|
|
Обзор
Телеком 2010Обозрение подготовлено
Рынок Android-устройств в России сформировался во второй половине 2009 года и на данный момент демонстрирует лишь небольшой прирост. Продавцы пока не видят в этих коммуникаторах прямых конкурентов телефонам с "проверенными" платформами. По этой причине пользователей не всегда доходят топовые новинки модельного ряда. Удастся ли Android закрепиться на российском телеком-рынке?
Первые устройства на базе Android OS появились в мире летом 2008 года. Все началось с анонса и последующего запуска в сети оператора T-Mobile в ряде западных стран (США, Великобритания, Германия) коммуникатора HTC Dream (T-Mobile G1). Чуть позже на рынок была выведена вторая модель - HTC Magic (T-Mobile myTouch 3G), работающая на более современной аппаратной платформе. Именно эти две модели "гуглофонов" начали формировать первичный спрос на новые устройства, в то время как остальные вендоры лишь аннонсировали планы по выпуску подобных аппаратов. Впоследствии, на протяжении всего 2009 года, линейка Android-коммуникаторов расширялась и пополнялась новыми аппаратами, достигнув к концу четвертого квартала 24 моделей (в масштабах мирового рынка), как выпущенных в коммерческое производство, так и анонсированных (при существовании реальных прототипов).
Российский рынок Android-техники начал формироваться практически одновременно с мировым, когда в страну начались поставки "серых" T-Mobile G1 и myTouch 3G. В отличие от ситуации с iPhone 2G, ажиотажа по поводу этих устройств не было. Официально же рынок коммуникаторов на Android появился в июне 2009 года с объявления компанией HTC планов о старте продаж новых "гуглофонов" – HTC Magic (позже это решение было отменено) и HTC Hero. На тот момент в мире было всего 3 вида Android-устройств.
Объявление о старте официальных продаж Android-коммуникатора в России появилось в конце июня 2009 года. Им должна была стать недавно представленная модель HTC Hero, а право на эксклюзивные продажи в течение первых месяцев было передано МТС. Тендера по выбору сети, в которой должен был стартовать тайваньский коммуникатор, не было – МТС являлся стратегическим партнером производителя, у "Вымпелкома" Android как платформу не поддерживали партнеры - Apple и BlackBerry, а "Мегафон" от комментариев относительно планов по продажам устройств на базе Google Android в момент анонса отказался.
Тем не менее, сроки старта неоднократно переносились с начала августа до середины сентября. Пользуясь такой ситуацией, первый коммуникатор на Android представила компания "Вобис компьютер". Им стал Highscreen PP5420, модернизированный Windows Mobile-коммуникатор, на который была установленная портированная версия Android OS. Устройства существенно различались и по цене - 13 990 руб. против 22 990 руб. за HTC Hero.
Стоит отметить, что в отличие от операторских моделей, продавшихся в мире, оба устройства, появившихся в России, были "андроидфонами". Разница между ними и "гуглофонами" состояла в отсутствии в базовой комплектации ОС сервисов Google – прежде всего, каталога приложений Android Market. Прошивка на HTC Hero с их поддержкой для российского рынка появилась только в октябре, спустя почти месяц после старта продаж. Устройство от "Вобис" такой прошивки не имеет до сих пор.
Чуть позже на мобильный рынок вышли две интересные модели, в большей степени нацеленные на стиль и доступность. HTC Tattoo со съемными панелями был ориентирован на молодых покупателей среднего класса (устройство стоило 14 990 руб. за счет применения экрана меньшего разрешения и выполненного без поддержки мультитач). Samsung I7500 поступил в салоны связи с "опозданием" на три месяца от мировой премьеры. Обе модели уже являлись "гуглофонами" и работали под управлением актуальных на тот момент версий ПО – Android OS 1.6 и 1.5, соответственно. По оценкам Сергея Смирнова, генерального директора RoverComputers, вывод HTC на рынок более бюджетной модели HTC Tattoo позволило компании присутствовать в сегментах премиум-класса и средней ценовой категории. В случае с Samsung, по его словам, при отсутствии маркетинговой активности вендора продажи устройства "сделала" сила бренда.
С самого момента анонса продаж первых Android-коммуникаторов крупнейшие розничные сети были настроены весьма скептически и не верили, что эти устройства смогут сколько-нибудь серьезно повлиять на расстановку сил на рынке. Так, например, "Евросеть" спокойно отнеслась к тому, что эксклюзив на HTC Hero получила МТС. Президент компании Александр Малис был уверен, что в России до конца года может быть продано лишь 100 – 200 тыс. таких устройств.
По данным "Вобис компьютер" первое место по продажам Android-коммуникаторов в России по итогам 2009 года занял HTC Hero - аппаратов данной модели было продано около 20-25 тысяч шт. В первую очередь, это связано с серьезной маркетинговой программой и определенным интересом общественности к мобильным устройствам с новой ОС, на фоне которой другой коммуникатор - Highscreen PP5420 смотрелся слабее. О том, что HTC Hero стал лидером нового рынка говорит и глава розничной сети МТС Сергей Румянцев. По его словам, популярность HTC Hero в розничной сети МТС сопоставима с флагманской моделью Nokia N97, продажи которой стартовали в МТС немного раньше, кроме того, продажи модели HTC Hero в разы превышают показатели схожих по стоимости коммуникаторов в линейке НТС.
