|
|
Обзор
Телеком 2010Обозрение подготовлено
CNews: Как вы оцениваете итоги 2009 года с точки зрения реализации проектов по развитию сетей связи нового поколения в России?
Александр Иванов: Как мы и ожидали, несмотря на влияние кризиса, в 2009 году в России и СНГ были продолжены, либо начаты многие проекты по построению сетей нового поколения. Например, в прошлом году операторы достаточно активно развивали мультисервисные сети, чтобы предлагать новые виды услуг абонентам, включая сервисы FMC. Операторы все более отчетливо понимают, что именно инновационные сервисы могут открыть для них новые возможности для привлечения абонентов и повышения доходности бизнеса. Конечно, кризис и его последствия сказались на соотношении спроса и предложения на российском рынке телекоммуникационного оборудования. Однако вендоры, которые оказались готовы адаптировать продуктовое предложение и ценовую политику с учетом потребностей российских операторов, смогли усилить свои позиции на этом рынке.
Например, наша компания в прошлом году успешно сотрудничала с МРК «Связьинвеста», операторами «Комстар-ОТС», «Синтерра», Beeline / Golden Telecom, Orange, «Узбектелеком» и др. Более того, рост инсталляций решений «МФИ Софт» в России и СНГ в 2009 году обогнал показатели предыдущих лет.
CNews: По опыту вашей компании, какие решения для развертывания сетей нового поколения сейчас пользуются спросом?
Александр Иванов: Крупных операторов, имеющих доступ к базам и фиксированных, и мобильных абонентов, интересуют решения для предоставления интеллектуальных сервисов и конвергентных услуг. Операторы с большим наследием в виде традиционных сетей завершают проекты по модернизации. Им нужны решения, позволяющие проводить точечную замену узлов связи и постепенно развертывать наложенную IP-сеть без разрушения существующей инфраструктуры. Альтернативные операторы продолжают строить новые сети на базе IP в масштабах регионов. Во многих случаях их интересуют решения для организации оконечных или оконечно-транзитных узлов связи с предоставлением услуг базовых вызовов и ДВО. Кроме того, активизировался спрос на решения для организации УПАТС со стороны крупных корпораций и ведомств. Такие решения позволяют не только повысить эффективность труда сотрудников и их мобильность, но и существенно улучшают качество обслуживания клиентов и позволяют экономить на переговорах.
CNews: На ваш взгляд, насколько интересен российским операторам сегмент абонентских услуг на основе IP?
Александр Иванов: Наши опросы клиентов-операторов и реализуемые проекты показывают, что интерес к предоставлению современных интеллектуальных сервисов остается высоким. Сегодня операторы связи вынуждены конкурировать не только между собой, но и с интернет-компаниями, и предоставляемыми ими сервисами - Skype, YouTube, ICQ, GoogleTalk и т.п. Популярность провайдеров бесплатных сервисов растет, и операторам связи необходимо самим разрабатывать и внедрять мультисервисные предложения для абонентов, чтобы не превратиться в простых транспортировщиков IP-пакетов. Ведь прибыльность от транзита трафика существенно ниже, чем в сегменте абонентских услуг.
Российские операторы уже начали предлагать конвергентные услуги, формируют собственные пакеты сервисов для корпоративных и частных пользователей... Конкуренция в сегменте интеллектуальных абонентских услуг становится все острее, и на первый план выходят вопросы грамотного маркетинга и продвижения таких сервисов со стороны операторов.
CNews: Опишите, пожалуйста, подробнее проекты по построению мультисервисных сетей, которые ваша компания реализует в сотрудничестве с российскими операторами. Если возможно - то на примере конкретного проекта.
Александр Иванов: Например, в 2009 году мы начали проект с «Синтеррой» по развертыванию местной мультисервисной сети нового поколения на базе нашего комплекса РТУ в Ростове-на-Дону.
Реализация проекта позволит оператору «Синтерра-Юг» предоставлять помимо традиционных телекоммуникационных услуг большое количество дополнительных современных сервисов. Это такие услуги, как интеллектуальная переадресация на разные абонентские терминалы, виртуальные номера, видеотелефония, голосовая почта, интегрированный универсальный обмен сообщениями и другие. Что немаловажно, оператор может на базе этих и других сервисов формировать собственные пакеты высоко востребованных услуг для конкретных групп пользователей. Безусловно, это позволит оператору не только повысить лояльность существующих пользователей, но и привлечь новых абонентов.
Отмечу, что в этом проекте, как и в большинстве остальных, «МФИ Софт» проводит полный комплекс работ по инсталляции и, традиционно, мы обеспечиваем техническую поддержку собственного продукта.
