|
|
Обзор
Телеком 2011Российский рынок центров обработки данных в 2010 году показал существенный рост. Стимулом послужило желание заказчиков оптимизировать свою ИТ-инфраструктуру и сделать бизнес более эффективным. Обращение к облачным вычислениям, распространение концепции восприятия ИТ-услуг как "коммодити" определяли развитие российского рынка дата-центров.
Для российского рынка ЦОД 2010 год завершился с положительными результатами - начали возвращаться клиенты, сумевшие сохранить свой бизнес в кризис. Рост начался за счет компаний, начавших внедрять у себя различные решения в области виртуализации и облачных вычислений. Такие планы анонсировали в течение 2010 – первой половины 2011 года как телеком-компании, так и интеграторы. Подобные события на рынке подогревали интерес к теме построения и эффективного использования ЦОДа, что отразилось в увеличении рыночного предложения решений. В итоге это создало ситуацию "простаивающих" дата-центров, то есть помещений, где есть свободные площади для установки клиентских стоек или сдачи имеющихся серверов в аренду. По итогам 2010 года в одном только московском регионе, составляющим 60% рынка, таких ЦОДов было больше половины.
Основой роста рынка ЦОДов в России в последние два года является деятельность региональных игроков, строящих свои дата-центры на Урале, в Сибири, а также в Санкт-Петербурге. Крупными региональными центрами являются Новосибирск, Казань, Самара, Рязань, Екатеринбург и Ростов-на-Дону. На рынок ЦОДов сильно влияет изменение экономической ситуации, развитие телекоммуникационной инфраструктуры, доступность энергоснабжения, изменения законодательства и множество других факторов. Снижение операционных расходов хотя бы за счет арендной платы, которая в регионах меньше, чем в Москве, позволяет уменьшить обслуживание ЦОДа, которое достигает 80% от общей стоимости проекта. По этой причине в докризисный период были заложены и в ряде случаев запущены в коммерческую эксплуатацию дата-центры, принадлежащие средним и крупным игрокам телеком-рынка. Это было необходимо для преодоления ситуации 2008 года, когда мощности существующих ЦОДов были практически израсходованы - загруженность стоек достигала почти 100%.
Неблагоприятная конъюнктура 2009 года приостановила рост рынка, однако, как отмечают аналитики компании "Современные Телекоммуникации", только за 2009 г. - 1 квартал 2010 г. в строй было введено порядка 1300–1500 стоек (более 40% московского рынка). Например, в новых дата-центрах компаний "Дата-Лайн", "Крок", "Ай-Теко", "Акадо Телеком", "Мастерхост", "Оверсан-Меркурий", "Центр Хранения Данных" (группа компаний ISG), "Теленэт", "СВС-Связь" и др.
Региональные центры строительства ЦОД в 2009 – 2010 гг.
Город РФ | Оператор ЦОД | Площадь введенных залов, кв. м. | Стойки, шт. |
Екатеринбург | УралЦОД | 100 | 35 |
Казань | Ростелеком | 100 | 30 |
Синтерра | 100 | 30 | |
Татавант | 150 | 50 | |
Мурманск | ПетерСтар | 150 | н/д |
Новосибирск | Сибирьтелеком | 200 | 70 |
Рязань | Сотком | 50 | н/д |
Петербург | Infobox | 500 | 140 |
Миран | н/д | 40 (100) | |
Сеть Дата-центров "Селектел" | 700 | 200 | |
ПиН Телеком | 200 | 38 | |
Филанко | н/д | 50 | |
Linxtelecom | 8000 (по проекту) | н/д | |
Самара | МегаФон | 400 | 120 |
Саратов | ТТК-Волга | 100 | 30 |
Источник: "Современные Телекоммуникации", 2010
Посткризисный период привел на рынок новых игроков, вводящих в строй средние по площади ЦОДы. Объем предложения незначительно снизился на 3-6%(по данным "Современных Телекоммуникаций"), но нереализованное предложение будет превалировать над реальным спросом, исходя из текущих темпов строительства дата-центров.
По оценкам экспертов, заказчики ИТ-услуг, предоставляемых в ЦОДах, сейчас повышают свои требования к обеспечению надежности, безопасности и катастрофоустойчивости дата-центра, а также к его соответствию западным нормам. Это стимулирует усиление тенденции перехода клиентов из помещений с морально устаревающим оборудованием в более новые с сохранением прежнего объема расходов, поскольку старые ЦОДы уже не могут обеспечить непрерывность бизнеса и оперативное восстановление ИТ-инфраструктуры после сбоев.
