|
|
Обзор
Телеком 2010Обозрение подготовлено
В 2009 году продолжился стремительный рост рынка мобильного интернета. Сотовые операторы увеличили охват территории, развернув сети 3G почти во всех крупных городах России. Однако рост привел к тому, что в некоторых регионах с дорогими тарифами на фиксированный ШПД начался отток клиентов у традиционных провайдеров.
Рост мобильного интернета в 2009 году по предварительной оценке МТС составил 57% и принес сотовым операторам порядка 36 млрд руб. Данные компании «Мегафон» несколько отличаются от результатов исследования МТС. По мнению Марины Пак, начальника отдела маркетинга «Мегафон», рост составил не более 40%, обеспечив емкость рынка в 35 млрд руб при количестве пользователей в 45 млн человек. Цифры, которые приводит Денис Кусков, генеральный директор «TelecomDaily», показывают, что в денежном выражении рынок составил порядка 32 млрд руб (суммарная абонентская база по результатам 2009 года составила 70 млн человек). К его цифрам оказался наиболее близок декабрьский прогноз J’son & Partners Consulting, согласно которому, рынок мобильного интернет-доступа на базе 3G и GPRS/EDGE (без учета WiMAX) по итогам года должен был вырасти на 43,6% и составить 29,3 млрд руб. Тем не менее, динамика рынка, если сравнивать с прогнозом ComNews Research, предсказавшего в апреле прошлого года 67% увеличение до 42 млрд рублей по итогам 2009 года, была скромнее. Оправдался прогноз только по росту трафика - по данным «Мегафона» он оказался гораздо выше ожидаемых ComNews Research 11 ПБ, выйдя к планке в 18 ПБ.
Столь существенную разницу между прогнозом и оценкой состояния рынка можно объяснить двумя причинами. Во-первых, снижение цен на услугу передачи данных целым рядом операторов мобильной связи. Во-вторых, в 2009 году продолжала наблюдаться диспропорция между двумя столицами (где рост рынка мобильного интернета достиг, по словам Михаила Сергеева, директора по коммуникациям «Гарс Телеком», 140%-150%) и регионами, куда провайдеры пришли совсем недавно. В том или ином виде сегодня 3G-сетями охвачены практически все регионы России, однако во многих случаях речь идет о работе нескольких подобных базовых станций в тестовом режиме. Кроме того, только в декабре 2009 г. «большая тройка» получила разрешение на развертывание 3G сети на улицах Москвы.
Рыночный рост, одним из главных факторов которого стало увеличение площади покрытия, способствовал значительному увеличению доходов оператора от услуги передачи данных. Так, доходы МТС от мобильного интернета в 2009 году выросли в 2 раза, а рост пользователей услуги составил 25%. Доля передачи данных в структуре доходов от дополнительных услуг у «Мегафона» выросла до 35%, причем, по словам Марины Пак, «доля доходов от услуги мобильный интернет составляет несколько процентов от общих доходов». Клиентская база услуги «3G Офис» в «Гарс Телеком» выросла на 24%. Доля пользователей мобильного интернета в общей абонентской базе операторов, по мнению Дениса Кускова, на данный момент уже составляет 31%, тогда как годом ранее - на 11% меньше.
Еще одним катализатором роста, по мнению российских операторов, стало активное распространение USB-модемов. Этому благоприятствовал тот факт, что с начала 2009 года стоимость модемов снизилась на 50% (по оценкам МТС), а также более доступны стали и тарифы на доступ в Сеть. В том же Петербурге, к примеру, уже сегодня можно найти безлимитные тарифы в ценовом диапазоне от 200 рублей. Неудивительно, что объем 3G-трафика, по словам Ирины Осадчей, пресс-секретаря МТС, в мобильном интернете России уже сопоставим с объемом 2G-трафика, при этом зона покрытия 3G еще небольшая (по сравнению с зоной покрытия 2G).
"Вместе с развитием 3G наблюдается существенный рост потребления «тяжелого контента", - утверждает Ирина Осадчая. Более того, несмотря на снижение в среднем цены на 1 Мб трафика, ARPU услуги растет. МТС приводит данные о том, что этот показатель за 2009 год вырос больше чем на 40%. Представитель «Мегафона» уверен, что в 2010 году эти цифры увеличатся еще на 20%. На это указывают и инвестиции в развитие нового интернет-портала под рабочим названием «Трава». Планируется, что через него «Мегафон» будет продавать фильмы, музыку, игры и иной «тяжелый» контент. Как отмечают в "Гарс Телеком", уже сейчас можно сделать вывод о том, какой будет аудитория проекта: так, еще в 2009 году менеджмент стал активно пользоваться беспроводным доступом в рабочее время для нерабочих целей. Размер скачиваемых файлов вырос на 33%. Другой оператор "большой тройки" МТС уже запустил в апреле 2009 подобный проект (Omlet.ru), инвестировав в его создание порядка 5-7 млн долларов.