CNews: Расскажите, пожалуйста, о пилотном проекте, который вы реализуете с компанией «ЦентрТелеком».
Александр Иванов: В апреле 2010 года в Обнинске в ходе заседания рабочей группы «Космос и телекоммуникации» правительственной комиссии состоялась демонстрация результатов пилотного проекта по развертыванию централизованных сервисных платформ на фрагментах сети «ЦентрТелеком» с использованием комплекса РТУ компании «МФИ Софт». Работу комплекса демонстрировали министру связи и массовых коммуникаций Игорю Щеголеву в ходе его посещения центра продаж и обслуживания клиентов Калужского филиала «ЦентрТелеком». РТУ является неотъемлемым элементом технологической базы центра обслуживания клиентов, обеспечивает возможность эффективного приема и обработки запросов абонентов. Отмечу, что результаты этого пилотного проекта комиссия во главе с И.О. Щеголевым признала успешными. На том же заседании был поднят вопрос о тиражировании подобных проектов по применению отечественных решений на сетях связи. Поэтому, думаю, что и проект с «ЦентрТелеком», и другие наши проекты с ведущими операторами имеют хорошие перспективы для успешного продолжения в будущем.
CNews: В чем, на ваш взгляд, заключаются преимущества работы с российскими производителями?
Александр Иванов: Преимуществ несколько, причем как технологического, так и экономического характера. Во-первых, еще на этапе разработки российские производители в большей степени готовы учитывать потребноcти отечественных операторов, поскольку создают решения именно для них. Понятно, что крупный иностранный вендор вряд ли станет разрабатывать решения под задачи отдельно взятого рынка с учетом его истории развития и специфики регулирования. В то же время российские производители достаточно часто кастомизируют решения под задачи наших операторов, осуществляют доработку и развитие той функциональности продукта, которая необходима для конкретного проекта.
Второе важное преимущество работы с российскими вендорами – их русскоязычные службы интеграции и технической поддержки. Когда оператор получает комплексную квалифицированную поддержку по проекту от непосредственного разработчика, это значительно сокращает временные и материальные расходы, повышает эффективность и удобство взаимодействия.
Кроме того, в сегодняшних условиях предложения российских производителей зачастую оказываются для операторов экономически выгоднее и предоставляют больше свободы в планировании и осуществлении инвестиций в развитие сети.
Что касается качества российских разработок, в том числе и наших решений, то оно было неоднократно подтверждено в ходе длительного функционирования этих решений в сетях крупных операторов – причем как в России, так и за рубежом.
CNews: Как бы вы охарактеризовали результаты 2009 года для компании «МФИ Софт», с точки зрения исследований и разработки?
Александр Иванов: В прошлом году мы продолжили развивать нашу универсальную платформу РТУ и решения на ее основе. Помимо стандартных решений для организации узлов связи разных уровней, в фокусе наших R&D активностей были решения для предоставления интеллектуальных конвергентных услуг. В рамках разработки кастомизированных сервисных платформ мы начали реализацию нескольких крупных проектов с лидерами российского телекоммуникационного рынка и федеральными ведомственными структурами. В настоящее время на базе РТУ можно реализовать как «типовые» конвергентные услуги вроде единого номера, виртуальной АТС или IP-роуминга, так и более кастомизированные варианты решений и услуг. В дальнейшем мы планируем продолжать технологические разработки в области решений для операторов с конвергентной сетевой инфраструктурой. Считаем, что именно мультисервисные операторы, оказывающие услуги передачи голоса, видео, данных и FMC-сервисы, имеют хорошие перспективы для развития.
Кроме того, прошедший год был успешным и в плане разработок систем для обеспечения СОРМ на сетях связи. В частности, мы смогли предложить операторам решения нового поколения с точки зрения возможностей высокоскоростной обработки трафика. Это крайне актуально в связи с возросшими объемами трафика в операторских сетях. Мы рады отметить, что благодаря внедрению наших систем в 2009 году были успешно решены некоторые важные задачи в регионах с повышенными требованиями к интенсивности ОРД. По данным на конец 2009 года, наши решения для СОРМ были внедрены на сетях более 250 операторов связи и интернет-провайдеров во всех федеральных округах России. В дальнейшем, безусловно, будем продолжать внедрять инновационные технологии в области решений для СОРМ, а также систем обеспечения корпоративной информационной безопасности.
Так что и технологические результаты 2009 года, и наши дальнейшие R&D планы внушают уверенность, что инновационные решения в российских сетях связи будут внедряться не только благодаря исследованиям и разработкам, которые ведут иностранные вендоры за пределами нашей страны.
CNews: Спасибо.