|
|
Обзор
Телеком 2010Обозрение подготовлено
Российское телеком-законодательство в 2010 году пополнилось новым нормативным документом, регулирующим межоператорское взаимодействие и построение телефонных сетей связи общего пользования. Эксперты считают, что он позволит улучшить ситуацию в отрасли, связанную с работой альтернативных операторов связи.
Весной 2010 года Минкомсвязи инициировало обсуждение нового проекта приказа "Требования к построению телефонной сети связи общего пользования (ТфОП)", который должен будет сменить существовавший ранее одноименный приказ, датированный августом 2005 года. Тогда он принес достаточно крупные изменения на рынке связи, одним из которых стала угроза ухода всех альтернативных операторов (в основном тех, кто предоставлял услуги IP-телефонии). Как показало время, в итоге сам по себе рынок изменился к лучшему – в России остались самые сильные игроки, деятельность которых все равно рассматривается в контексте положительной динамики роста на данном направлении. Тем не менее, судьба многих таких компаний развивается по двум сценариям – или они подают жалобы в арбитражные суды, требуя оспорить решение монополистов в регионах, где сосредоточена абонентская база "альтернативщиков", или сами оказываются ответчиками по искам со стороны регуляторов из-за формальных нарушений законодательства.
В конце 2008 года подобное положение дел инициировало открытое обращение Ассоциации операторов телефонной связи (АОТС) к Дмитрию Медведеву с просьбой разобраться в ситуации с поведением Роскомсвязьнадзора в вопросах урегулирования конфликтов между МРК "Связьинвеста" и малыми альтернативными операторами связи, оказывающими услуги в регионах России. Тогда речь шла о нарушениях антимонопольного законодательства, связанных, по мнению участников рынка, с произволом в самих МРК и приводящих к отключению абонентов от услуг связи альтернативного оператора. На тот момент в Минкомсвязи уже проводилась коррекция отраслевого законодательства, где в числе реализуемых проектов значилось изменение двух нормативных документов – "Требований к построению телефонной сети связи общего пользования" и "Требований к порядку пропуска трафика в телефонной сети связи общего пользования". Тогда ведомство ставило задачу устранения необоснованных препятствий в оказании услуг FMC и обслуживании корпоративных сетей, а также технических неточностей. В числе предполагаемых изменений значились несколько аспектов, среди которых - описание функциональности узла телефонной сети и установление соответствия понятий «узел сети» в сетях с коммутацией каналов и пакетов с точки зрения построения телефонной сети при разных технологиях коммутации. Документ также должен был определить порядок маршрутизации при взаимодействии сети ТфОП с сетями передачи данных, сервисными узлами (включая узлы экстренных служб) и тому подобным.
25 февраля 2010 года Минкомсвязи опубликовало проект приказа "Об утверждении Требований к построению телефонной сети связи общего пользования", согласно которому с 1 января 2011 года предполагается отменить действующие "Требования к построению телефонной сети связи общего пользования", утвержденные приказом Министерства информационных технологий и связи РФ от 8.08.2005 г N97. Общий смысл изменений в документе сводится к тому, что новые "Требования..." определят порядок использования технологии коммутации пакетов IP при построении телефонной сети связи общего пользования и внесении связанных с этим изменений в концепции архитектуры и функционирования сети. Принятию этого приказа предшествовал продолжительный цикл совещаний рабочей группы, возглавляемой Алексеем Рокотяном, первым заместителем гендиректора «Норильск-Телекома».
В ходе этих слушаний были замечены несогласия между участниками рынка по ряду принципиальных положений, которые лежат в основе существующего регулирования отрасли (например, решение вопросов экономических взаимоотношений операторов технологическими ограничениями, невозможность эффективного внедрения современных решений (NGN/IMS) на основании существующих норм пользования аппаратурой, столкновение коммерческих интересов в вопросах взаиморасчетов за пропуск трафика и так далее). Рабочая группа выступала с предложениями по пересмотру отношений к сохранению иерархии сетей телефонной связи с последующим отказом от зоновых операторов и созданию региональных (местно-зоновых) сетей фиксированной телефонии на части субъекта РФ; приданию точкам присоединения статуса универсальной (то есть, пропуска всех видов трафика как для связистов, так и для их абонентов), вменению в обязанность уплаты соразмерной компенсации затрат, которые несет оператор, присоединяющий другую сеть связи и отказ от оплаты расходов на создание и поддержку не пропускающих трафик точек присоединения и покупки избыточного с технологической точки зрения коммутационного оборудования.
Однако принятый в феврале 2010 года (подготовленный в декабре 2009 рабочей группой №1 АДЭ под руководством господина Рокотяна) документ вызвал неоднозначную трактовку у участников рынка. Так, например, Виталий Слизень, генеральный директор "Синтерры", анализируя текст приказа, отметил несколько спорных с точки зрения бизнес-логики моментов, которые отвечают стратегии поддержке Минкомсвязи "альтернативщиков" в противовес МРК "Связьинвеста". По его словам, указанное в документе положение о возможности использования спутниковых линий связи при присоединении узла МГ/МН-связи при условии, что между населенными пунктами не проложена линия наземной связи, может перераспределить выручку спутниковых операторов в пользу альтернативных магистральных операторов (ТТК, "Синтерра", "ВымпелКом", Orange, МТС, "МегаФон" и другие). Г-н Слизень замечает, что оператора телефонной обяжут по любой цене арендовать канал у существующего наземного оператора, а в случае отказа – могут обвинить в незаконном предпринимательстве.
Другое положение "Требований..." предполагает при построении ТфОП использовать оборудования коммутации и маршрутизации пакетов информации сетей передачи данных, в том числе, допускается организация между соединяемыми устройствами каналов связи, не имеющих фиксированной полосы пропускания, при условии обеспечения требуемых параметров качества передачи голосовой и служебной информации. Подобная схема предполагает работу через аренду IP-VPN, которые сейчас предоставляют не только МРК "Связьинвеста", но и множество других операторов связи по более привлекательным для бизнеса ценам.
В приказе также уделено внимание аспектам интерконнекта между альтернативными операторами и МРК. Согласно требованию, состоящему в том, что "каналы связи (физические цепи), соединяющие смежные узлы связи, в том числе узлы связи взаимодействующих телефонных сетей связи, допускается использовать для установления соединений как в одном направлении (однонаправленные каналы), так и в обоих направлениях (двунаправленные каналы)", "альтернативщики" смогут вынуждать МРК платить за присоединение дополнительных каналов связи, в то время как сами они вправе ссылаться на отсутствие технической возможности расширять полосу.
Новый приказ также изменил порядок выхода новых операторов на рынок МГ/МН-связи (смягчение правил для развертывания – вместо узла связи теперь достаточно gateway-оборудования), взаимодействий зоновых и магистральных операторов (теперь МГ/МН-оператор вправе соединяться не со всеми зоновыми операторами, работающими в регионе, среди которых есть и МРК "Связьинвеста"). Но, тем не менее, существует вероятность, что регулятор рынка не ограничится такими либеральными мерами в пользу "альтернативщиков" и будет использовать иные рычаги воздействия на их деятельность, например, обеспечения недискриминационного доступа к инфраструктуре или ввода налогообложения.
Михаил Демидов