|
|
Обзор
Телеком 2011Сети беспроводного широкополосного доступа в интернет захватывают российские регионы. Новые технологии позволяют операторам наравне с сотовой связью предоставлять пользователю необходимые дополнительные услуги и интернет-контент. Потенциал БШПД, в представлении игроков рынка, велик. Начинается строительство сетей LTE и WiMAX, но сформировался ли потребитель этих услуг?
Беспроводной доступ в интернет стал одним из драйверов рынка телекома в 2010 году. Сергей Скрипников, руководитель отдела по связям с общественностью региона Северная Европа и Центральная Азия компании Ericsson, отмечает, что в силу обстоятельств запуск 3G-сетей в регионах произошел существенно раньше, чем в столице. Однако абоненты в мегаполисах получили доступ к новым сетям HSPA+ и быстрым скоростям. Рост потребления услуги в крупных городах, по мнению эксперта, происходит за счет более высокого уровня доходов населения. Немалую долю среди абонентов занимают бизнес-пользователи, а также молодежь. В регионах картина целевого потребителя несколько иная. Зачастую мобильный доступ в сеть является единственным реальным способом выхода в онлайн для жителей удаленных областей. Скрипников отмечает, что российская картина освоения сетями БШПД малонаселенных пространств во многом схожа с ситуацией на австралийском континенте: "По наблюдениям Ericsson, в Австралии, где, как и в России, невысокий уровень проникновения проводного ШПД в регионах, именно в регионах происходит наиболее динамичный рост потребления БШПД, и там же объем потребляемого трафика на пользователя значительно выше среднего".
По данным MForum Analytics, сегмент передачи данных и доступа в интернет занял второе место на рынке связи в 2010 году. Объем рынка ШПД составил 13,7%, пропустив вперед только сектор сотовой связи, причем вместе оба занимают более 55% всего рынка связи.
Рынок связи России, 2010
Источник: MForum Analytics, 2011
Тнденцию восстановления рынка после кризисного затишья отметил Олег Тайнов, заместитель генерального директора по коммерции компании "Энфорта": "К внешним факторам можно отнести то, что рынок возобновил свой рост – федеральные сети возобновили региональную экспансию, стали развиваться региональные компании. Увеличился спрос на крупные системные проекты". Компания, оформившая свое присутствие в 200 городах с населением более 100 тыс. человек, увидела опережающий рост доли доходов от услуг по построению виртуальных частных сетей и услуг системной интеграции.
В некоторых регионах страны существует серьезная конкуренция между различными технологиями мобильного широкополосного доступа. В частности, в Москве действуют мобильные сети передачи данных по технологиям WiMax ("Скартел"), EVDO Rev. A ("Скайлинк") и HSPA+ (операторы "большой тройки"). Как полагает Сергей Скрипников, в среднесрочной перспективе и в стране, и мире в целом ожидается массовое распространения сетей по технологии HSPA+, а вслед за ней и LTE. Этот вывод сделан не на пустом месте, поскольку в последние годы основные операторы мобильного WiMax объявляют об отказе от инвестиций в существующую сеть, предпочитая сосредоточиться на развитии технологии LTE. Это наблюдение подтверждает тезис о доминировании технологии LTE в долгосрочной перспективе.
"LTE дает больше технических возможностей операторам. Например, LTE обеспечивает работу сети в канале до 20 МГц (и 100 МГц за счет агрегации спектра в релизе 3GPP 10). Или другой пример – LTE с меньшей скоростью разряжает батарейки пользовательских устройств, поскольку не использует OFDMA-модуляцию в обратном канале", – отмечает эксперт.
Современный рынок беспроводного доступа в интернет пока не является столь массовым, чтобы можно было делать вывод о наличии серьезной конкуренции между мобильным и фиксированным доступом в сеть. Проникновение услуг на данном этапе развития рынка еще невелико – 6% у мобильного и 10% у фиксированного на конец 2010 года, заявляет г-н Скрипников. Обе услуги сейчас лишь дополняют друг друга, не вступая в конкуренцию между собой. Пользователь, у которого подключены оба вида доступа, не умаляют трафик в фиксированной сети, а дополняют его в мобильной, поскольку существует возможность пользования этим дополнительным каналом. Вывод аналитик делает на основании результатов исследования, проведенного Ericsson Consumer Lab.
Отмечается не только рост трафика широкополосного доступа в интернет. В принципе возрастает объем передачи данных в мобильных сетях, даже если осуществляется доступ на основе EDGE. "Запуск 3G-сетей ведет к 10-кратному росту трафика в течение года (по сравнению с сетью EDGE)", – считает Сергей Скрипников.
