктуре рабочего места. Нет кабельной разводки, что составляет примерно 40% экономии; работники могут использовать аппаратные и программные телефоны - лицензия на софтофон стоит от 50 до 150 долларов, а аппаратный IP-телефон – от 100 до 450 долларов. При централизации вычислительной техники - экономия за счет отсутствия необходимости приобретения дополнительных серверов и обеспечения их электроэнергией. Аудиоконференции могут заменить конференц-связь, использование собственной IP-АТС снизит расходы на поддержку ее сторонними организациями и т.д. Можно сэкономить и на зарплате сотрудников (переход от традиционной телефонии к IP-решениям сопровождается уменьшением численности ИТ-персонала, поскольку эти специалисты переводятся на другие должности, а на незанятых в ИТ сотрудниках можно сэкономить, сократив потребность во многих должностях, например, секретарях, что дает экономию в 40-50 тыс долларов в год). Экономический эффект может наблюдаться, если сотрудники переводятся на дистанционную работу и компания оплачивает им только доступ в сеть. В Nemertes отмечают, что компании, не объединившие передачу голоса и данных в одной глобальной сети, могут уменьшить расходы за счет устранения неиспользуемой емкости и объединения каналов доступа, а типичная экономия составит в этом случае 23%. Замена линий на SIP-магистрали позволяет уменьшить ежемесячные затраты на оплату сетевых сервисов примерно на 40%.
Обобщая выводы по расчету стоимости VoIP, аналитики Nemertes провели оценку величины расходов на внедрение, капитальных и текущих операционных расходов относительно количества терминалов, подключенных к IP-телефонии. В итоге получилось, что в среднем компании тратят на внедрение системы VoIP и ее эксплуатацию в течение первого года 1113 долларов в пересчете на терминал (не включая затрат на модернизацию ЛВС – 421 доллар на пользователя дополнительно к общей стоимости). В целом, затраты снижаются по мере роста конкуренции между поставщиками и приобретения ИТ-специалистами опыта в обслуживании систем IP-телефонии.
"Решения унифицированных коммуникаций на базе VoIP пока не очень популярны в России, и именно с их развитием мы связываем очередной этап развития этой технологии в ближайшие 2-3 года: если малый бизнес сумел достаточно быстро оценить преимущества бесплатных коммуникационных программ, не сильно заботясь при этом об информационной безопасности, то серьезным заказчикам – представителям крупного бизнеса и особенно финансовых институтов – потребуется еще некоторое время, чтобы оценить все преимущества закрытых внутрикорпоративных систем от ведущих вендоров", - замечает Екатерина Цвилева.
В конце 2009 года компанией «МФИ Софт» проводился опрос среди клиентов, являющихся международными операторами связи, развивающими сети нового поколения. Из них в России и СНГ были опрошены более 40 компаний. Исследование показало, что российские телеком-компании проявляют большой интерес к таким услугам, как Hosted IP PBX (54% респондентов планируют предлагать данный сервис), FMC на основе существующей базы фиксированных или мобильных абонентов (32% собираются осуществить ее внедрение) и подключение домашних пользователей по технологии VoIP (более половины опрошенных уже предлагают данный сервис).
Связисты, принявшие участие в опросе «МФИ Софт», отметили рост интереса пользователей как к базовым услугам IP-телефонии, так и к дополнительным видам обслуживания. Некоторые респонденты склонны объяснять увеличение популярности VoIP среди конечных пользователей экономическими преимуществами, которые предоставляет этот вид телефонии по сравнению с традиционной фиксированной и мобильной связью. Также в качестве драйверов роста были отмечены несколько факторов: внедрение в коммерческую эксплуатацию VAS-платформ и расширение спектра интеллектуальных сервисов в предложении операторов, развитие партнерских отношений между провайдерами, появление новых игроков и усиление конкуренции на этом рынке. Основным препятствием в развитии IP-телефонии, по мнению российских операторов, по-прежнему является несовершенство законодательной базы, усложняющее процесс внедрения новых решений и услуг, а также невысокая информированность потенциальных клиентов о возможностях и преимуществах использования интеллектуальных сервисов.
Внедрения VoIP: степень готовности
Источник: Nemertes, 2009
Подобная ситуация коррелирует с оценками аналитиков J'son and Partners, которые считают, что в сегменте корпоративной голосовой связи Россия отстает от развитых стран примерно на 1-3 года в зависимости от региона. В случае с использованием IP-телефонии это достаточно ясно показано на популярности использования разных технологий на базе IP в бизнесе по итогам 2009 года: в то время, как на Западе они в том или ином виде применяются в больше чем половине компаний (около 60% - по усредненным оценкам западных исследовательских агентств, 53,85% - по данным отчета Nemertes), на отечественном рынке такие технологии распространены только в 39% организациях.
