|
|
Обзор
Телеком 2011Несмотря на то, что рынок микроплатежей сформировался сравнительно недавно, он уже демонстрирует активный рост. С приходом серьезных игроков – сотовых операторов - конкуренция здесь стала еще острее. Смогут ли "новички" занять лидирующие позиции, и как это изменит отрасль?
До прихода сотовых операторов рынок микроплатежей делили системы электронных денег, сети платежных терминалов и банки - причем последние больше косвенно, поскольку были заинтересованы скорее в том, чтобы прочие системы выступали в качестве их партнеров. Последний тезис подтверждает наметившая тенденция к тому, чтобы банки разрешали своим клиентам погашать кредит через сторонние платежные сервисы.
За последний год конкуренция в сегменте микроплатежей заметно обострилась. Еще больше "масла в огонь" добавило появление сотовиков. Чтобы не потерять свое место и достойно ответить операторам, игрокам пришлось разрабатывать новые концепции и сервисы, направленные на повышение лояльности клиентов. Например, платежная система PayPal запустила в октябре 2010 года платформу PayPalforDigitalGoods, облегчающую прием онлайновых микроплатежей при заметном снижении накладных расходов на совершение транзакции. Так, при платежах до 12 долл. комиссия PayPal составляет 5% от суммы плюс обязательные 0,05 долл. MasterCard также открыл свои платежные сервисы для разработчиков, что привело к выпуску виртуальных карт Visa и MasterCard.
Согласно отчету аналитического агентства InformaTelecoms&Media, ключевым драйвером роста рынка дополнительных мобильных услуг (VAS) - с 200 млрд долл. в 2009 году до 340 млрд долл. в 2014 году - станут развивающиеся страны. К 2014 году 36% рынка займут Китай, Индия, Индонезия, Южная Африка, Нигерия, Египет, Турция, Израиль, Саудовская Аравия, Бразилия, Мексика, Аргентина, Россия, Польша и Украина, для которых в том числе характерен недостаточно высокий уровень развития банковских сетей и института банковских карт. При этом лучше всего продвигаются такие прикладные сервисы, как мобильные платежи, переводы денежных средств и информационные сервисы.
Доходы от VAS, млрд долл.
Источник: InformaTelecoms& Media, 2010
Исследование аналитической компании В-Stat показало, что к 2015 году сумма ежегодно совершаемых мобильных операций по оплате товаров и услуг может увеличиться до 45 млрд долл. Скорость и простота - одно из классических проверенных средств маркетинга, подталкивающих клиента не только к выбору данного способа оплаты, но и к совершению импульсивных покупок, тем более что возможностей и соблазнов хватает: с помощью SMS можно оплачивать различные веб-сервисы, игры, доступ к серверам знакомств и медиаархивам.
Рост рынка VAS в России неизбежен – несмотря на то, что основным источником доходов мобильных операторов пока остается передача голоса, данный сегмент практически достиг порога насыщения. Из всего российского рынка дополнительных мобильных услуг сегмент микроплатежей является самым молодым, однако в течение последних лет неизменно набирает обороты.Преимущества очевидны: для абонентов это комфорт и мобильность, для операторов – рост доступности услуг и возможность более качественного удаленного взаимодействия с клиентом.
Развитие российского рынка микроплатежей до сих пор в значительной мере сдерживалось отсутствием правовой базы для осуществления мобильных платежных операций и определений важнейших понятий в данной сфере. Соответствующий законопроект «О внесении изменений в федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и статью 45 федерального закона «О связи» летом 2010 года прошел только первое чтение, однако это немедленно мобилизовало «большую тройку» сотовых операторов. «МегаФон» и МТС запустили услугу, позволяющую абонентам перечислять средства со счета мобильного телефона на банковский счет, а также оплачивать услуги ЖКХ и городской телефон; в частности «МегаФон» заключил договор с банком «Таврический» на оказание услуг по переводу денег между счетами мобильного телефона и банковским, а также по совершению микроплатежей. Уже сейчас абоненты «МегаФона», используя денежные средства мобильного счета, могут оплатить коммунальные услуги, интернет, штрафы ГИБДД, а также делать денежные переводы. Следом, в начале 2011 года «Вымпелком» и «Альфа-банк» объявили о запуске совместного проекта на платформе Visa, объединяющего новые возможности мобильной коммерции и банковских карточных продуктов, а также о создании новой универсальной платежной системы RURU.
