|
|
Обзор
Телеком 2011Министерство связи подвело промежуточные итоги цифровизации телевещания в стране. Подключение регионов проходит по намеченному плану. Готовится программа информирования населения о необходимости перехода на новый формат вещания и приобретения соответствующих технических устройств. Открыто производство отечественных телеприставок для цифрового ТВ.
Принятие федеральной программы цифровизации телерадиовещания в России на 2009—2015 годы стало одним из драйверов роста рынка телекоммуникаций. Программа призвана осуществить коренную модернизацию инфраструктуры средств массовой информации, обеспечить максимальную доступность электронных СМИ во всех регионах страны.
Наземное эфирное телерадиовещание практически исчерпало свои возможности. Износ оборудования достиг критической отметки, и его модернизация не является эффективной. Технологии передачи эфирных сигналов устарели. Современный мир повсеместно переходит на телерадиовещание в цифровом формате, и Россия в ходе реализации ФЦП станет страной, осуществившей один из крупнейших и сложнейших проектов цифровизации ТВ.
Общая стоимость проекта составляет 76 млрд рублей. На осуществление программы в 2010 году из госбюджета было выделено 3,5 млрд рублей. Еще 3 млрд было привлечено из внебюджетных источников. В течение года в стране шло массовое строительство новых объектов связи и заключены договора на пользование новыми аппаратами космического вещания. Построены тысячи километров новых кабельных сетей, вводятся каналы для телевещания высокой четкости и мобильного телевидения. Для доставки телевизионного контента в труднодоступные и малонаселенные регионы используются возможности спутниковой связи. Выстроенные сети в дальнейшем будут применяться не только для доставки цифрового контента зрителю, но и для обеспечения широкополосного доступа в интернет, и для развития IPTV.
Минкомсвязи разработало комплект стандартов для цифрового телерадиовещания и подготовило проект национальных стандартов, направленных на систематизацию и хранение цифровых телерадиопередач и аудиовидеоданных. Кроме того, будут переведены в цифровой формат и архивные данные.
В регионах первой очереди сети уже построены и введены в эксплуатацию. Это преимущественно регионы Дальнего Востока и Сибири, а также и европейские - Москва, Санкт-Петербург, Курск. На конец 2010 года строительство и наладка цифрового ТВ велось в 12 регионах, и теперь почти у 21 млн жителей есть возможность его смотреть. В некоторых регионах вещание уже запущено.
На очереди проведение работ по созданию и запуску сетей в 27 регионах второй очереди. Среди них — Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Калмыкия, Чеченская Республика, Краснодарский край, Астраханская область, Брянская область, Волгоградская область, Иркутская область, Мурманская область и другие. Запуск цифрового вещания в этих регионах планируется провести в 2011—2012 годах.
В основе госпрограммы цифровизации России заложены возможности для создания множества конкурентоспособных частных телеканалов, узконишевых и широкой направленности, информационных и научно-познавательных и т.д. Однако для этого потребуется решить множество юридических, экономических и технических аспектов. Так, на отраслевой конференции CSTB’2011, крупнейшие производители представили свое оборудование для всего цикла эфирного наземного цифрового вещания, а также для IPTV, мобильного ТВ, спутникового ТВ. Отечественные разработки способны предложить рынку до 90% передатчиков и до 75% приемной аппаратуры, сообщила Надежда Вилкова, генеральный директор "МНИТИ", президент Ассоциации разработчиков и производителей аппаратуры телерадиовещания (АРПАТ). Отечественная техника проще в обслуживании и, считается, что дешевле иностранной на 15-40%. В настоящее время лидером производства отечественных телеприставок для цифрового вещания считается Elecard Devices. На базе универсальных телеприставок Elecard заработала сеть цифрового вещания компании "Видимакс" в Томске.
Для наиболее полного информирования населения о широких возможностях, которое предоставит цифровое телевидение, принято решение о проведении масштабной рекламной кампании. Ее важнейшей целью является убедить население в необходимости перехода на цифровое телевидение, в преимуществах цифрового вещания над аналоговым, и соответственно, в приобретении телеприставок для приема цифровых каналов. Еще одна из целей PR-кампании — максимально сгладить возможный негатив со стороны граждан. Населению в доступной форме будет разъясняться, как выбрать и приобрести оборудование для цифрового ТВ, как его подключить и как им пользоваться.
На проведение столь масштабной акции из госбюджета в соответствии с ФЦП выделено 1,2 млрд рублей. В эту сумму включено проведение социологических исследований для выяснения групп населения, реагирующих сходным образом, определение различных рекламно-информационных стратегий для этих групп и донесение до них информации о цифровизации в наиболее удобной для них форме. К PR-акции привлечены все современные типы средств массовой информации — телевидение, радио, пресса, интернет, и кроме того органы власти субъектов РФ. В итоге население должно быть обеспечено цифровыми ТВ-приставками не менее чем на 95%, и к моменту отключения аналогового вещания домохозяйства должны обладать возможностью приема цифрового телевидения. В этой связи основной фронт цифровизации связан с введением в строй мультиплексов в регионах.