На втором месте по итогам 2009 года оказались модели Samsung I7500 и HTC Tattoo - их продажи составили порядка 10 тысяч шт. Это обернулось разочарованием для HTC, поскольку для подобной бюджетной модели известного бренда уровень продаж должен был быть гораздо выше. Негативным фактором, сыгравшим против HTC Tattoo, стала его стоимость, которую спустя некоторое время и производитель, и сети начали постепенно снижать. В то же время Samsung I7500, не выделяющийся великолепным дизайном и имеющий схожие характеристики, за исключением отсутствия собственной тач-оболочки самой операционной системы (в HTC разработана специальный интерфейс HTC Sense), и с более высокой ценой, показал в этом отношении лучший результат. Это был дебют Samsung, который можно назвать успешным, поскольку рекламной поддержки этого коммуникатора в России практически не было, что вообще нехарактерно для корейской компании.
Третье место занял Highscreen Zeus – эти коммуникаторы были проданы в количестве 7 тысяч шт., по оценкам Михаила Фадеева, эксперта-аналитика рынка мобильных гаджетов, при том условии, что аппарат еще не зарекомендовал себя как достойный конкурент именитым брендам – до лета 2009 года о нем вообще не было ничего известно. Высокие продажи, в первую очередь, связаны с техническими характеристиками телефона – наличием QWERTY-клавиатуры, компактными размерами и стоимостью - при ее падении до 9 990 руб. даже не столь продвинутые пользователи начали активно присматриваться к покупке коммуникатора.
Объемы продаж остальных "гуглофонов" находятся в пределах статистической погрешности. Согласно аналитикам Smartmarketing, по итогам 2009 года общее число проданных коммуникаторов на платформе Android составило 50 тысяч шт., включая около 1-3 тысяч экземпляров других моделей, основную часть из которых занимают "серые" поставки из-за рубежа.
По мнению Михаила Чернышова, коммерческого директора "Вобис Компьютер", основная проблема Android заключается в низкой информированности потребителей и функциональных преимуществах платформы: "На самом деле массовому потребителю глубоко все равно, какая платформа стоит внутри аппарата. Для него важен, во-первых, ценник, во-вторых, бренд, в-третьих, насколько тот или иной аппарат решает его повседневные задачи, удовлетворяет его потребностям. Несмотря на то, что Android в последнем случае не хуже, чем тот же Windows Mobile, потребители в массе своей просто об этом не знают. Об этом имеют весьма смутное представлении даже продавцы на точках продаж, многие из которых все, что могут сказать покупателю про Android, так это то, что "это не то же самое, что Windows Mobile или iPhone. Это – другое". При этом, ничего по сути от них не добьешься".
Эксперт считает, что для укрепления позиций Android на рынке необходимо, чтобы вендоры и сам Google инвестировали в образование рынка, в разъяснение того, что собой представляет эта платформа и какие возможности она открывает. Кроме того, по его мнению, необходимо наличие широкого выбора ПО для этой ОС, доступного для скачивания и приобретения. "В какой-то момент, когда наиболее грамотные потребители поймут, что такое Android и зачем он им нужен, должен включиться фактор "сарафанного радио". Тогда рынок реально может стать массовым. Все это имело место быть в случаях с Symbian и Windows Mobile. Этот путь должен пройти и Android", - замечает специалист.
Он не считает, что Android в силу определенных причин не пройдет этот путь, но предполагает, что этот период развития платформы займет определенное время и потребует инвестиций со стороны производителей. В настоящее время доля таких устройств в России, по его оценкам, не превышает 3-4% от всего рынка. Сергей Румянцев придерживается другой точки зрения - за последние четыре месяца 2009 г. показатель составил менее 0,5% от всего рынка мобильных телефонов.
Михаил Чернышов также обращает внимание на тот факт, что "андроидфон" и Windows Mobile-аппарат по своей сути для производителей и для потребителей являются одним и тем же коммуникатором, например, в плане сходства аппаратной составляющей. В качестве примера он приводит анонсированный на выставке Mobile World Congress 2010 аппарат Acer neoTouch P300, который представляет собой полную копию Highscreen Zeus, но под управлением Windows Mobile. "В случае с Android вендорам не имеет смысла менять ни каналы продаж, ни модель бизнеса. Все будет точно таким же, как с Windows Mobile. Это просто другая платформа, и не более того", - замечает господин Чернышов. Говоря о разнице в маржинальности производства и продажи устройств, он не отмечает предпосылок к какому-либо изменению этого показателя в связи с появлением Android. Об этом же говорит и Сергей Румянцев: "Процент, который добавляют ритейлеры при продаже, не зависит от ПО телефона. На процент маржи, в первую очередь, влияют востребованность модели, конкурентная ситуация на рынке и ценовая политика производителя. Маржинальность может меняться в зависимости от рыночной ситуации и "жизненного цикла" телефона. По стоимости Android-коммуникаторы попадают в ценовой диапазон выше среднего. На сегодняшний день, маржинальность неэксклюзивных продуктов от HTC ниже среднего относительно других производителей".
Михаил Фадеев объясняет, что достаточно распространенное суждение о "бесплатности" Google Android и, как следствии, преимуществе платформы для вендоров, является по своей сути мифом. Причины этого состоят в необходимости приобретения прав на установку сервисов Google, поэтому бесплатной на деле оказывается только базовая лицензия на ОС. Кроме того, отмечает специалист, вендору также придется заплатить за адаптацию базовой сборки Android под конкретное аппаратное обеспечение (написание драйверов, портирование приложений). "Если сложить вместе все расходы, одна среднестатистическая виртуальная лицензия на Android выходит не намного дешевле реальной осязаемой лицензии на Windows Mobile", - замечает эксперт.
Если основная часть потребителей не захочет принимать новую платформу, то многим компаниям в таком же усиленном темпе, как они начинали выпускать "гуглофоны", придется прекращать их производство. В этом отношении большое влияние на успех Android окажет обновленная версия Windows Mobile, поскольку Microsoft не намерена мириться с экспансией со стороны конкурента и будет стараться жестко ответить, а выдержит ли это новая платформа – вопрос времени.
Михаил Демидов