|
|
Обзор
Телеком 2011Российский рынок спутникового телевидения расширяется, преодолевая последствия финансового кризиса. Доля данного рода услуг на медиарынке неумолимо растет - одновременно с числом операторов и абонентов. В то же время наблюдается падение ARPU. Сможет ли рынок спутникового ТВ в будущем конкурировать с цифровым и растущей аудиторией мобильного телевидения?
По данным J’son & Partners Consulting в 2010 г. на рынке спутникового телевидения отмечалось увеличение числа игроков и расширение абонентской базы. Эксперты выявили общую тенденцию к снижению тарифов у новичков, призванную увеличить количество абонентов и удержать их. Подобное повышение конкуренции среди операторов выгодно для абонентов, но как далеко операторы могут зайти в игре на понижение?
Низкое качество эфирного аналогового телевещания является одним из факторов роста аудитории спутниковых телеканалов. Увеличивается и число операторов, стремящихся к расширению своей абонентской базы. Однако особого различия в телеканалах, "кочующих" из пакета одного оператора в пакет другого, не наблюдается. Каждый стремится предложить максимальное число каналов по минимальной цене – в итоге до абонента доходит один и тот же продукт и не всегда наивысшего качества.
Проникновение спутникового ТВ достигло 12% от общего количества российских домохозяйств, что в численном выражении превышает 6,2 млн абонентов. По сравнению с данными 2009 года рост аудитории пользователей услуг спутникового ТВ составил 24%. В то же время объем рынка достиг 8 млрд рублей при росте 3%. Данные прошлых лет позволяют аналитикам утверждать, что темпы роста рынка в денежном выражении замедляются, а при столь мощном росте абонентской базы это неминуемо привело к снижению среднего значения ARPU.
Наименьший показатель ARPU традиционно зафиксирован у "народного" оператора с наиболее крупной базой абонентов – "Триколор ТВ". Стратегия развития оператора позволяет ему устанавливать минимальную цену на пакет каналов - в сумме 50 рублей. Среди новых операторов многие практикуют тариф в размере 150 рублей. Более крупные игроки рынка получают от 220 до 550 рублей с абонента.
ARPU крупнейших операторов спутникового телевидения, 2010 (руб.)
Источник: J’son & Partners Consulting, 2010
Удачным фактором для дальнейшего расширения рынка является огромный географический охват территории спутниковыми трансляциями – территорий, на которые другие виды доставки телеконтента физически проникнуть не могут.
Спутниковое телевидение пока является единственно экономически рентабельным в регионах с низкой плотностью населения, в труднодоступных для прокладки наземных сетей районах. Государственная программа цифровизации телевидения включает использование в подобных местах уже существующих технологий спутниковой доставки телевизионного сигнала до абонентов.
В труднодоступных регионах проводится строительство сетей с цифровыми ретрансляторами, готовых использовать высококачественную спутниковую связь не только для просмотра цифрового телевидения, но и для оказания мультисервисных услуг населению. В их число входят предоставление доступа к интернету, IP-телефония, телемедицина, дистанционное обучение и др. Введение в действие плана по подключению к цифровому телевещанию регионов первой очереди пока не уменьшило аудиторию спутникового ТВ в этих регионах, однако предоставило операторам пищу для размышлений и возможность для поиска стратегий дальнейшего развития.
В 2010 году многие операторы спутникового ТВ стали поддерживать вещание в формате DVB-S2. Это позволило использовать возможности имеющихся спутников более эффективно. Запуск новых спутников и внедрение современных технологий предоставили некоторым операторам возможность наладить телеканалы, позволяющие просмотр контента в форматах HD и 3D. Пакет телеканалов в формате высокой четкости впервые предложил абонентам оператор "НТВ-Плюс" еще в 2007 году. Но массовый зритель смог ознакомиться с этой технологией лишь в конце 2010 года, когда оператор "Триколор ТВ" представил свои HD-каналы "HD Life " "Телепутешествие HD", входящие в пакет "Оптимум" для абонентов "Триколор ТВ Сибирь".