Клиенты стремятся использовать серверные мощности в соответствии с растущими потребностями – например, разворачивая в дата-центре свои бизнес-приложения, строя "корпоративное облако", переводя системы хранения данных (СХД) на обслуживание на стороне. К таким заказчикам относятся сейчас компании СМБ-сектора и некоторые крупные игроки из госсектора, банковской отрасли и ритейла.
На фоне растущего спроса на услуги дата-центров заметны и скептические настроения ряда игроков отечественного рынка, отмечающих, что большинство российских ЦОДов не соответствуют западным стандартам и требованиям, поэтому их использование чревато потенциальными потерями для бизнеса. По данным "Современных Телекоммуникаций", в Москве сейчас сосредоточена довольно крупная часть дата-центров, позиционирующих себя как ЦОДы Tier 3/3+, то есть предшествующих самому высокому уровню надежности (около 22% по числу ЦОД и 40% по суммарной площади технологических залов на конец 2010 года). По мнению участников рынка, подобные дата-центры не соответсвуют такому высокому уровню. Более того, они не стремятся начинать официальную процедуру сертификации, так как шансов пройти ее у них почти нет.
Поэтому тема перспектив развития ЦОДов в России сейчас представляется полемической, поскольку наряду с мнением, что российские дата-центры проигрывают западным, есть и противоположное, заключающееся в том, что развивать ЦОДы в РФ надо с поправкой на местную российскую специфику и реальные финансовые возможности потребителей из разных сегментов бизнеса. Последним уже сегодня необходимы "облачные" мощности, а строгое соответствие всем регламентам реальному бизнесу не требуется. В частности, Алексей Квасников, менеджер по информационным системам по России и СНГ ЭСАБ, считает, что большинство стандартов для дата-центров были разработаны для условий экономически развитых стран, где многие российские проблемы не так актуальны. Разрешая определенные противоречия, возникающие в процессе "приземления" облачных технологий в наших условиях, надо исходить не столько из формальных требований зарубежных стандартов, сколько из имеющихся в действительности потребностей российского бизнеса.
При этом до конца неизвестно, чем именно может обернуться для предприятия в долгосрочной перспективе использование услуг "упрощенного" дата-центра, при создании которого не уделили достаточного внимания вопросам обеспечения нужного уровня доступности сервисов. Обе точки зрения сходятся в одном – современному рынку ЦОДов не хватает системности в построении эффективных решений по лучшим образцам. Заказчики стремятся оптимизировать с помощью ЦОД свою ИТ-инфраструктуру, при этом они становятся более ИТ-продвинутыми, и, анализируя зарубежные сценарии с применением "облачных технологий" и виртуализации, стремятся получить такой же уровень обслуживания и в свой стране.
Сергей Белик, независимый эксперт рынка, уверен, что найти нужный для "облака" канал связи за разумные деньги с гарантированным по SLA (Service Level Agreement) временем восстановления работоспособности, подкрепленным финансовой ответственностью оператора, затруднительно не только в регионах, но и в Москве. Кроме того, по его мнению, есть длинный список причин - от качества имеющейся инженерной инфраструктуры до уровня фактической ИТ-зрелости провайдеров, по которым говорить о предоставлении облачных сервисов в ощутимых для страны масштабах сегодня не приходится. В итоге в России "облака висят в воздухе" и развивать их на рынке B2B весьма сложно из-за ограничений, накладываемых законом о защите персональных данных. Известно, что российские заказчики пока еще достаточно плохо понимают цели и специфику строительства дата-центров, и составленные ими технические задания на ЦОДы иногда представляют собой просто перечень ссылок на нормативные документы, а реальное применение в РФ облачных технологий в отраслях с большими объемами, передаваемых по каналам связи данных, зачастую бывает нецелесообразным в связи с недостаточной развитостью телекоммуникационной инфраструктуры.
