|
|
Обзор
Телеком 2010Обозрение подготовлено
Отечественный рынок "умных телефонов" в 2009 году показал рост. Это произошло на фоне значительного падения рынка мобильных устройств в целом, а также сокращения средней цены на аппараты. Новый тренд – поставщики смартфонов и коммуникаторов переориентируются на бюджетные модели.
Объем розничных продаж смартфонов и коммуникаторов на российском рынке по итогам 2009 года вырос на 13% и составил 1,593 млрд долл., по данным MForum Analytics. Объем продаж в штучном выражении вырос на 28% относительно 2008 года - до 4,4 млн аппаратов. Этот рост, по данным "Евросеть", произошел на фоне 27% падения объема рынка сотовых телефонов, который в минувшем году составил 26,2 млн шт. Это самый низкий результат за последние шесть лет.
Динамика продаж мобильных телефонов на рынке России по годам
Источник: "Евросеть", 2010
Половину объема продаж смартфонов и коммуникаторов по итогам 2009 года обеспечили Центральный и Приволжский Федеральные округа. Северо-Западный округ оказался на пятом месте, пропустив вперед Уральский и Юный Федеральные округа. Рынок сотовых телефонов по федеральным округам несколько иной. Чуть более половины (52,6%) продаж обеспечивает Центральный и Приволжский Федеральные округа, за ним Сибирский (12,1%), Северо-Западный (11,1%), Уральский и Пермский края (10,2%), а также Южный (9,9%) и Дальневосточный (4,1%). Специалисты "Евросети" отмечают, что наименьшее падение рынка наблюдалось в Центральном и Дальневосточном регионах, наибольшее - на рынках Урала, Сибири и Поволжья.
Распределение продаж смартфонов и коммуникаторов в штучном выражении по Федеральным округам, 2009
Источник: MForum Analytics, 2010
Средняя цена на смартфон и коммуникатор составила 362 долл. По сравнению с 2008 г. она снизилась на 12%. Для сравнения - средняя цена сотового телефона в 2009 году составила 157 долл. По данным компании "Евросеть", это на 24% ниже показателя 2008 г. Здесь стоит учитывать тот факт, что ритейлеры за год снизили предложение на дорогие мобильные телефоны (от 10 тыс. руб.) в два раза в штучном измерении – с 10% до 5%. Объем рынка, в целом, составил 4,1 млрд долларов, что на 45% ниже объема рынка 2008 года.
Кризис ощутимо повлиял на предпочтения покупателей. Хорошую динамику продаж показали производители "второго звена", во многом благодаря которым стало возможным приобретение смартфона дешевле 150 долл. (по данным MForum Analytics). В 2009 году, как отмечает Михаил Чернышов, коммерческий директор "Вобис Компьютер", "ценовой фактор во многом определял успех той или иной модели, и в будущем году многие производители постараются выводить новые решения именно в бюджетном секторе".
Лидирующую позицию на рынке смартфонов и коммуникаторов занимают аппараты Nokia. Финский гигант занял 45% отечественного рынка "умных телефонов". За ним следует Samsung, которой, по итогам трех кварталов, принадлежит 25% рынка. На долю HTC приходится 10%, Sony Ericsson – 8%. Аппараты других производителей занимают 12%. По данным MForum Analytics, на конец года "в активной" продаже (объем продаж каждой из моделей - свыше 3 тыс. штук за 2009 год) на российском рынке на конец 2009 года было представлено 94 модели смартфонов и коммуникаторов".
На рынке мобильных телефонов, по данным "Евросети", доля компании Nokia на конец 2009 года составила примерно 37-38%. Телефоны от финской компании в России подешевели на 18%. Samsung также снизила стоимость своих мобильных устройств - на 15%, что позволяло ей разделить вместе с Nokia позицию лидера. В тройку топ-3 сумела пробиться LG, вытеснив SonyEricsson. Доля LG выросла на рынке за год в два раза, однако, компания не уменьшила, а наоборот, увеличила свой ценник в розничных продажах на 7-8%.
Если говорить о трендах "умных телефонов", то, по словам независимого аналитика рынка Михаила Фадеева, в минувшем году возросла популярность устройств с большими диагоналями экранов. Среди них эксперт отметил HTC Hero и Samsung WiTu. Продажи последнего стимулировало снижение розничных цен до 14 тыс. рублей в преддверии выхода WiTu II. Массовые продажи Nokia 5800 и N97 Михаил Фадеев объяснил популярностью бренда Nokia. Что касается iPhone 3G, то, по мнению господина Фадеева, этот коммуникатор стал одним из трех самых продаваемых в России в минувшем году.