Одной из проблем регионального мобильного интернета является относительно малая территория покрытия мобильной сетью (несколько городских районов регионального или областного центра). Тем не менее, уже сейчас в этом секторе 3G-операторы борются за то, чтобы быть конкурентоспособными, по сравнению с традиционным провайдерами ШПД. Такое стало возможным благодаря неблагополучной ситуации с высокими тарифами во многих регионах страны. Согласно исследованию ComNews Research, несмотря на то, что за последние два года магистральные тарифы на основных направлениях снизились в среднем в 10 раз, ценовые диспропорции между двумя столичными городами и региональными центрами сохраняются. Одной из главных причин этого называется доминирующее положение единственного игрока на рынке ШПД в региональном секторе. Как правило, этим игроком является какое-либо из дочерних предприятий холдинга «Связьинвест».
Однако не все операторы готовы к конкуренции с традиционным доступом в интернет. Ирина Осадчая уверена в том, что мобильный и фиксированный ШПД являются взаимодополняющими технологиями. Такая позиция обусловлена недавней покупкой МТС оператора «Комстар». «Вымпелком», возможно, также не рассматривает 3G в качестве конкурента фиксированного ШПД после приобретения Golden Telecom. Представитель «Мегафона» Марина Пак, напротив, считает, что конкуренция возможна, поскольку «мобильный интернет уже составляет конкуренцию фиксированному». Она также уверена в том, что именно развитие мобильного интернета - это путь к преодолению «цифрового неравенства между регионами России и центром». На это указывает интерес сотового оператора к игроку рынка дальней связи компании "Синтерра", так и не закончившийся в 2009 году покупкой последней.
В декабре 2009 года агентство J’son & Partners Consulting посвятила теме возможного противостояния мобильного и фиксированного ШПД отдельное исследование. Аналитики пришли к выводу, что единственным возможным конкурентом традиционному ШПД являются сети WiMAX, которые, по итогам 2009 года, занимают долю примерно в 3-5% на рынке отечественного мобильного интернета. Если не произойдет агрессивного роста в этом секторе, то рынок фиксированного ШПД окончательно займет доминирующее положение. Тем не менее, в J’son & Partners Consulting придерживаются оптимистичных настроений и ожидают к концу 2010 года 5% оттока от ШПД к WiMAX. Абонентская база WiMAX к этому времени, по их мнению, должна достигнуть 1,7 млн подписчиков.
Однако ряд экспертов телеком-рынка говорят уже о противостоянии не между фиксированным ШПД и мобильным интернетом, а между сотовыми операторами, разворачивающими сети 3G, новыми компаниями, активно способствующими развитию WiMAX, и традиционными Интернет-провайдерами. Конкуренция между сотовыми операторами и WiMAX станет особенно острой, когда на отечественный рынок выйдет новая технология LTE, о поддержке которой уже заявили МТС и «Вымпелком». Правда, говорить о конкуренции столь масштабной вице-президент Yota Игорь Торгов пока не торопится: «Мы не ведем речь о тотальной конкуренции. Мы имеем в виду только конкуренцию в определенном сегменте пользователей ШПД». Несмотря на это, уже сейчас компания «Скартел» является одним из крупнейших WiMAX-операторов в мире, обслуживая более 255 000 абонентов (оценка J'son and Partners). Для сравнения, у американского провайдера Clearwire - порядка 173 000 абонентов.
Однозначно судить о том, что мобильный интернет является драйвером рынка мобильной связи, сегодня нельзя. В регионах, безусловно, выбор оператора, способного предложить эту услугу по минимальной цене или вообще ее предложить – играет ощутимую роль. Потребитель выбирает того, кто предлагает необходимую сегодня услугу, поскольку она ему необходима. Здесь спрос предшествует предложению. Если же брать более благополучные районы, то пока что массовый потребитель не настолько заинтересован в 3G - он более свободно выходит в Сеть. В то же время, в таких районах операторы, как правило, очень хорошо представлены. Тут услуга мобильного интернета может оказаться одним из главных орудий в борьбе за потребителя между конкурентами.
Александр Семенов