Оператор "Орион-Экспресс" в июне запустил канал OCEAN-TV, некоторые передачи которого можно просматривать в режиме 3D (Anaglif). Контент доступен аудитории спутниковых телеканалов "Континент ТВ" и "Восточный Экспресс". Формат Anaglif допускает использование специальных цветных очков для получения эффекта объемного изображения без дополнительного оснащения абонентского приемника. В будущем руководство "Орион-Экспресс" планирует внедрение высококачественного оборудования и разработки абонентского комплекта для просмотра телевидения высокой четкости. При наличии у абонента телевизора, оборудованного соответствующей новой технологией, будет возможен просмотр и 3D-каналов в более высоком качестве.
В сентябре 2010 года оператор "НТВ-Плюс" предоставил своей аудитории возможность просматривать объемное изображение подписчикам HD-каналов. Это дорогое удовольствие пока еще не стало массовым, поскольку требует не только оплаты вышеуказанной подписки, но и наличия телеприемника с 3D-изображением и специального декодера сигнала, который можно приобрести у оператора либо взять у него же в аренду.
Осенью же приступил к наращиванию абонентской базы и оператор телевидения высокой четкости "Платформа HD". Оформив соглашение с торговыми сетями магазинов бытовой электроники "Эльдорадо", "Техносила", MediaMarkt, оператор предложил всем покупателям определенных моделей Full HD телевизоров бесплатный контракт на 3 месяца и комплект оборудования для просмотра телеканалов высокой четкости "Платформа HD" и "Первый ТВЧ". В конце года стоимость подписки на пакет с 12 HD-каналами составляла 350 руб. в месяц.
По данным J’son & Partners Consulting, проникновение услуги телевидения высокой четкости пока находится на чрезмерно низком уровне – около 2%. Ее себестоимость достаточно высока, поскольку требует повышенной нагрузки на спутник. Пользователь же, в частности относящийся к среднему классу и имеющий возможность оплачивать подписку на HD-каналы, пока пребывает в плену стереотипов о том, что любой телеприемник подстраивает картинку наиболее четким образом. На данном этапе развития рынка наибольшая аудитория просмотра HD-каналов сосредоточена у операторов кабельного ТВ, а игрокам на рынке спутникового ТВ до подобных цифр абонентской базы по услуге HDTV еще далеко. Но существует возможность, что "Триколор-ТВ" сможет вывести эту услугу на массовый уровень в ближайшем будущем.
Мультисервисный оператор "Синтерра Медиа" в августе объявил о готовности предоставлять контент высокой четкости своим партнерам по собственным магистральным сетям. В первую очередь, услуга заинтересовала операторов, работающих за Уралом, в Сибири, на Дальнем Востоке – в тех местах, где спутниковое телевидение пока не в состоянии обеспечить абонентов большим разнообразием HD-каналов. Таким образом, у абонентов появилась альтернатива выбора способа получения контента в формате высокой четкости. Со своей стороны, операторы спутникового телевидения получили импульс для развития конкуренции в борьбе за абонента.
Операторы широкополосного доступа в интернет расширяют экспансию - в частности, в те регионы, где традиционно спутниковое телевидение считается ведущим и единственным медийным вещателем. Просмотр телевизионных передач по интернету для некоторых категорий абонентов становится более удобным. Пока развитие IPTV еще не достигло значимых высот в регионах, но безлимитный доступ к интернет-контенту уводит заинтересованность абонентов в сеть. Операторы, готовые предоставить мультисервисные услуги, имеют возможность увести часть абонентов у операторов спутникового ТВ.
В феврале 2010 года "Триколор ТВ" предоставил бесплатный односторонний (входящий) доступ в интернет всем своим абонентам, имеющим подписку на пакет "Оптимум" с ежемесячной стоимостью 600 рублей. Предложение было действительно до конца 2010 года, а начиная с 2011 года действует тарификация в зависимости от скорости интернет-доступа. Некоторое неудобство технологии спутникового интернета заключается в том, что нужно отдельно оплачивать исходящий GPRS-трафик оператору сотовой связи.
Сотовая связь также наступает на рынок спутникового телевидения. С одной стороны, спутники в некоторых местах являются средством, предоставляющим связь. С другой – пользователь сотовой связи задумывается об удобстве просмотра телеканалов прямо на мобильном телефоне. Массового перехода на мобильное телевидение не произойдет, видимо, ни в 2011-ом, ни в 2012 году, но однозначно выиграют те операторы, которые уже сейчас могут предоставить абоненту весь спектр услуг, независимо от способа доставки и способа их просмотра.
Татьяна Бакажинская