|
|
Обзор
Телеком 2011Региональный рынок широкополосного доступа в интернет продолжил активное развитие в 2010 году. Более трети населения страны стали обладателями скоростного интернета, в том числе мобильного. Предоставление разнообразных пакетов услуг операторами - несомненный драйвер роста рынка ШПД наравне с укрупнением игроков и введением в эксплуатацию новых технологий.
По оценкам iKS-Consulting проникновение услуги ШПД в России в 2010 году составило 34%, а количество пользователей скоростным интернетом достигло 17,9 млн абонентов против прошлогоднего числа подключений на уровне 13,2 млн домохозяйств.
Данные агентства AC&M Consulting несколько отличаются от вышеприведенных - в отчете значится 15,371 млн широкополосных подключений к интернету в целом по России. Общее количество подключений в Москве и Санкт-Петербурге достигло 4,34 млн домохозяйств, остальные 11,031 млн подключенных домохозяйств — в регионах.
Прошлогодний отчет агентства показал, что число региональных абонентов ШПД на конец декабря 2009 года составило около 7,3 млн. Таким образом, рост регионального рынка за 2010 год достиг 50%. Подобного не прогнозировал никто из экспертов.
Число абонентов услуг ШПД в интернет на конец 2010
№ | Оператор | октябрь 2010 | ноябрь 2010 | декабрь 2010 |
1 | Россия | 14 541 тыс. | 14 946 тыс. | 15 371 тыс. |
2 | Москва | 3 123 тыс. | 3 135 тыс. | 3 150 тыс. |
3 | Санкт-Петербург | 1 182 тыс. | 1 187 тыс. | 1 190 тыс. |
Источник: AC&M Consulting, 2010
Прирост абонентов услуг ШПД зафиксирован преимущественно в регионах. Если доля региональных пользователей в 2009 году составляла около 65% от общего числа, то к концу 2010 года она выросла до 72%.
Общей тенденцией 2010 года на этом рынке стала консолидация. Поглощение одних игроков другими привел к заметному укреплению позиций федеральных операторов МТС и «Вымпелком».
Лидерами среди региональных игроков рынка стали присоединенный к МТС "Комстар" с базой в 1 724 тыс. абонентов, "Центртелеком" с 1 681 тыс. и "Вымпелком" с базой в 1 400 тыс. подключенных домохозяйств. От лидеров незначительно отстали операторы "ЭР-Телеком" (1 364 тыс.) и "Волгателеком" (1 040 тыс.). Базы остальных игроков еще не доросли до миллионного абонента (по данным на конец 2010 года). "Северо-Западный Телеком" присоединил к услуге ШПД в интернет 994 тыс. абонентов, "Уралсвязьинформ" — 815 тыс., "Сибирьтелеком" — 761 тыс., ЮТК — 715 тыс. и "Акадо" — 707 тыс. подключенных домохозяйств.
Структура рынка ШПД в России, 2010
Источник: AC&M Consulting, 2010
Как отмечают крупные игроки, лидерство на рынке ШПД сегодня достижимо не столько за счет простого привлечения большой абонентской базы путем сделок слияний и поглощений (что и происходит между мобильными и фиксированными операторами) или ценового демпинга, сколько за счет охвата основных сегментов путем предоставления услуг для абонентов. «На распределение сил на рынке влияет не столько скупка небольших региональных операторов, сколько образование четырех крупнейших игроков. Компании в топ-4 выбрали направление развития в сторону оператора, предоставляющего полный комплекс услуг фиксированной и мобильной связи, что, по нашему мнению, приведет к усилению конкуренции четырех операторов между собой. Остальные игроки в этом случае будут конкурировать с топ-4 только в отдельных сегментах рынка, - полагает Виталий Котов, вице-президент ТТК, руководитель блока «Магистраль». Таким образом, можно констатировать тот факт, что массовая конкуренция, которую мы наблюдали в отрасли 5-10 лет назад, фактически исчезла. В текущем году, по нашим оценкам, консолидация продолжится, однако приобретение фиксированных операторов сотовыми не окажет влияния на структуру потребления услуг связи».
Одним из важнейших направлений развития рынка скоростного интернета в 2010 году стал беспроводной интернет. На конец 2010 года каждый регион страны был уже охвачен 3G-сетями. В малонаселенных и труднодоступных районах традиционно присутствует спутниковый интернет.