В компании Ericsson ожидают многократного роста и числа пользователей, и среднего потребления данных на одного пользователя. Сейчас на один смартфон приходится в среднем от 100 до 200 Мб трафика в месяц. Вероятно, к 2015 году потребление трафика пользователями смартфонов вырастет в 7–8 раз.
Измерения Ericsson в сегменте радиодоступа позволяют эксперту отметить, что перегрузки возникают не более чем в 7% базовых станций – там, где регулярно возникают массовые скопления людей. Транспортные сети зачастую выступают в роли "бутылочного горлышка" в мобильном ШПД. Г-н Скрипников отмечает, что динамичный рост БШПД ставит перед оператором безусловную задачу по расширению транспортных каналов.
Олег Тайнов, подходя к вопросу с позиций разработчика-практика, отдает должное взаимосвязи загрузки сети с бизнес-моделью оператора беспроводного доступа и тем сегментом рынка, на который он ориентирован. Перегрузка сети способна привести к деградации качества услуг, с которыми оператор выходит на рынок, говорит эксперт. Наиболее часто случаи, в которых сложно заранее спланировать нагрузку, наблюдаются в сетях мобильного ШПД. "Зачастую такие перегрузки связаны с ошибками в планировании (объемов потребления трафика на абонента, количества абонентов, их географического распределения в зоне покрытия сети). Ошибки приводят к тому, что оператор осознаёт необходимость расширения, но не имеет возможности его провести в силу несоответствия его бизнес-модели или исчерпания выделенного частотного ресурса", – отмечает спикер. Но признает положительной чертой беспроводных технологий то, что вообще они позволяют расширять сеть достаточно быстро в пределах имеющегося частотного ресурса (путем установки дополнительных базовых станций).
Говоря об основных источниках загрузки сетей трафиком, Сергей Скрипников выделяет мобильные модемы и смартфоны: "По нашим измерениям, если один смартфон в среднем генерирует в 10 раз больше трафика обычного мобильного телефона, то средний "донгл" – в 10 раз больше, чем смартфон. С другой стороны, смартфоны с их функцией fast dormancy (для сохранения заряда батареи) серьезно нагружают сети еще и сигнальным трафиком".
Олег Тайнов приводит цифры показателей входа на рынок и говорит о том, что бизнес оператора БШПД не является "легким хлебом": "Начальные капитальные затраты на развертывание сети сравнительно невысоки – в районе 2–7 млн рублей на региональный город с населением 250–800 тыс. человек. Сроки выхода на положительный показатель EBITDA не превышают 1,5 лет (совокупные инвестиции на город составляют от 5 до 15 млн рублей). Но возврат инвестиций может затянуться на период более 5–7 лет".
Эксперт напоминает, что сеть требует постоянного развития, расширения и модернизации. Соответственно, заработанный денежный поток от операционной деятельности реинвестируется на покрытие новых капитальных затрат.
Помимо финансовой составляющей входной порог определяет и необходимость получения уникального частотного ресурса, необходимого для развертывания сети БШПД. Сегодня рост трафика в беспроводных сетях связи значительно опережает рост эффективности использования частотного спектра, обеспокоен г-н Тайнов. Несмотря на конверсию частотного спектра ощущается его нехватка для существующих и новых участников рынка.
Сергей Скрипников приводит оценку аналитической компании Informa Telecoms & Media: смартфоны генерируют свыше 65% мобильного трафика в масштабах всего мира, хотя проникновение смартфонов едва достигло 13%. Пользование мобильным ШПД в ближайшие годы продолжит динамично расти и в мире, и в России, где по данным Mforum кумулятивно за минувшие годы было продано свыше 17 млн смартфонов. В компании Ericsson ожидают, что при сохранении темпов роста продаж в ближайшие 4–5 лет проникновение смартфонов в России превысит 50%.
Аналитики из UBS полагают, что для типичного европейского оператора рост проникновения смартфонов на 6% ведет в перспективе к росту совокупных доходов оператора на 2% – в первую очередь, за счет роста выручки от мобильного ШПД. Если взять за основу эту логику, то в России развитие мобильного ШПД может принести российским операторам 10–15% к их текущей выручке, полагает г-н Скрипников.
В мировом масштабе, по оценке Ericsson, доходы мобильных операторов от передачи данных составили около 120–140 млрд долларов по итогам 2010 года. К 2015, согласно прогнозу компании, этот показатель достигнет 300 млрд долларов. Безусловно, в основе этого роста будет лежать множество факторов, но рост проникновения смартфонов станет ключевым.