Стратегии иностранных сервис-провайдеров, работающих в России, сильно разнятся – ряд игроков выделяют местоположение ЦОДов на территории Евросоюза как конкурентное преимущество, другие операторы стремятся учитывать национальную российскую специфику. "Российский рынок обладает определенной спецификой и гарантировать "страховку" бизнес-процессов клиентов сможет только оператор, проработавший на российском рынке достаточно долгое время", - считает Борис Гехтман, архитектор комплексных инфраструктурных решений Linxdatacenter (компания, владеющая ЦОДами в Москве, Санкт-Петербурге и Таллине). Предложения от европейских ЦОДов, по мнению Гехтмана, не могут полноценно конкурировать с российскими. Для заказчиков они скорее являются дополнением российских площадок, например, в части географического резервирования.
Однако некоторые российские компании могут быть принципиально заинтересованы в использовании зарубежных ЦОДов: например, если для их бизнеса в России есть политические риски или опасность столкновения с правоохранительными органами. Еще один повод воспользоваться зарубежным дата-центром - наличие у российского заказчика иностранных филиалов.
В ближайшие годы тенденции развития рынка ЦОД в мире будут определяться скоростью распространения облачных технологий. Так, по данным исследования Pike Research, к 2020 г. распространение облачных вычислений приведет к снижению общемировых расходов ЦОДов на энергию на 38% по сравнению с "традиционным" сценарием роста мощностей. Расширение применения более эффективных моделей хранения и обработки данных станет одним из главных факторов распространения "зеленых ИТ" на предприятиях.
В силу вышеизложенных фактов в России данный тренд будет менее динамично влиять на этот сектор, поскольку в настоящее время заказчикам важнее другие аспекты. ЦОДы в России продолжают демонстрировать стремление к сокращению затрат и эффективному контролю расходов. Вслед за кризисным спросом на подобные решения поставщики активизировали разработку соответствующих продуктов и услуг. Ряд аналитиков предполагает, что с 2011 г. российский рынок ЦОД ожидает постепенный рост. Этому будет способствовать постепенное движение бизнес-сообщества к докризисным темпам информатизации. По оценке "Коминфо Консалтинг", в общей структуре спроса 80% заказов будут связаны с расширением и модернизацией существующих ЦОДов, а 20% составят новые заказы.
Согласно оптимистичному сценарию, к 2014 г. рынок ЦОД должен вырасти вдвое. Способствовать реализации этих прогнозов может активная позиция заказчиков ЦОД. Большинству из них необходима ИТ-ревизия, которая даст возможность по-новому взглянуть на имеющиеся технологии хранения и обработки данных, пересмотреть существующие схемы услуг, оказываемых при построении и поддержке ЦОД. На этапе пересмотра существующей стратегии в области ЦОД возможным и прогнозируемым результатом станет переход к использованию современных моделей предоставления услуг в области ЦОД (в числе которых - аутсорсинг, SaaS и др.). Такие факторы, как цена и скорость реализуемых проектов по созданию ЦОД, такие требования, как доступность и безопасность хранимой в ЦОД информации будут сохранять для заказчиков доминирующее значение. Кроме того, постепенно будет возрастать роль дополнительных услуг, предоставляемых поставщиками.
Михаил Демидов
На вопросы CNews ответил Андрей Касьяненко, заместитель генерального директора телекоммуникационной компании «Караван».
CNews: Насколько интенсивно ЦОД двигаются в регионы?
Андрей Касьяненко: Сейчас коммерческие дата-центры, в основном, развиваются вокруг Москвы и Санкт-Петербурга, потому что здесь сосредоточен основной спрос. В регионах проникновение услуг связи и интернета и деловая активность ниже. Для потребителя зачастую важно, чтобы его оборудование, размещенное на аутсорсинговой площадке, было в пределах досягаемости, чтобы он мог приехать и посмотреть на него. У кого не существует такой психологической зависимости, предпочитают размещать свои ресурсы за рубежом. И таких клиентов тоже достаточно много. Динамика строительства новых ЦОД привела к тому, что сейчас на рынке практически отсутствует дефицит площадей для размещения оборудования.
Существует еще одна очень важная тенденция - постоянный рост цен на энергоносители и оплату труда квалифицированного ИТ-персонала. Все это приводит к тому, что доход коммерческих ЦОД постоянно снижается, и они вынуждены бороться за повышение уровня доходности своих услуг. Как и на всем телекоммуникационном рынке, на рынке ЦОД появляются новые дополнительные сервисы, комплексные предложения делают услугу интереснее.
Полный текст интервью