|
|
Обзор
Телеком 2011Рынок услуг VoIP на протяжении нескольких лет показывал настолько интенсивный рост, что имели место разговоры о возможном вытеснении фиксированной и сотовой связи. До сих пор положительный тренд обеспечивался желанием сэкономить в условиях нестабильной экономической ситуации - наряду с распространением и относительной дешевизной услуг ШПД, тем более что внедрение IP-решений позволяло минимизировать дополнительные затраты.
Если обычная телефония требует прокладки отдельных проводов по всему офису, то VoIP-сервисы обеспечивают использование уже существующей компьютерной сети. Соответственно, основным мотивом перехода на VoIP для многих является только желание сэкономить.
Преимуществом для корпоративных клиентов остаются широкие коммуникативные возможности, быстрая окупаемость, а также использование новых приложений. Что касается развития VoIP-телефонии в частном секторе в России, то основным трендом следует назвать рост популярности P2P-решений, а также более широкий набор услуг в комплекте поставки системы IP-телефонии по сравнению с традиционными АТС.
Специфика таких сервисов, как Skype и Sipnet, несет в себе определенную опасность для них самих же: при широком распространении подобные решения практически не приносят дохода. По оценкам экспертов, Skype давно стал главным провайдером междугородней связи в мире, больше 90% звонков абонентов осуществляется внутри системы, что не приносит прибыли компании. Тем не менее, Skype получил настолько большую популярность, что с ним уже ассоциируется сама VoIP-телефония.
Согласно данным исследований iKS-Consulting, за 9 месяцев 2010 года совокупные доходы российских операторов фиксированной, сотовой и IP-телефонии от услуг голосовой связи составили 440,4 млрд руб. Несмотря на то что сектор VoIP показал наибольший рост (9% за год), доли рынка по доходам распределились следующим образом: 62% выручки получают операторы сотовой связи (288,2 млрд руб.), 37% — фиксированной связи (171,3 млрд руб.), а на долю VoIP остается только 1% (5,2 млрд руб.).
Структура доходов от услуг связи, 2010 г.
Источник: iKS-Consulting, 2011
Рост сектора объясняется международными успехами Skype: за 2 года число пользователей выросло вдвое, выручка - на 56%, число платных абонентов — на 52%. По мнению J'son&Partners, в сегменте корпоративной голосовой связи Россия будет развиваться по сценарию развитых стран и доля организаций, расположенных в городах-миллионниках, использующих IP-телефонию в любом ее проявлении, увеличится с 39% в 2009 году до 68% к 2013 году.
Доля российских предприятий, использующих IP-телефонию, 2009-2013 гг.
Источник: J'son&Partners, 2011
С ростом качества и удешевлением услуг ШПД использование IP-телефонии стало выгодной альтернативой для междугородных и международных переговоров как в домохозяйствах, так и для корпоративного сектора. Рост доходов от услуг междугородной и международной связи для VoIP по отношению ко всему объему рынка составил 8% и 10%, соответственно. Тенденция сохраняется, а российские показатели по динамике роста соответствуют европейским.
Сделать бесплатный видеозвонок в любую точку мира сейчас дешевле и не сложнее, чем воспользоваться дорогостоящими услугами сотового оператора. Здесь на стороне IP-телефонии не только возможности, но и осведомленность клиентов.
Однако у сотовой связи до сих пор было важнейшее преимущество – мобильность и, принимая во внимание покрытие территории, повсеместная доступность, поэтому IP-телефония в большей степени могла конкурировать с традиционной фиксированной. Если стационарные VoIP-решения являются просто хорошим способом сэкономить на переговорах, то мобильные VoIP, помимо очевидной выгоды для пользователей, несут существенную угрозу для операторов сотовой связи.
Развитие мобильного VoIP остановить уже невозможно: пользователи будут выбирать самую оптимальную цену за голосовые вызовы при схожем качестве предоставления услуги, а возможностей появляется все больше. Растущее проникновение Wi-Fi на рынок мобильных устройств стало плацдармом, который был необходим для мобильных VoIP-приложений, и дело только за "коробочными" решениями - устройствами со встроенным Skype. Популярности VoIP в ближайшее время может способствовать увеличение количества моделей абонентских устройств, в том числе бюджетных SIP-телефонов, расширение сервисов, маркетинговые акции.