Согласно прогнозам J'son and Partners, до западных показателей остается ждать до 2011-2012 гг. при сохранении существующих темпов прироста. Однако, не все участники рынка согласны с такими оценками – Губарев Роман, эксперт компании Forte-IT, отмечает, что решения на базе VoIP в России не так популярны, как могли бы быть, потому что их развитие сдерживает не очень качественная VoIP инфраструктура внешних каналов, и вследствии этого, надежность данной технологии сейчас ниже, чем у классической телефонии. Оценку в 39% он считает завышенной и определяет уровень распространенности таких технологий на уровне 20-25% с постоянной тенденцией к росту. "Я считаю, что развитие VoIP будет развиваться настолько же бурно в России, насколько активно будет идти модернизация инфраструктуры, а провайдеры телефонии будут совершенствовать стабильность работы VoIP каналов", - заявляет господин Губарев. Он предлагает при вынесении оценок разделять VoIP внутри офиса и VoIP, как каналы для связи с внешним миром. Внутри офиса VoIP активно используется практически всеми компаниями, которые создают телефонию внутри компании заново или решили модернизировать существующую. В свою очередь, VoIP для связи с внешним миром компании решаются использовать редко. Поэтому, по мнению специалиста, оценка в 39% может быть и близка к реальности, в случае если речь идет об VoIP внутри офиса, а если же имеется в виду использование внешних VoIP-каналов, то такая оценка сильно преувеличена.
В компании Cisco соглашаются с оценкой доли VoIP в голосовом трафике в 39% для корпоративного междугороднего и международного трафика на конец 2009 года с последующим ростом до 58% в 2012 году. Однако если учитывать не только корпоративный сегмент, но и рынок физических лиц, то доля VoIP составит только 16% в 2009 году с ростом до 40% в 2012 году. При этом, если доля местного трафика в общем объеме составляет 90%, а местная связь в большинстве своем использует технологии классической телефонии, то получается, что доля VoIP в общем объеме всех вызовов пока еще крайне мала. "Что касается популярности продаж именно VoIP-решений, а не трафика, то их доля в общих продажах корпоративных решений намного выше. Достаточно сказать, что традиционные телефонные станции уже практически не производятся. Спросом пользуются либо «чистые» IP-УПАТС, либо гибридные системы", - замечает Илья Федорушкин.
Схожего мнения придерживается и Георгий Санадзе, технический директор Avaya в России и странах СНГ, когда говорит о постепенном изменении соотношения TDM/IP в сторону IP – сейчас пропорция составляет примерно 55/45, тогда как полтора года назад она была 60/40 и постепенно приближается к показателю 50/50. По его словам, одним из основных факторов при принятии организацией решения о переходе на VoIP является экономический, особенно если речь идет о территориально распределенных компаниях по причине того, что IP-телефония позволяет существенно экономить на междугородном голосовом трафике. "Другая причина, которая имеет большее значение, - это расширенная функциональность IP-телефонии, которая позволяет оптимизировать многие процессы и сделать бизнес более эффективным, за счет возможности выполнять привычные функции быстрее и результативнее", - замечает эксперт.
Илья Асриян, ведущий специалист по унифицированным коммуникациям Siemens Enterprise Communications в России и странах СНГ, отмечает, что в условиях дефицита свободных денежных средств такие аргументы, как имидж компании, перспективность решения, интерес к новым технологиям, удобство администрирования отходят на второй план. Он приводит несколько оснований для того, чтобы аргументировать внедрение IP-телефонии. К ним специалист относит: уменьшение стоимости рабочего места при расширении; отказ от развития и поддержки независимой телефонной кабельной сети; возможность работы из дома и как следствие экономия на аренде офисных помещений, транспорте и мобильной связи; оптимизацию использования фиксированных и мобильных сетей связи; простоту развертывания небольшого удаленного офиса; возможности применения шифрования трафика в локальных и публичных сетях; уменьшение затрат на командировки, как следствие повышения качества конференц-связи и средств совместной работы. "Сильным мотивом могут стать и принципиально новые функции, позволяющие повысить эффективность работы сотрудников и предприятия в целом, которые получает заказчик при переходе к унифицированным коммуникациям на базе IP. К примеру, такая простая функция, как сервис единого номера (ONS) при правильном исполнении способна минимизировать затраты на мобильную связь для сотрудников", - замечает специалист.
Эксперты рынка достаточно положительно смотрят на перспективы роста рынка VoIP-решений в корпоративном секторе. Среди причин такого оптимизма называются и стабильность цен на оборудование, и расширение продуктовых линеек (за счет этого сейчас стало значительно проще подобрать оптимальное для компании решение). Екатерина Цвилева считает, что сегодня IP-телефония в России не составляет реальной конкуренции для рынка МГ/МН, поскольку традиционные операторы связи обязаны соблюдать определенные правила пропуска трафика, и применение схем с терминацией на сеть VoIP не всегда правомерно с точки зрения законодательства Российской Федерации. Однако, по ее словам, корпоративные заказчики стремятся получить простые управляемые и унифицированные решения на базе IP для пропуска всех видов трафика за меньшие деньги, что приводит к определенному давлению со стороны рынка на вендоров и традиционных операторов связи. Данная тенденция, считает специалист, безусловно, повлияет на развитие VoIP-рынка и повлечет за собой его постепенный рост, но, скорее всего, процесс полной миграции на VoIP займет еще не один год.
По оценкам Ильи Федорушкина, общий объем голосового трафика в сетях IP-телефонии будет прирастать так же, как и последние 3-5 лет, однако в отчетах исследовательских компаний это, скорее всего, будет фигурировать как стагнация и спад. Эксперт объясняет, что доля VoIP трафика в общем объеме голосовых минут растет быстрее, чем прирастает общий трафик, а точно оценить количество минут, ушедших в корпоративные IP VPN и Skype-системы невозможно. Он уверен, что доля VoIP трафика на рынке междугородней и международный связи вырастет до 44%, а в услугах дальней связи по всем рынкам России составит 24%.
Михаил Демидов