Первоначально максимальная разовая анонимная транзакция ограничивалась суммой в 15 тыс. рублей. Операции, связанные с большими суммами, должны были осуществляться через банки по предъявлении удостоверения личности. Однако в начале года в СМИ появились сообщения о том, что Росфинмониторинг намерен не только взять под контроль денежные переводы, которые проходят через терминалы моментальной оплаты, электронные, мобильные «кошельки», виртуальные «обменники» и платежные системы, но и снизить максимально допустимый размер анонимного платежа с 15 до 3 тыс. рублей.
Несмотря на то, что большинство платежей - например, за ЖКХ, налоги, билеты – вполне укладываются в данную сумму, установка ограничения, тем не менее, прежде всего сыграет на руку банкам и сотовым операторам в борьбе за лидирующие позиции на рынке. Те и другие, располагая паспортными данными клиента, имеют возможность жестко привязать каждый платеж к владельцу счета или мобильного номера. Здесь следует отметить, что при сколь угодно развитой системе банковских терминалов мобильный телефон, особенно учитывая растущую популярность смартфонов, останется более доступным средством – он всегда под рукой. Кроме того, в пользу мобильных микроплатежей говорит тот факт, что сейчас в мире насчитывается около 4,5 млрд абонентов мобильной связи и только 2 млрд владельцев банковских счетов.
Среди проблем, с которыми неизбежно столкнется в дальнейшем развитие сервисов мобильных микроплатежей – все та же непроработанность законодательной базы и сопутствующие возможности для операторов в недобросовестных методах работы, неточной пост-тарификации, неявной информации о комиссии, способные сильно снизить лояльность абонентов не только к бренду оператора, но и к сервису в целом.
Следует отметить и достаточно высокую комиссию оплаты за платеж, которая при всех удобствах использования оттолкнет абонентов в сторону иных платежных систем. Для привлечения абонентов сотовым операторам придется предоставить возможность хотя бы базовых банковских операций и расширить группу открытых для оплаты товаров и услуг. Так, например, в апреле 2011 года «Мегафон» в сотрудничестве с «Мастер-банком» предоставил своим московским абонентам возможность оплатить заказ в сети кафе «Плюшка» с помощью услуги «Мобильные платежи».
Тем не менее, понизить процентные ставки не так просто. "Операторам сложно снижать комиссию, так как в существующей схеме мобильного платежа достаточно много игроков", - считает Роман Володин, директор по продукту "Tele2 Россия". - Если убрать из цепочки банк, то можно, как минимум, на 1% снизить ставку. Но для того, чтобы исключить банк из цепочки, нужны поправки в законе, согласно которым мобильная коммерция не будет приравниваться к банковской деятельности, и тогда оператор сможет предоставлять сервис как свою услугу, а не использовать текущую схему с "возвратом аванса", которая сейчас по законодательству реализуется только с помощью банка. Этому должны способствовать регуляторы и, по оценке г-на Володина, рынок от этого только выиграет, так как снижение ставок приведет к росту числа пользователей и еще больше увеличит оборот.
Еще одной неизбежной бедой, скорее всего, останется шквал SMS-мошенничества. Согласно отчету компании AC&M-Consulting, объем мошенничества в 2009 году составил около 15% всей выручки от микроплатежей. При том, что общий доход от микроплатежей оценивался в 350 млн долл., мошенникам удалось "заработать" более 50 млн долл. По словам Оксаны Панкратовой, партнера в консалтинговом агентстве АС&М, в 2010 году оборот рынка микроплатежей оставался на уровне 2009 года, несмотря на борьбу с мошенничеством. Получить сколько-нибудь точные данные о числе официально заведенных дел о мобильном мошенничестве невозможно: общая статистика по статье мошенничество не дает разбивку по способам. Здесь же стоит отметить, что большинство абонентов ограничивается жалобами оператору связи, а часть из них – не обращается вовсе. Однако даже если всего лишь каждый пятый абонент был обманут мошенниками посредством мобильных платежей – это уже сыграет против лояльности к операторам связи на новом для них рынке.
Екатерина Немерич