Обозрение подготовлено

версия для печати
Россия держится за Windows Mobile

Россия держится за Windows Mobile

Экономический кризис, сказавшийся на продажах смартфонов и коммуникаторов, подтолкнул многих вендоров к пересмотру своих стратегий по освоению мобильных платформ. Падение доли Windows Mobile, резкий взлет iPhone, а также зарождающийся тренд развития мобильного Linux в виде Android OS и аналогичных систем формирует не только мировой, но и российский рынок мобильных устройств.

По мнению разных аналитических агентств, экономический кризис очень сильно повлиял на потребителя, вызвав радикальную перестройку его поведения. Посткризисный потребитель стал более ответственно относиться к выбору продуктов, в том числе и мобильных устройств; начал задумываться над тем, нужна ли ему та или иная вещь или функция. Благодаря этому смартфоны стали востребованы именно как смартфоны. Если раньше потребитель далеко не всегда осознавал, какой именно аппарат покупает или чем владеет, то в 2009 году его восприятие изменилось. Соответственно, внимание оказалось сфокусировано не только на внешнем виде устройства, но и на используемой платформе.

Мировой рынок мобильных платформ

Ситуация на рынке мобильных платформ различается довольно сильно от региона к региону. Если брать обстановку в целом по миру, то она будет иной, чем в России или США, где, по информации comScore, на начало января 2010 смартфонами обладали 42,7 млн американцев (на 18% больше, чем в октябре 2009 года). Самый большой рост среди платформ показала операционная система от Google, увеличившая свою долю на рынке на 4,3%. Рост в основном произошел за счет падения интереса к Windows Mobile, потерявшей за этот период 4%. Также падение продемонстрировал Palm (на 2,1%), зато выросла доля Blackberry - на 1,7%. Apple же не показала ни падения, ни особого роста.

Американский рынок мобильных платформ, октябрь 2009 - январь 2010

Платформа

Доля рынка, октябрь 2009

Доля рынка, январь 2010

Blackberry OS

41,3%

43%

iPhone OS

24,8%

25,1%

Windows Mobile

19,7%

15,7%

Android

2,8%

7,1%

Palm

7,8%

5,7%

Источник: comScore, 2010

На мировом рынке смартфонов ситуация, по данным Gartner, несколько иная. Эксперты прослеживают общую тенденцию в сокращении доли Windows Mobile на 3,1% и рост iPhone OS – на 6,2%. Android демонстрирует увеличение рыночной доли по итогам 2009 года на 3,4%. Всего в мире, по мнению Gartner, было продано 172 млн 373 тыс. смартфонов.

Мировой рынок мобильных платформ, 2008-2009

Платформа

Доля рынка, 2008

Доля рынка, 2009

Symbian

52,4%

46,9%

BlackBerry OS

16,6%

19,9%

iPhone OS

8,2%

14,4%

Windows Mobile

11,8%

8,7%

Linux

7,6%

4,7%

Android

0,5%

3,9%

Palm webOS

0

0,7%

Другие

2,9%

0,6%

Источник: Gartner, 2010

Почти такие же оценки дают в Canalys. По информации этих экспертов, за 2009 год в мире было продано 78,5 млн устройств на основе Symbian, это  47,2% от общего объема продаж. Второе место за BlackBerry OS, у нее 20,8%, третье – iPhone OS с 15,1%, а четвертое - у Windows Mobile, которая опустилась до 8,8%, потеряв за год целых 26,4%. Что касается Android, то система показала 1073,5% рост за год, заняв долю в 4,7%. Если в 2008 г. было куплено всего 690 тыс. устройств на базе платформы Google, то уже в 2009 г. аппараты разошлись суммарным тиражом в 7,8 млн.

На этом фоне кажутся последовательными прогнозы IDC о том, что к 2013 году операционная система Android будет занимать второе место по популярности среди других платформ для смартфонов. Первое место останется за Symbian, а вот доля таких платформ на базе Linux, как Maemo, LiMo, WebOS и пр., будет сокращаться. Прогноз IDC совпадает с прогнозом Gartner, согласно которому доля Android к 2012 вырастет до 14%. Эксперты этой компании полагают, что операционная система займет второе место по популярности на мировом рынке, обогнав Windows Mobile, BlackBerry и iPhone, при этом доля Symbian составит 39%.