По данным исследования, проведенного Фондом "Общественное мнение", из дома выходят в Сеть около 81% пользователей, то есть 38% от общего населения страны. Из них 44% абонентов подключаются к Сети по выделенной линии и 23% — по технологии ADSL. Еще 23% выходят в интернет при помощи модемов беспроводной связи.
Проникновение услуги по предоставлению мобильного интернет-доступа достигло уже 46%, охватив около 57 млн жителей в возрасте старше 12 лет. Наиболее активными клиентами являются абоненты в возрасте от 12 до 20 лет.
Немалую роль в стремительном росте популярности мобильного доступа в интернет сыграло снижение цен на модемы для беспроводной связи и предоставление абонентам выгодных тарифов — как безлимитных, так и на передачу мегабайта информации. Конкуренция в этом сегменте рынка передачи данных по-прежнему высока.
Несомненно, популярность новейших смартфонов и планшетов, имеющих встроенные возможности для соединения с интернетом, также сыграла на руку операторам мобильного доступа. Пользователи активно скачивают "тяжелые" файлы, просматривают потоковое аудио и видео, постоянно находятся "на связи" в социальных сетях, интернет-месседжерах. Вряд ли они захотят отказаться от подобных привычных возможностей, поэтому данный сектор беспроводного доступа будет ожидать дальнейший рост.
Региональные операторы мобильного доступа составляют достойную конкуренцию не только друг другу, но и операторам фиксированной интернет-связи. Однако дальновидные провайдеры - такие, как МТС, предпочитают совмещать различные технологии доступа в сеть. Приобретение оператора фиксированного ШПД "Комстар" позволило оператору мобильной связи МТС выйти на первое место среди игроков рынка ШПД в интернет. Так, по итогам года база абонентов домашнего интернета компании в Северо-Западном районе увеличилась в 5 раз.
Большим преимуществом беспроводного интернета является не только его мобильность, но и разнообразие услуг, которые может предложить провайдер связи. Хотя еще более широкий спектр услуг может предложить оператор, сочетающий проводные и беспроводные технологии доступа. Региональные операторы ШПД не скрывают, что предлагая абонентам разнообразные пакеты услуг, в которых наиболее распространенным является "Интернет + ТВ", они рассчитывают не только привлечь максимальное число абонентов (по оценкам аналитиков Рустелекома, проникновение пакетных услуг у МРК «Связьинвеста» находится на уровне 30-35%), но и поднять ARPU, который в столичных городах перестал расти.
Разнообразные пакетные предложения компаний стали несомненным драйвером роста регионального рынка ШПД в интернет в 2010 году. Вполне предсказуемо, что они будут стимулировать дальнейшее развитие рынка в ближайшие годы.
Сибирский регион охвачен подключением к интернету при помощи новых технологий — "Ростелеком" инвестировал более 3 млрд рублей в строительство сети по технологии GPON. Макрорегиональный филиал "Сибирь" выстроил сеть, охватившую уже десять регионов и подключил более 50 тыс. домохозяйств.
Поскольку скорость передачи данных по GPON-сети может достигать 1 Гбит/с, абоненты сразу получают сервисы, ранее считавшиеся малодоступными, такие как Triple Play, видеонаблюдение в реальном времени, просмотр HD-телевидения. Кроме того, в возможности сети входит предоставление абонентам возможности хранения огромных массивов информации.
Высокие цены на доступ в интернет всегда были одной из основных проблем в расширении регионального рынка. Его приращение связано в основном с расширением базы абонентов. Снижение тарифов в борьбе за региональных интернет-пользователей стало одним из драйверов роста в 2010 году.
В то же время увеличение скоростей перестает быть ведущей силой, так как в бесконечном повышении не существует особо принципиальных потребностей. Рост скоростей будет приостановлен, когда станет технологически неосуществим. Однако просмотр HD-видео, к примеру, вполне комфортно осуществлять на скорости до 15 Мбит/с, и пользователям в основном не будет нужна более высокая скорость передачи данных.
В январе 2011 года Минкомсвязи выступило с предложением строительства новых центров обработки данных в различных регионах страны. Новые дата-центры планируется выстроить в краевых и областных центрах, что позволит существенно снизить тарифы на передачу данных, поскольку данные больше не понадобится транслировать через всю страну и обратно.
Все большее значение для развития рынка приобретают пакетные и дополнительные сервисы, которые предоставляют операторы ШПД в интернет. Они способствуют повышению ARPU и в целом являются более удобными для абонентов, чем отдельные услуги различных операторов.
Татьяна Бакажинская