Порядок подключения регионов РФ к цифровому телерадиовещанию
Очередь подключения | Регионы | Период подключения |
1 | Республики: Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, края: Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Приморский, Хабаровский, области: Амурская, Сахалинская, Еврейская АО | 2010–2011 гг. |
2 | Республики: Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Каpачаево-Чеpкесская, Карелия, Северная Осетия – Алания, Чеченская, Краснодарский край, области: Астраханская, Белгородская, Брянская, Волгоградская, Воронежская, Иркутская, Калининградская, Курская, Ленинградская, Мурманская, Оренбургская, Псковская, Ростовская, Смоленская, Тюменская, г. Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский АО – Югра | 2010–2012 гг. |
3 | Республики: Коми, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская, Чувашская, края: Пермский, Ставропольский, области: Архангельская, Владимирская, Вологодская, Ивановская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Липецкая, Магаданская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Орловская, Пензенская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская, г. Москва, Ненецкий АО | 2011–2013 гг. |
4 | Республики: Башкортостан, Саха (Якутия), Красноярский край, Чукотский АО, Ямало-Ненецкий АО | 2012–2015 гг. |
Источник: Минкомсвязь, 2010
Известно, что в состав первого мультиплекса, то есть радиочастотного канала, доступного к приему на территории всех "оцифрованных" регионов, входят восемь каналов федерального вещания: "Первый канал", "Россия-1", "Россия-2", "Россия-К", "Россия-24", НТВ, "Пятый канал" и детский канал "Карусель".
Восемь федеральных каналов в составе первого мультиплекса
Составы второго (9 телеканалов) и третьего (4 муниципальных телеканала плюс 1 канал в формате повышенной четкости) мультиплексов будет определять конкурсная комиссия в соответствии с разработанными критериями оценок. По сообщению замминистра Минкомсвязи Алексея Малинина, на открытии 13-ой международной выставки и конференции CSTB’2011, прошедшей в феврале, Федеральная Конкурсная комиссия по телерадиовещанию проведет отбор уже в 2011 году.
Итого к концу 2010 года в 22 субъектах федерации ведется строительство центров формирования мультиплексов. Еще в 34 регионах утверждены системные проекты по созданию сетей цифрового вещания. Разработка системных проектов в остальных регионах будет закончена в конце 2011 года. В соответствии с программой цифровизации к 2015 году все жители России смогут принимать эфирное цифровое вещание в объеме не менее 18 телеканалов, причем один из них будет в формате повышенной четкости. С началом 2012 года начнется построение сети для радиовещания в формате DRM (многофункциональная система всемирного цифрового радио).
Приветствуя участников CSTB’2011, заместитель генерального директора ФГУП РТРС Виталий Стыцько отметил, что, несмотря на сложную задачу, поставленную правительством, ее выполнение идет в полном соответствии с установленными сроками.
Минкомсвязи представило сводную справку о расходовании бюджетных средств в течение 9 месяцев 2010 года. Бюджетные и привлеченные средства ушли на капитальные вложения и "прочие нужды", в число которых входит строительство космических аппаратов, которые будут обеспечивать спутниковую составляющую цифрового телевидения будущего.
Для обеспечения вещания в 12 регионах согласно справке затрачено 2 862 млн рублей. В направлении проектирования и строительства 22 центров приема, обработки и передачи информации к потребителю переведено еще 700 млн рублей. "Прочие нужды" получили 300 млн рублей на создание системных проектов, на базе которых будет осуществляться строительство наземных сетей цифрового телерадиовещания. Еще 6 500 млн рублей направлено на создание космических аппаратов "Экспресс-АМ-5" и "Экспресс-АМ-6". Доли освоенных средств за 9 месяцев 2010 года оказались равны 68% от запланированного на год — как по бюджетным, так и по привлеченным средствам.
Программа цифровизации телерадиовещания включает в себя не только создание собственно сетей, но и того содержимого, которое будет передаваться по этим сетям. Весьма актуальны вопросы социально значимого контента, создаваемого для того, чтобы обеспечить население 100%-ной возможностью пользоваться услугами телемедицины, госуслугами, дистанционным образованием. Вопросы форматов и совместимости создаваемого контента также являются важными для обеспечения телерадиовещания в создаваемых сетях. Кроме того, актуален и бизнес-аспект процесса - среди бесконечного разнообразия цифровых телеканалов пользователь будет выбирать именно тот, чей контент будет его полностью удовлетворять. Телекомпании предложили объединить свои усилия и проводить совместные исследования, чтобы определить, насколько важны для потребителя те или иные каналы, ниши, программы. Это поможет впоследствии производить востребованные продукты и интересные телеканалы.
На данном этапе реализации проекта, конечно, существуют и трудности. Некоторые участники программы полагают, что до ее начала не было сделано достаточно предварительных исследований и работ, которые приводят теперь к несогласованности в некоторых вопросах. В частности, не были введены необходимые стандарты и частоты, не был урегулирован ряд юридических вопросов. Пока еще существует недопонимание между вещателями, операторами связи, рекламодателями. Эта ситуация вызвана тем, что еще не приняты окончательные поправки в закон "О СМИ", необходимые для выдачи универсальных лицензий на одновременное вещание в телерадиоэфире и в интернете. Чтобы облегчить положение дел, в самом конце 2010 года было издано Распоряжение Роскомнадзора от 30.12.2010 г. о выдаче временных лицензий, на основании которого вещание цифровых телеканалов 1-го мультиплекса ведется в настоящий момент.
Операторы широкополосного доступа в интернет и платного кабельного телевидения отмечают, что выход государства на рынок цифрового ТВ будет способствовать расширению возможностей как для абонентов, так и для самих операторов. Со своей стороны операторы готовы сотрудничать с государством в плане формирования контента для тематических телеканалов. Когда будет урегулирована юридическая база для подобного сотрудничества, абонентов ждет появление новых интересных продуктов и дополнительных услуг.
Татьяна Бакажинская