Российский рынок мобильных платформ

В России, по предварительным итогам компании Smartmarketing, ситуация отличается коренным образом. Ровно половину рынка занимает Windows Mobile, на долю iPhone с Symbian вместе приходится 44,4%, а на платформу Android - оставшиеся 5,6%. Еще в первом полугодии 2008 года ситуация, согласно той же Smartmarketing, выглядела иначе: 67,7% - Symbian, 25,8% - Windows Mobile, 6,5% -  iPhone OS и 0,1% - другие платформы. Столь коренное изменение может быть объяснено как целым рядом релизов от RoverComputers, Asus и HTC, активно использующих Windows Mobile, так и изменением в методике подсчета аналитиками Smartmarketing.

В 2009 году они разбили весь спектр "продвинутых" телефонов на два сектора. Во-первых, это смартфоны, которые они определяют как "устройства с несенсорным экраном и цифровой клавиатурой", а во-вторых, WID-устройства, обладающие "крупным экраном или сенсорным экраном, а также алфавитной клавиатурой". Учитывая тот факт, что доля смартфонов (большая часть которых работает на Symbian) на российском рынке по итогам первого полугодия 2009 года составила 75,6%, а доля WID-устройств сводится к 24,4%, то цифра 50% применительно к Windows Mobile, беря в расчет долю WID-устройств, уже не кажется фантастической.

Михаил Чернышов, коммерческий директор "Вобис Компьютер", не делит рынок "умных" телефонов на сегменты, но выдвигает по объемам продаж вперед Symbian и оценивает часть занятого ей рынка, по самым грубым подсчетам, в 300-400 тыс. штук за 2009 год. Успех платформы он объясняет не ее "функциональными преимуществами", а популярностью телефонов Nokia, в которых, как правило, стоит Symbian: "Большинство потребителей, которые покупают Nokia, даже не задумываются о том, что за программная платформа стоит в аппарате. Они приобретают именно телефон от Nokia. Nokia – любимый народный бренд".

Второе место Михаил Чернышов также отдает проприетарным платформам, которые "покупаются исключительно по причине популярности конкретных телефонных брендов (Samsung, LG)". Третье место отходит Windows Mobile, "известной, раскрученной платформе", которую используют очень многие вендоры, как фавориты – HTC, так и бренды "второго эшелона" - Acer, RoverPC, Asus, Gigabyte. По словам Михаила, "выбор устройства на этой платформе из всего, что предлагается на рынке, наиболее осознанный ". За Windows Mobile идет Apple, ключевым фактором успеха которой является яркий бренд и удачный маркетинг. Android Михаил Чернышов ставит на последнее место с долей приблизительно в 3-4% от общего рынка.

Специалисты компании "Евросеть" также говорят о превалировании на российском рынке таких платформ, как Symbian и Windows Mobile, хотя не упоминают о серьезной доле проприетарных систем. Более того, они отмечают, что для каждой из платформ можно выделить целевую группу. По их мнению, платформа Microsoft "востребована бизнесменами и деловыми людьми", Android и MAEMO "пользуются популярностью среди фанатов высоких технологий", а Symbian "рассчитан на любителей мультимедийных развлечений".

Как бы то ни было, говорить о cпаде в сегменте Windows Mobile, обозначившемся заграницей, в России нельзя. Представители сети "Связной" отмечают, что, скорее всего, данная платформа находится на перепутье. За три года существования шестой версии ОС у пользователей накопилось немало пожеланий, многие из которых так и не были удовлетворены. Более того, возникли новые платформы, претендующие на сегмент, в котором присутствуют устройства на базе Windows Mobile. Однако, по словам представителей сети "Связной", доля новинок на Windows Mobile все равно выше остальных, и можно утверждать, что на сегодняшний момент Windows Mobile все еще является конкурентоспособной. Если на западном рынке платформа, по сути, готовится к полному перезапуску (переход на совершенно новый интерфейс, требование емкостного экрана у аппарата, поддержка игровых сервисов и т.д.), поскольку теряет аудиторию, то в России, во многом благодаря консервативному восприятию WM-устройств и брендов их производителей, она остается конкурентноспособной. Вендоры продолжали выпускать флагманские устройства под эту платформу (и проводить крупные маркетинговые акции по их продвижению на рынке), хотя в свете последних тенденций отрасли (выпуск топовых моделей на Android) их количество несколько сократилось к концу 2009 года.