Поскольку ожидания роста рынка смартфонов имеют столь масштабные перспективы, должны быть построены и сети, готовые их обслуживать. Наши эксперты сходятся во мнении, что будущее – за сетями на основе стандарта LTE. Однако для того чтобы их внедрение было наиболее эффективным, необходимо подготовить рынок, полагает Дмитрий Конарев, заместитель директора департамента беспроводных технологий регионального отделения Huawei по России, Украине и Белоруссии.
"В первую очередь, рынок должен быть "разогрет" возможностью высокоскоростной мобильной передачи данных, а также наличием достаточного количества терминального оборудования. Хорошим помощником являются действующие сети UMTS, абоненты которых уже привыкли к предлагаемому набору и качеству услуг".
Эксперт считает, что основной задачей LTE-сетей является не только перетянуть пользователей из мобильных сетей, но и привлечь абонентов фиксированного доступа. Самым главным стимулом станет получение конкурентного преимущества, а катализатором – запуск первых сетей. Главным условием для появления LTE-сетей г-н Конарев считает прозрачность и понимание условий их развертывания. Сергей Скрипников дополняет: "Главными условиями появления сетей LTE в России являются доступность частотного ресурса и решения регуляторов (лицензии, технические условия и т.д.). Как только эти вопросы будут решены, операторы смогут начать развертывание сетей. Все необходимое для этого уже есть".
Эксперт отмечает, что мобильный ШПД уже предлагает скорости более высокие, чем те, которые имеются у большинства пользователей домашних сетей. Уже продемонстрированы технологии, обеспечивающие скорости 1 Гбит/с к абоненту и 500 Мбит/с от абонента. Рост рынка смартфонов и нетбуков – вот основной фактор, мотивирующий операторов на развитие сетей четвертого поколения. Рынок пользователей услуг LTE-сетей – это все сегодняшние пользователи сетей GSM и 3G/HSPA.
Технология LTE позволяет достичь больших скоростей, что позволит удовлетворить растущий спрос пользователей на комфортный, скоростной мобильный доступ в интернет, в основе которого – бурный рост проникновения смартфонов и планшетов. С технологией LTE у операторов появляется возможность задействовать 20 МГц радиоспектра для получения большей емкости сети, а с выходом релиза 10 (3GPP R10) появится возможность агрегировать в сумме до 100 МГц спектра для получения пиковых скоростей до 1 Гбит/с к абоненту и 500 Мбит/с от абонента.
Безусловно, потребуется определенное время на то, чтобы сформировалась полноценная экосистема решений для LTE, от мобильных модемов до поддержки технологии в смартфонах, планшетах и других устройствах. Достижение эффекта масштаба в индустрии несомненно приведет к снижению цен и сделает LTE-устройства более доступными для широких масс населения.
Оценить затраты, необходимые для построения и ввода в эксплуатацию коммерческой LTE-сети, по мнению Дмитрия Конарева, возможно только после четкого понимания объема услуг, которые намерен предоставлять оператор. На сегодняшний день основой составляющей стоимости оборудования является не "железо", а программное обеспечение с набором различных возможностей.
Сергей Скрипников предлагает разрабатывать и внедрять LTE-сети, учитывая взаимодействие с уже имеющимися сетями 2G/3G или CDMA. Это позволяет не только повторно использовать значительную часть существующей инфраструктуры, но и получать синергетический эффект. При планировании и построении сети представитель компании предлагает использовать специальное оборудование – высокоемкие пикосоты, которые станут одним из ключевых элементов гетерогенных сетей (особенно выгодных для сети внутри здания) и позволят сократить расходы на радиопокрытие.
Имеющиеся на данный момент 3G-фемтосоты несут ряд нерешенных технических проблем. Они обладают низкой эффективностью использования частотного ресурса, производят помехи на фемто- и макроуровнях, на них регулятором наложены ограничения. К тому же есть альтернатива в виде Wi-Fi доступа в интернет. Разработчики оборудования LTE-фемтосот должны учитывать все отрицательные стороны существующих 3G-фемтосот, чтобы новые сети могли работать максимально качественно.
Производители оборудования 4G расширяют свои продуктовые линейки и не собираются останавливаться на достигнутом. Поддерживая широкий модельный ряд, каждый производитель предлагает свои разработки для лучших решений при построении будущих LTE-сетей.
Как справедливо полагает Дмитрий Конарев, российские регуляторы всегда оказываются не готовыми к принятию новых стандартов. Правда, эксперт отмечает готовность, например, руководства Поволжского региона к внедрению новейших технологий и стандартов. Отечественный механизм, как правило, подразумевает обязательное получение команды сверху. Как только такая команда получена, проработка решения не заставляет себя ждать. Операторы готовы приступать, пусть и фрагментарно, к коммерческой эксплуатации сетей нового поколения.
Татьяна Бакажинская