|
|
Обзор
Телеком 2011В 2010 году рынок ГЛОНАСС-устройств и навигационно-информационных систем на базе ГЛОНАСС показал высокие темпы роста, которые, как ожидается, сохранятся в ближайшие годы. При этом в 2010 году рост шел преимущественно за счет государственного заказа. Именно государство в ближайшей перспективе останется ключевым игроком рынка ГЛОНАСС, выступая как крупнейший заказчик, так и регулятор. Постепенно начинает формироваться и потребительский рынок ГЛОНАСС-устройств.
По данным Минпромторга, спрос на приемники ГЛОНАСС в 2010 году вырос в более чем два раза, а в 2011 году может увеличиться еще в 5 раз. В 2008 г. в России было продано около 10-15 тыс. навигационных приемников ГЛОНАСС, в 2009 году – около 40 тыс., а в 2010 году было поставлено порядка 100 тыс. На 2011 год прогнозируется объем поставок порядка 500 тыс.
У компании «Российские навигационные технологии» половина поставок ГЛОНАСС/GPS терминалов для спутникового контроля автотранспорта в 2010 году пришлась на госсектор - всего было поставлено 41 тыс. устройств, из которых 21 тыс. были внедрены в госсекторе. Напомним, что на программу поддержки ГЛОНАСС 2002-1010 гг. из федерального бюджета было выделено 98,7 млрд руб., а из внебюджетных источников привлечено 3,3 млрд. руб.
До сих пор одной из проблем корпоративного рынка ГЛОНАСС являлась малая востребованность отечественных решений со стороны бизнеса, который привык решать свои задачи с помощью GPS. Внедрение же ГЛОНАСС казалось достаточно обременительными расходами. Однако в 2008-2010 гг. государство показало себя сторонником жестких протекционистских мер, приняв ряд нормативных документов и технических регламентов. В частности, осенью 2010 года был принят регламент на колесные транспортные средства, предусматривающий установку аппаратуры ГЛОНАСС/GPS или ГЛОНАСС на транспорт; а также закон о навигации, который предусматривает установку на транспортные средства для перевозки особо опасных грузов или пассажиров только систем ГЛОНАСС.
Параллельно правительственной комиссией было принято решение поднять на 50% пошлины на GPS-приемники и обнулить - на двух- или трехсистемные (с использованием ГЛОНАСС и европейской навигационной системы Galileo). Эти и другие меры лишили бизнес возможности игнорировать ГЛОНАСС и стимулировали рост спроса на ГЛОНАСС-приемники.
«Большая часть бизнеса напрямую не заинтересована в использовании ГЛОНАСС, - говорит Михаил Фадеев, независимый эксперт-аналитик рынка мобильных гаджетов и ГЛОНАСС-GPS навигации. - Основные задачи, которые стоят перед участниками рынка, могут быть реализованы и с помощью «голого» GPS. Специфических же задач, для которых был бы необходим ГЛОНАСС, не так много и это, скорее, нишевые решения, чем рынок массовых внедрений. Поддержка российской навигационной системы – это лишь небольшое функциональное улучшение для того или иного навигационного устройства».
«Бизнес заинтересован - его местами просто обязали использовать ГЛОНАСС, - полагает Светлана Завьялова, аналитик аналитической группы Smartmarketing. - Но что интересно, для ГЛОНАСС давно готова инфраструктура - она создавалась еще в расчете на GPS, но замена одной системы на другую, в общем-то, требует сравнительно небольших усилий. Вообще, для крупной системы трекинга или контроля вопрос о том, какой приемник используется, не принципиален, гораздо больше расходов и затрат уходит на создание самой системы обработки и управления информацией, а с какого датчика она снимается, не столь и важно».
Итак, ситуация на корпоративном рынке постепенно меняется. Коммерческие компании начинают все больше внедрять двухсистемные приемники. По словам Михаила Фадеева, с одной стороны, их цена достаточно ощутимо упала, разница с GPS-альтернативами сократилась, а потому «переплата» за ГЛОНАСС во многих случаях уже вполне терпима. С другой стороны, растут опасения, что рано или поздно использование GPS без ГЛОНАСС окажется если и не под запретом, то значительно усложнится введением протекционистских мер по стороны правительства. Таким образом, ГЛОНАСС медленно, но верно продвигается. Пока по большей части административными методами (иными словами, с помощью госрегулирования), прямо или опосредовано.
Напомним, что развитие потребительского рынка ГЛОНАСС-устройств было одной из ключевых задач в 2010-2011 гг., поставленных Правительством РФ. В начале 2011 года появились некоторые признаки либерализации рынка. Прежде всего, это проявляется в том, что в России, наконец-то, начал формироваться коммерческий рынок потребительских ГЛОНАСС-устройств.