Как сложится ситуация в 2010 году, учитывая тот факт, что Samsung решила сконцентрироваться на собственной платформе Bada, а HTC все больше уделяет внимания мобильному решению от Google, эксперты предсказать не могут. Михаил Чернышов не исключает "некоторого "оттока" рынка назад к Windows Mobile". Это случится не только по причине выхода седьмой версии WM. Рынок, по словам эксперта, почувствует недостаток аппаратов под эту ОС, поскольку возникнет сильный перекос в сторону Android, а устойчивый спрос на Windows Mobile никуда не исчезнет.

Как отмечают в "Евросети", конкуренция Windows Mobile и Symbian присутствовала всегда, но если первая платформа приближала возможности телефона к компьютерным, то вторая может и должна конкурировать с iPhone. Однако Михаил Фадеев, эксперт-аналитик рынка мобильных гаджетов, считает, что "конкуренции с iPhone нет и быть не может. Symbian покупают не за какие-то конкретные функциональные характеристики или за высокие конкурентные качества платформы". Платформа известна благодаря тому, что она стоит почти на всех аппаратах Nokia, а те, в свою очередь, пользуются большой популярностью. Потребитель покупает продукт, "в большинстве случаев даже не подозревая, что такое операционная система на телефоне и что с ней можно делать". Более того, Symbian работает больше в сегменте обычных телефонов, чем в сегменте коммуникаторов-смартфонов, а потому напрямую противопоставлять Symbian другим платформам вряд ли возможно.

В свою очередь, дебют iPhone в России Михаил Фадеев считает успешным: "Apple уже в первом квартале заняла первое место по продажам устройств" (речь идет о смартфонах). Другое дело, что планы операторов не были выполнены, но, по словам эксперта, они изначально были не реалистичны. С ним согласен Михаил Чернышов: "все разумные люди, которые хоть чуть-чуть разбираются в том, как устроен этот рынок, понимали, что планы изначально были не реалистичны для выполнения даже с учетом того массированного маркетинга и агрессивной рекламы, которые сопровождали появление iPhone в России". Он также отмечает, что высокие продажи аппарата на западных рынках обусловлены совершенно иной моделью продаж – дотационной, "когда оператор субсидирует приобретение аппарата".  Но поскольку в России данный вид сервиса еще не прижился, потребителям приходится приобретать устройство по полной цене. Несмотря на это, "даже в период кризиса iPhone продавалось больше, чем какой-либо другой модели какого-либо другого бренда за всю историю существования рынка".

"Apple – это бренд, который в любом случае, всегда будет продаваться хорошо, несмотря даже на то, что вышедший на рынок iPhone был заметно менее функционален, чем любой Windows Mobile-коммуникатор", - считает Сергей  Смирнов, генеральный  директор RoverComputers. Он отмечает, что для США бренд Apple является "легендой", поэтому и в России некоторые люди покупают iPhone именно из-за того, что это модно и престижно. "Высокая цена в данном случае не является аргументом "против"", - считает эксперт.

Михаил Чернышов также говорит о том, что Apple привнес на рынок новые стандарты, одним из важнейших стала практика "постпродажной реализации программного обеспечения" (речь идет об App Store). Но если в "Вобис Компьютер" оценивают этот тренд с позитивной стороны, то аналитики Smartmarketing говорят о "попытке централизации распространения контента и мобильного ПО", которую считают  плохим решением прежде всего потому, что сокращается интенсивность конкуренции, что чревато серьезными проблемами в канале разработки и продаж контента и ПО. Другое дело, что приход новых игроков на рынок всегда подстегивает остальных участников, тем самым стимулируя его развитие. 

В целом российский рынок "умных" телефонов в софтверном плане остается достаточно консервативным. Благодаря широкому предложению бюджетных решений от Acer, RoverPC и Gigabyte GSmart, базирующихся на Windows Mobile, платформа сумела не потерять своих позиций. Попытка Nokia предоставить альтернативу интересным решениям Google, параллельно отыгрывая потерянную долю от Apple, была неоднозначной. Политика Samsung, сводящаяся к выпуску решений для всех мобильных платформ, а также рост внимания к HTC, в последнее время активно продвигающей платформу Google, сделали возможным  рост доли Android как на российском, так и на международном рынках. Относительный провал продаж iPhone в России в условиях общего снижения потребительского спроса в 2009 году не выглядел катастрофой для большинства ритейлеров и операторов.

Александр Семенов, Михаил Демидов

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS