|
|
Обзор
Телеком 2011ИТ остаются для операторов связи одним из ключевых направлений повышения эффективности бизнеса и конкурентоспособности. Выручка целого ряда крупных компаний-участниц рейтинга CNews100 от ИТ-проектов в телекоме за 2010 г. показала рост свыше 50%. После проседания предыдущего года этот сектор показывает успешное восстановление по мере возрождения самого телеком-рынка.
Крупнейшие отечественные ИТ-поставщики, работающие с операторами связи, отмечают с их стороны усиление активности и интереса к ИТ на фоне постепенного подъема отрасли. Кризис несколько изменил потребности и структуру расходов - продолжает увеличиваться доля сервисной составляющей, при этом телеком-компании стремятся развивать услуги на базе собственных дата-центров.
Тенденцию усиления внимания к ИТ-сервисам в телекоме подтверждают наблюдения Федеральной службы государственной статистики. В целом за 5 лет (2004-2009 гг.) здесь отмечался значительный рост затрат на ИТ с постепенным сокращением доли вычислительной техники за счет увеличения потребления внешних ИТ-услуг.
Структура затрат на ИКТ операторов связи, 2004-2009
Источник: Федеральная служба государственной статистики, 2011
Аналитики компании IDC называют отрасль связи в числе лидеров по потреблению ИТ-услуг в 2010 г. На долю телекома в общем объеме рынка ИТ-сервисов пришлось 14,4% - 3 место после банков (19,8%) и госсектора (17,5%).
Самыми востребованными ИТ-услугами остаются системная интеграция и консалтинг. Их роль предсказуемо растет в контексте посткризисного фокуса заказчиков на оптимизацию, упрощение ИТ-инфраструктур, консолидацию ресурсов. С другой стороны, увеличивается доля консалтинга в области ИБ в свете необходимости соблюдения норм регулятора. Распространение концепции облачных вычислений создает дополнительный стимул в отрасли и на рынке в целом.
По итогам 2010 г. среди участников первой десятки рейтинга крупнейших поставщиков ИТ в телекоме CNews Analytics у двоих зафиксировано снижение: "Ситроникс" (-4%) и "АМТ-Груп" (-27%). Напомним, что годом ранее в аналогичной первой десятке темпы роста снизились у пяти игроков, причем у "Компьюлинка" (№2) показатель составил -60,4%.
Кроме того, в отличие от предыдущего рейтинга, нынешние Топ-10 могут похвастаться рекордными показателями роста, в частности, компания "Скандинавский Дом" увеличила свою выручку от проектов в телекоме на 212%, за счет существенного увеличения объемов строительства объектов связи. На 71,5% вырос аналогичный показатель у RRC, на 71,4% - у "Микротест".
Самые динамичные поставщики ИТ в телекоме, 2010/2009
Источник: CNews Analytics, 2011
На долю первых пяти компаний рейтинга приходится 64% совокупной выручки. При этом тройка лидеров осталась прежней - "СИТРОНИКС" (№1) и поменявшиеся за год местами "Энвижн Груп" (№2) и "Компьюлинк" (№3). У каждой из этих трех компаний более 50% совокупной выручки приходится на телеком.
В целом в Топ30 у 10 компаний более 50% выручки генерируется за счет заказчиков этого сектора. Из них у двух игроков этот показатель превышает 90%.
Уходя в ситуации кризиса от длинных комплексных проектов, сегодня операторы реализуют отложенный спрос на модернизацию систем и возвращаются к планированию на долгосрочную перспективу. При этом здесь сохраняется актуальность решений, которые ориентированы на повышение эффективности без значительных капитальных вложений - виртуализацию, системы мониторинга и пр.
Консолидационные процессы, заметно усилившиеся в отрасли в последние годы, накладывают соответствующие задачи на ИТ. Соответственно, эта тенденция определяют и сохранение интереса отрасли к интеграции и ИТ-консалтингу - т.е. доминирование сервисной составляющей в ИТ-затратах операторов.
Российский телеком постепенно увеличивает свои инвестиции в ИТ, стремясь сформировать таким образом новые возможности для повышения конкурентоспособности. Усиление конкуренции как в розничном, так и в корпоративном сегментах требует развития новых проектов и обеспечения им адекватной ИТ-поддержки. В предыдущие годы операторы активно инвестировали в строительство ЦОДов, с тем чтобы получить возможность предоставления дополнительных сервисов - именно в разрезе сервисов в существующих условиях происходит борьба за увеличение ARPU. Следующий логичный шаг - выход на рынок облачных вычислений. Например, предполагается, что на базе собственных дата-центров операторы будут предоставлять приложения по модели SaaS. Или, как рассказали CNews в "МегаФоне", оператор в данный момент работает на облачными технологиями для массового пользователя с автоматической тарификацией, списанием денег со счета абонента и с динамическим выделением ресурсов в режиме онлайн без участия специалистов.
Мария Попова, Любовь Байдалина