Уже сейчас VoIP-приложения можно устанавливать на смартфоны и коммуникаторы с поддержкой 3G и Wi-Fi. Говорить о качестве услуг для мобильных абонентов не приходится: вряд ли оно сильно уступает аналогичным сервисам сотовиков, но это доступно только достаточно продвинутым пользователям. Кроме того, низкая (иногда вообще нулевая) стоимость звонков является мнимой выгодой: за трафик в сетях 3G нужно платить, а бесплатный Wi-Fi трудно доступен в регионах. Также необходимо учитывать, что аудитория, выбирающая бюджетные модели телефонов, в большей степени заинтересована в недорогой связи.
Казалось бы, вести конкурентную борьбу сотовые операторы должны ценовыми методами. Однако стоимость минуты разговоров итак во многих случаях снижена до минимума. Значительная часть доходов операторов сотовой связи - трафик абонентов, находящихся в роуминге. Использование абонентами программ, аналогичных Skype, могло бы существенно сократить доходы оператора, но, имея в виду уровень развития инфраструктуры вдали от крупных городов, беспокоится сотовикам пока не о чем. Хотя если брать в расчет аудиторию крупных городов, то широкое распространение мобильных VoIP-клиентов потребовало бы достаточно хороших каналов и более мощного операторского оборудования, так как звонки по Skype создадут заведомо большую нагрузку, чем использование традиционного сервиса голосовой связи. Здесь стоит обратить внимание на пример зарубежных сотовых компаний – в США существовал запрет на работу мобильных версий Skype из-за возможной перегрузки пропускной способности сети. В итоге использование IP-телефонии становилось нарушением контракта, и оператор оставлял за собой право отключить интернет в случае нарушения пользовательского соглашения.
Сотовые операторы, понимая, что с развитием 3G в условиях увеличения скоростей сервисы VoIP становятся конкурентными, предпринимают ответные меры. Так, компания "МегаФон" представила программу "МультиФон", позволяющую совершать звонки и отправлять сообщения, и запретила своим абонентам звонить из-за границы при помощи Skype. Оператор "Межрегиональный ТранзитТелеком" (МТТ) предложил программу для мобильных телефонов - MTTalk с возможностью использования голосовой связи через GPRS/EDGE/HSDPA либо по Wi-Fi, либо при нахождении абонента в домашней сети используется "обратный звонок".
Существуют и более серьезные преграды, способные затормозить развитие мобильных VoIP. Прежде всего, это отсутствие законодательства, регулирующего данные услуги. Следует сказать, что при заметном росте рынка IP-телефонии, в разы превосходящего рост рынка традиционной голосовой связи, нигде в мире пока нет правового регулирования этой сферы. Есть опасность, что сотовые операторы будут всячески лоббировать запрет на использование IP-телефонии, опираясь на международный опыт: в Канаде пользователи iPhone столкнулись с запретом на использования сервисов Skype, так как согласно канадскому законодательству оператор связи должен иметь возможность в любой момент определить местонахождение звонящего, но при IP-соединении определение номера не предусматривается.
Принимая во внимание, что российские сотовые операторы сегодня во многом определяют мобильную розницу, у них также есть дополнительные возможности контролировать ситуацию на рынке. Пример зарубежных коллег показателен: спустя всего две недели после заявления Nokia о намерении предустанавливать Skype на смартфоны, крупнейшие британские операторы сотовой связи – Orange и O2 – обратились к компании с требованием убрать этот клиент из новых аппаратов под угрозой отказа от их продажи.
Если войне быть, то сотовые операторы имеют достаточно козырей в конкурентной борьбе, чтобы можно было говорить о скорой победе VoIP-телефонии в секторе мобильной связи. Однако возможность интеграции и создания новых сервисов самими операторами могут быть выгодны прежде всего для внутренней конкуренции.
Екатерина Немерич
На вопросы CNews ответил Константин Левчин, генеральный директор компании "Телигент".
CNews: Зачем нужен "МультиФон", если есть Skype?
Константин Левчин: Огромное преимущество оператора связи – наличие уникального номера абонента, MSISDN, построенного по единому для операторов всего мира стандарту E.164.
Skype ID, которые сейчас существуют, крайне неудобны. Нет единого формата, отсутствует логика кодировки (то есть невозможно определить по SkypeID, из какой страны/города пришел вызов), они не являются регулируемыми, а значит, человек может их поменять. Фактически, ресурса нумерации в Skype нет вообще. В социальных сетях дела обстоят еще хуже - там не всегда можно сказать, человек или робот зарегистрирован под соответствующими данными. По сути, это проблема всех "облачных" услуг.