На рынок ГЛОНАСС/GPS-внедрений, обращает внимание Михаил Фадеев, где ранее доминировали государственные и окологосударственные компании, сейчас выходят частные коммерческие структуры. Их цель – уже не «галочка» в реализации того или иного «проекта государственной важности» с не очень понятными критериями эффективности, а получение вполне осязаемой прибыли. Такие компании крайне заинтересованы в том, чтобы их продукция имела высокий уровень функциональности и качества. Это значит, что у ГЛОНАСС-устройств появился реальный шанс стать действительно массовыми продуктами, считает эксперт.
В 2011 году в марте была выпущена первая партия автомобилей «Лада Калина» (50 машин) со встроенной навигационной системой, снабженной приемником ГЛОНАСС/GPS. Кроме того, на прилавках появились первые ГЛОНАСС/GPS-навигаторы с конкурентными потребительскими характеристиками и ценой (в отличие от модели Glospace 2005 года) – Lexand SG-555 и Explay GN-510. Еще несколько брендов заявили о скором выпуске подобных же ГЛОНАСС-моделей.
Есть в продаже и один смартфон с поддержкой двух глобальных навигационных систем – МТС 945 ГЛОНАСС. Правда, его продажи достаточно ограничены (по некоторым данным, в продажу поступило всего несколько десятков аппаратов), а потребительские характеристики оставляют желать лучшего. Так, поддержка ГЛОНАСС, по мнению Михаила Фадеева, реализована здесь вообще «для галочки», так как на деле сигналы российских спутников просто не передаются в навигационные приложения для платформы Android. Но сам факт появления такого смартфона, принимающего сигналы российской навигационной системы, все же внушает оптимизм.
До конца 2011 года на рынок, скорее всего, будет выведено минимум десяток новых моделей навигаторов и смартфонов от разных брендов с поддержкой GPS- ГЛОНАСС, причем разница в цене между ними и обычными GPS-навигаторами будет постепенно уменьшаться. Уже сейчас в первых навигаторах она составляет 30-40% или 1,5 тысяч рублей.
По мнению Светланы Завьяловой, тормозят развитие ГЛОНАСС проблемы инфраструктурного плана: падения ракетоносителей, вывод спутников. Но с точки зрения ИТ и мобильных решений, проблем практически нет. Напомним, что ракета «Протон-М» с тремя спутниками «Глонасс-М» стартовала с Байконура 5 декабря прошлого года с целью завершить формирование российской спутниковой группировки ГЛОНАСС. На орбиту космические объекты так и не были выведены – разгонный блок со спутниками упал в Тихий океан. Ущерб от утери спутников исчисляется несколькими миллиардами рублей, срок формирования спутниковой группировки, был отодвинут на август 2011 года.
Сегодня эксперты сходятся в том, что серьезного качественного рывка к полноценному рынку, пока не произошло. Но изменения все равно постепенно накапливаются. «Скорее закладка краеугольных камней, – считает Светлана Завьялова. - Серьезного старта не было. Но исподволь готовилась почва для прорывов 2011 года, в частности, связанная с внедрением ГЛОНАСС-решений в существующие навигационные контроллеры. Это, прежде всего, Qualcomm, но они не одиноки. В итоге ситуация, когда ГЛОНАСС реализовывалась только микросхемами отечественного производства, ушла в прошлое. Сегодня такие решения предлагают мировые поставщики компонентов, а значит, снижаются цены и отрабатывается технология. А, значит, таких устройств будет все больше».
По словам Михаила Фадеева, активное внедрение ГЛОНАСС на корпоративном рынке и рынке государственных поставок осуществляется под сильным давлением административного ресурса. 2010 год оказался в некоторой степени переломным: началось повсеместное внедрение приемников ГЛОНАСС/GPS, в частности, в транспортной инфраструктуре. Однако эти внедрения в значительной своей части носили формальный характер.
Следующий этап развития рынка ГЛОНАСС ожидается после 2013 г., когда заработает система «ЭРА ГЛОНАСС»: для экстренного реагирования на аварии автотранспорт будет оснащаться специальными датчиками, сигнализирующими о возникшем чрезвычайном происшествии. Однако уже сейчас сроки осуществления проекта ставятся под сомнение - никто пока не видел даже тестового образца работающей системы, а вероятность, что систему начнут ставить на конвейер даже не все, а хотя бы несколько автопроизводителей, практически равна нулю, поскольку проект является трудозатратным.
Алексей Писарев