Аналитики MForum Analytics и Сергей Смирнов, генеральный директор RoverComputers, сходятся во мнении, что возросший спрос на смартфоны и коммуникаторы стал результатом расширения модельного ряда в условиях, когда минимальная цена на них начала снижаться. "Сейчас практически у каждого производителя есть как минимум одна модель классического коммуникатора-смартфона с сенсорным экраном. Средняя цена на устройства колеблется от 10 до 18 тыс. руб.", - говорит Сергей Смирнов. Михаил Фадеев соглашается с этой точкой зрения, полагая, что коммуникаторы, действительно, дешевеют: "На рынке появляется больше предложений в сегментах до 14 -15 тыс. руб., и уже реально есть выбор в сегменте до 10 тыс. руб. (психологический барьер для того, чтобы продажи начали носить массовый характер)".
Это значит, что на рынке наметился новый тренд – распространение бюджетных смартфонов и коммуникаторов. Михаил Фадеев приводит в пример такие новинки рынка коммуникаторов, как RoverPC C7, RoverPC S8, а также Acer beTouch E101, и прогнозирует появление целого нового сегмента рынка "умных устройств". Одним из доказательств этого является запуск компанией Nokia нового модельного ряда Cseries. В эту серию войдут недорогие, но функциональные смартфоны, рассчитанные на широкую аудиторию. Тем не менее, как отмечает Сергей Смирнов, в прошлом году на рынке был заметен явный недостаток предложения бюджетных моделей. В качестве примера эксперт упоминает ценообразование на новые модели коммуникаторов RoverPC, которые вошли в сегмент "ниже 10 тыс. руб" (речь о RoverPC C7 и RoverPC S8). По его словам, эти коммуникаторы не уступают в функциональности другим новинкам, а разница в цене с аналогами других брендов составляла не менее 5-6 тыс. руб. Стоить отметить, что подобные бюджетные предложения хороши не только для тех потребителей, кто в силу кризисных явлений не может, как раньше, позволить себе более дорогую, брендированную новинку, но и для пользователей обычных телефонов, которые хотят попробовать "пересесть" на коммуникатор, посмотреть, что это такое, насколько он решает их повседневные задачи. Естественно, что попробовать хочется "максимально дешево", - замечает Сергей Смирнов.
Но, несмотря на то, что многие мобильные телефоны все больше по своим возможностям приближаются к смартфонам, не совсем ясно, как сложится в ближайшем будущем ситуация c обычными несмартфонами. Существует точка зрения, что подобные аппараты уйдут с рынка. Сергей Смирнов уверен, что этого не случится, поскольку существует довольно значительная группа потребителей, которым просто не нужен будет набор функций коммуникатора или смартфона, а главным критерием выбора для них останется цена устройства.
Михаил Фадеев видит в этой ситуации аналогию с рынком портативных компьютеров, на котором присутствуют, по его мнению, только "более-менее навороченные ноутбуки" и "нетбуки". По его мнению, рынок смартфонов и коммуникаторов в ближайшее время все более отчетливо смещается в два сегмента: в Hi-End на базе новых современных аппаратных платформ с аппаратным и программным топовым набором функций, а также в Low-End, который займут скромные устройства с базовой функциональностью, достаточной для решения большинства повседневных задач. "Огромная масса потребителей, то есть, все те, кто не относит себя к гикам и техноманьякам, выбирают себе "рабочий инструмент", иными словами, устройство для решения определенного спектра повседневных задач. Аппаратные платформы годичной давности, как показывает практика, уже вполне могут удовлетворить подобные запросы. При этом, за счет их "устарелости" и массовости распространения цена таких устройств значительно ниже новинок, использующих последние достижения технологий отрасли", - констатирует эксперт.
Об этом можно судить по данным пресс-службы компании "Евросеть", утверждающей, что на российском рынке активно востребованы бюджетные смартфоны и коммуникаторы. Особо они выделяют в данном сегменте аппараты под маркой RoverPC. Правда, по их словам, спрос на дорогие аппараты также устойчив, а число их пользователей постоянно. Ведь такого рода устройства зачастую приобретают в качестве статусной, а вовсе не функциональной вещи. Об этом говорит и Сергей Смирнов: "В 2009 году, как в любой период экономического кризиса, продавались в основном бюджетные модели, а также брендовые модели премиум-класса".
За 2009 год на отечественном рынке "умных устройств" появилось несколько важных трендов. Среди них - создание бюджетного сектора на рынке коммуникаторов, который смог предотвратить падение в период кризиса. Однако по-прежнему смартфоны и коммуникаторы пока трудно называть массовыми устройствами, соответственно, у производителей и продавцов здесь остается поле для маневров.
Александр Семенов, Михаил Демидов